Две вещи, не имеющие основания
для сравнения, или, иными словами, не обладающие
ни одним общим признаком (например, чернильница и
свобода воли), никак не могут быть
противопоставлены друг другу. (Н.С. Трубецкой)
Приходилось ли вам
слышать стенания и жалобы учителя литературы,
читающего сочинения семиклассников на тему
"Остап и Андрий в повести Н.В. Гоголя "Тарас
Бульба””? Случалось ли вам видеть страдания и
муки семиклассника, пишущего... (далее подставить
нужное из предыдущих строк)? Если случалось и
приходилось, то не задумывались ли вы, чем помочь
сочиняющему ученику и проверяющему педагогу,
особенно если учесть, что в этом году
сопоставительная тема будет предложена на
выпускных экзаменах по литературе? Ответ
очевиден: учить (и учиться) сопоставлять начиная
с пятого класса.
Известно, что сравнение — одна из логических
операций мышления, включающая поиск общих черт и
различий между объектами. Учёные-психологи
считают, что способность к сравнению тесно
связана с уровнем развития мышления. Насколько
человек способен находить почву для сравнения,
объяснять принцип, по которому проводится
сопоставление, настолько развитыми можно
считать его мышление и речь. О том, как развивать
эти способности на уроках литературы, вы можете
прочитать в книге для учителя "Я иду на урок
литературы. 5-й класс” в статье "Что на что
похоже?”.
Гётевский Фауст стремился видеть все явления
мироздания в их взаимосвязи и взаимодействии,
чтобы понять, каким образом они составляют
единое целое. Не станем уподобляться в данном
случае Фаусту и сузим рамки своего разговора.
Договоримся, что предметом нашей беседы станут
тема сопоставления литературных героев
(персонажей, образов) и способы подготовки
школьников к сочинению по этой теме.
* * *
Если мы воспользуемся
"Толковым словарём живого великорусского
языка” В.Даля, то выясним, что слово
"сопоставлять” поясняется путём подбора
следующего ряда синонимов: "сопоставить что с
чем, ставить вместе, рядом; сличать, сравнивать...
сопоставимый чему предмет, однородный,
соизмеримый, сравнимый”. И далее: "сравнивать...
сравнить что с чем, приравнить, сличить,
приложить или уподобить, применить, прикинуть,
сопоставить, показав сходство или разницу...
Только однородные предметы сравнимы”.
Первый вопрос, над которым следует задуматься,
рассматривая предложенные для сравнения
объекты, — в чём цель сравнения? Что нового мы
узнаём, сравнивая эпизоды, героев, философские
взгляды и так далее? Что даёт нам сравнение для
понимания художественного мира того или иного
автора? Так, например, при изучении пушкинского
романа в стихах "Евгений Онегин” учащимся
традиционно предлагается для сопоставления тема
"Онегин и Ленский”. Основная претензия, которую
учитель впоследствии предъявляет к работам
учащихся, — отсутствие сравнения как такового.
Текст сочинения часто распадается на две не
связанные между собой части: характеристику
образа Онегина и характеристику образа Ленского.
Может быть, следует перед началом работы над
сопоставлением пушкинских героев обсудить с
учениками слова Ю.М. Лотмана:
"Противопоставление (героев)
мыслилось как антитеза умного скептика и
наивно-восторженного энтузиаста. Соответственно
черты свободолюбия, сохранившиеся и в
окончательном варианте образа Ленского,
первоначально были значительно резче
подчёркнуты. Оба образа (и Онегина, и Ленского)
связаны с лирическим миром автора, но второй
отнесён к тому эмоционально-идейному миру поэта
до перелома 1823 года, который осознаётся теперь
как сохранивший обаяние чистоты, но наивный, а
первый — как отмеченный печатью зрелого ума, но
затронутый разъедающим скепсисом. Сопоставление
этих образов подчёркивает и ущербность каждого в
отдельности, и духовную ценность каждого из них.
Сложная система стилистических переходов
позволила Пушкину отделить авторское
повествование и от позиции Ленского, и от позиции
Онегина и одновременно уклониться от жёсткой и
однозначной их оценки”. Таким образом, ученикам
будет предложено идейное основание для
сопоставления героев романа в стихах.
Между персонажами произведения могут
возникать довольно сложные композиционные
взаимоотношения. Наиболее простой и часто
встречающийся случай — противопоставление двух
образов друг другу. По такому принципу контраста
построена, например, система персонажей в
"Маленьких трагедиях” Пушкина: Моцарт—Сальери,
Дон Гуан—Командор, Барон—его сын. Несколько
более сложный случай, когда один персонаж
противопоставлен всем другим, — тогда важны даже
количественные соотношения. Недаром Грибоедов
писал, что в его комедии "двадцать пять глупцов
на одного умного человека”. Реже применяется
приём так называемого "двойничества”, когда
персонажи композиционно объединены по сходству
(Бобчинский и Добчинский).
Через сопоставление персонажей исследователь
приближается к пониманию тех тем и проблем,
которые эти персонажи воплощают. Так, в самом
начале романа "Анна Каренина” Толстой
формулирует тематический принцип: "Все
счастливые семьи похожи друг на друга, каждая
несчастливая семья несчастлива по-своему”. На
этом принципе основывается композиционная
группировка персонажей — разные семьи в романе
по-разному развивают эту тему.
Особенно интересно рассматривать
композиционные взаимоотношения персонажей,
когда они не получают выражения в сюжете. "Тогда
между образами устанавливаются скрытые на
первый взгляд, но очень значимые композиционные
связи, к тому же лучше начинаешь понимать
гармоническую цельность в построении
произведения. Что, скажем, общего между
Наполеоном и Элен, Кутузовым и Наташей? На первый
взгляд — ничего, это персонажи из разных
сюжетных линий романа. Но в том-то и дело, что
разные, казалось бы, абсолютно обособленные
линии связаны прочными композиционными
скрепами, в частности, в области системы
персонажей. И с этой точки зрения все персонажи
романа делятся на две группы: одни живут
естественной жизнью и воплощают в себе дорогие
Толстому нравственные начала любви и духовного
самоусовершенствования; жизнь других
неестественна, подчинена ложным целям,
безнравственна в своей основе и воплощает в себе
идею разъединения людей, глубоко ненавистную
Толстому” (Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа
литературного произведения).
* * *
Особую важность
приобретает этап подготовки к написанию
сочинения на сопоставительную тему. Собранные
материалы удобно оформлять в виде таблицы, на
основе которой затем пишется сочинение.
Предлагаем вашему вниманию весьма удачный
образец подобной работы, выполненной московским
преподавателем И.Скляровой.
|
Чацкий |
Молчалин |
Говорящие фамилии |
В первой редакции фамилия героя
писалась "Чадский”: - указание на П.Я. Чаадаева, одного из
вероятных прототипов;
- от "чад” — герой пребывает в чаду страсти и
борьбы:
Ну вот и день прошёл, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли. |
- от "молчать”;
- (иронич.) человек, пострадавший от
собственной болтливости.
|
Социальная
принадлежность, элементы биографии |
Дворянин; сын небогатого
помещика Андрея Ильича Чацкого. После смерти
отца и матери (Анны Алексеевны, которая, по словам
Фамусова, "с ума сходила восемь раз”) рос в
фамусовском доме. Связан с Софьей ранним
сиротством (Софья также потеряла мать), "детской
дружбой”, общим воспитанием, образованием,
наконец, любовью. Уезжает в Европу "ума искать”;
служит некоторое время в Петербурге — "связь с
министрами”, выходит в отставку ("разрыв”).
"Лечился, говорят, на кислых он водах, // Не от
болезней, чай, от скуки…” (Лиза). Член
Английского клуба. |
Чиновник (коллежский асессор —
гражданский чин 8-го класса), провинциал. Безродного
пригрел и ввёл в моё семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари,
В Москву переведён через моё содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
(Фамусов). |
Материальное положение |
Небогат (наследство Чацкого —
300–400 душ). С точки зрения Фамусова, оба не годятся
в женихи дочери: "Кто беден, тот тебе не пара”. |
"Нищий”, по словам Фамусова.
...Если наберётся
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених. |
Возраст |
Чацкий года на три старше Софьи,
следовательно, ему около двадцати. |
Молчалин, вероятно, ровесник
Чацкого или немного его старше. |
Черты характера |
Не "деловой” — смелый,
горячий, откровенный, искренний; может быть
резким, самоуверенным, бесцеремонным,
язвительным; горд, требователен к другим,
принципиален, честен, не способен на компромисс;
умён, остроумен: (Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.)
(Софья);
"чувствителен” (Лиза), ранимый; воплощает в
себе идеалы декабристов; активен в сфере идей;
лишён всякой расчётливости. |
"Деловой” (Фамусов): "три
награжденья получил”; осторожный, скрытный;
холодный, расчётливый; — угодливый ("угождать
всем людям без изъятья”; "уступчив, скромен,
тих” (Софья); гибкий (легко приспосабливается
к существующим условиям, "услужник знаменитый”
(Ч.); двуличный, нечестный, подлый ("В нём
Загорецкий не умрёт” (Ч.); эталон глупости для
Чацкого: "тот, кто на всех глупцов похож: //
Молчалин, например”, "ума в нём только мало”;
активен в достижении жизненных результатов (с
точки зрения Софьи, способен "осчастливить
семейство”). |
Мировоззрение |
Враг любого раболепства (монолог
"И точно, начал свет глупеть...”); противник
крепостного права; человек, отказывающийся от
должности и карьеры, стремящийся служить "делу,
а не лицам”; открыто высказывающий свои
взгляды, не желающий лукавить; сторонник
обязательного воспитания и образования; имеет
собственное мнение по любому вопросу (отношение
к народу, истории, национальному и иностранному,
языку и т.д.) |
Полностью разделяет взгляды
Фамусова и людей его круга (обращение к Чацкому: Что
б вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить);
карьерист, "низкопоклонник и делец” (Ч.); лишён
чувства собственного достоинства и поэтому
намеренно унижается и подчёркивает своё
зависимое положение: "надобно ж зависеть от
других”; "завещание” отца ("Мне завещал
отец...”); своими талантами считает
"умеренность и аккуратность”. |
Поведение в обществе |
Свободное, независимое,
самостоятельное. |
Зависимое ("не смею моего
сужденья произнесть”). |
Отношение к Софье |
"Я вас без памяти люблю”.
Сложное, очень глубокое чувство: ...та страсть,
то чувство, пылкость та,
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам? |
Я в Софье Павловне не вижу
ничего
Завидного;
...Любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека. |
Взаимоотношения с
окружающими |
"Странен”, ни на кого не похож,
непонимаем и сам не в состоянии понять других.
Одинок, гоним всеми, единогласно объявлен
сумасшедшим: "И в многолюдстве я потерян, сам не
свой”. |
Хотя он "не свой” в доме
Фамусова, сумел в нём "дружбу приобресть”. В
разговоре с Чацким употребляет местоимение
"мы”, выступая как представитель всего общества
("Как удивлялись мы... Жалели вас”). |
Речь |
"Сложная”, богатая,
эмоциональная. Говорит много, стремительно,
афористично, находчиво и остроумно. "Говорит,
как пишет” (Ф.). Особая лексика ("слабодушие”,
"подлейший”, "рабский”) — отражение
мировоззрения, образность, обилие цитат и
"культурных знаков” (начитанность,
образованность), множество речевых фигур
(риторических вопросов и восклицаний, инверсий,
повторов, антитез — ораторские способности).
Самые длинные монологи в пьесе принадлежат
Чацкому. |
Односложная, осторожная,
приниженно-вежливая, местами подобострастная,
местами деловая. Неизменно с частицей "-с”. "Не
сочинитель я-с…”. Исчерпывающе охарактеризован
Чацким: "Вот он на цыпочках, и не богат словами”. |
Детали-символы |
Открытое пространство, простор
вообще, стихия: Я сорок пять часов, глаз
мигом не прищуря,
Вёрст больше семисот пронёсся — ветер, буря...
И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам голову сломя...
Пойду искать по свету... |
"Чуланчик” — комната Молчалина
— нечто замкнутое. Существование рассчитанное,
размеренное, однообразное: "день за день, нынче,
как вчера”. |
"Перспективы” |
"Все гонят! все клянут!
Мучителей толпа…” |
”Молчалины блаженствуют на
свете!” (Ч.). |
Можно предложить ученикам начать обсуждение со
слов литературоведа М.П. Ерёмина: "Молчалин
действительно глуп, если искать в нём признаков
высокого, просвещённого, гуманного ума. Но ведь
есть ещё и другой "ум” — "пошлый опыт — ум
глупцов”, как назвал его Некрасов. Таким "умом”
Молчалин умён чрезвычайно. Это достойный
преемник Фамусова”. Согласны ли вы с этим?
* * *
В старших классах
ученикам не раз придётся встретиться с темами,
требующими умения давать сравнительную
характеристику двух литературных героев.
Понятие о сравнении героев художественного
произведения можно предложить уже
пятиклассникам на материале "Сказки о мёртвой
царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина
(Царица и Царевна), поэмы "Руслан и Людмила”
(Руслан и его соперники: Фарлаф, Ратмир, Рогдай),
сказки "Три толстяка” Ю.К. Олеши (Суок и
учитель танцев Раздватрис).
Начать разговор можно с того, чтобы попросить
пятиклассников объяснить: как они понимают,
зачем сравнивать героев произведения? В чём наша
задача? Задача читателя (это и задача урока, её
можно записать в тетрадях и на доске) — понять, с
какой целью сам автор сопоставляет героев,
постараться разгадать его замысел. Попытаемся,
сравнивая героев, посмотреть на мир "глазами
автора”, разобраться, в чём особенности его
видения. Таким образом мы обогатим и свой
собственный взгляд на мир... Итак, наша задача —
раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и
чувства героя.
На одном из уроков дети сами пришли к мысли, что
рассказать о герое произведения можно, если
найти в тексте его портрет (внешний вид), выбрать
из текста то, что автор говорит о его характере,
проанализировать поступки и мысли героя, а затем
сделать вывод — как автор относится к своим
героям. Так в тетрадях появилась запись:
"Портрет героя (внешний вид) — внутренний мир
(характер, мысли, чувства, поступки) — судьба
героя — авторское отношение — мнение читателя”.
Повторимся: логическая операция сравнения
включает поиск общего и поиск различий.
Предложите ученикам найти как можно больше
общего между Царицей и Царевной из сказки
Пушкина "О мёртвой царевне и о семи богатырях”.
Для этого нужно внимательно перечитать текст и
подчеркнуть карандашом всё, что относится к
Царице и Царевне. Наверное, дети отметят красоту
и молодость героинь, и то, что их обеих любит Царь,
и то, что обе они являются персонажами сказки
Пушкина, а может быть, что-то ещё…. Теперь можно
начинать записи на доске и в тетрадях.
Царица
Красивая |
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела... |
Умная |
И умом и всем взяла... |
Злая, завистливая |
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива;
С ним одним она была
Добродушна, весела;
чёрной зависти полна,"Царица злая” приказывает
убить падчерицу, посылает отравленное яблоко;
умирает в финале от зависти ("тоски”) |
Нетрудолюбивая |
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела |
Вызывает неприязненное
отношение читателя |
|
Автор относится к ней без
симпатии |
Чёрт ли сладит с бабой гневной? |
О новой Царице в сказке говорится, что она "уж и
впрямь была царица”. Что имеется в виду? Каких
качеств, судя по этому отрывку, достаточно, чтобы
называться "впрямь царицей”? А кем царица НЕ
была? Какие качества отсутствуют? Что для автора,
по-вашему, окажется важнее: её задатки как
хорошей царицы или её злые человеческие
качества? Гордость — положительное или
отрицательное качество? Прочитайте отрывок,
начинающийся со строки: "И царица хохотать...”
Проследите, какие движения совершает Царица в
этом эпизоде (хохотать, плечами пожимать,
прищёлкивать перстами, подмигивать, вертеться
подбочась). Быстрые они или медленные? Зачем
Царица это делает? Она очень довольна собой, так
выражаются её гордость и тщеславие. Попробуйте
проделать эти движения. Какие чувства вызывает
человек, ведущий себя подобным образом?
Прочитайте второй разговор Царицы с зеркальцем.
Отрицает ли зеркальце красоту Царицы? Почему в
таком случае Царица разгневана? Как обращается
Царица к зеркальцу ("свет мой зеркальце” и
"мерзкое стекло”). Почему меняется её обращение?
Почему, на ваш взгляд, сомнений в правдивости
зеркальца у Царицы не возникает в первом случае,
а во втором она говорит: "Это врёшь ты мне
назло”? Тихо она говорит или громко?
А теперь послушайте, как Пушкин описывает
взросление Царевны: "тихомолком расцветая...
росла, поднялась и расцвела”. О чём ещё так можно
сказать? О цветке, о бутоне. Быстро или медленно
растёт Царевна? Слышны ли вам какие-нибудь звуки,
сопровождающие то, как она "расцвела”? Сравните
с предыдущим эпизодом, связанным с Царицей.
Царевна
Красивая |
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва… |
Добрая, кроткая |
Нраву кроткого такого. Елисей
отправляется в дорогу "за красавицей-душой” |
Любит и знает порядок |
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку... |
Переживает сон, подобный смерти,
спасена и счастлива, её любят все герои сказки
(кроме Царицы) |
|
Вызывает нежное отношение
читателя |
|
идеал автора |
"красавица-душа”, "моя
душа”;
главные качества женщины — красота и душа |
чуть ироничное отношение автора |
Ах!.. и зарыдали оба. |
Перед тем как сделать вывод, ещё раз уточните
цель сравнения — разгадать замысел автора,
попытаться понять элементы картины мира Пушкина.
Очевидно, что пушкинский идеал женщины включает
красоту, кротость, доброту, любовь к порядку, к
дому, способность создать уют. Не здесь ли
проявляется мечта самого Пушкина о "тёплом
доме”, о семейной жизни, об идеальной жене?
Ученики также отмечали, что внешняя красота без
душевности может быть напоена ядом, как
волшебное яблочко из сказки ("Соку спелого
полно, // Так свежо и так душисто, // Так
румяно-золотисто, // Будто мёдом налилось!”, но
"напоено // Было ядом, знать, оно”).
Дома, используя записи в тетради, ученики
готовят устное сравнение Царицы и Царевны. В
сильном классе можно предложить написать
сочинение по рабочим материалам, собранным на
уроке.
* * *
Обучая ребят написанию
сочинения на сопоставительную тему в старших
классах, вы можете использовать следующие
упражнения:
Упражнение 1. Напишите
сочинение-миниатюру о философских взглядах
Пушкина, выраженных в стихотворении "Золото и
булат”, подготовив предварительные рабочие
материалы. Есть ли в стихотворении
противопоставление? В чём цель сопоставления?
Раскройте позиции "персонажей-символов”. Чего в
них больше: общего или различий?
Упражнение 2. Проанализируйте
развёрнутое сравнение "толстых и тонких” из
поэмы Гоголя "Мёртвые души” (1-я глава).
Найдите общее и различия. В чём цель сравнения?
Согласны ли вы, что в развёрнутых сравнениях
"раскрывается несколько признаков одного
явления или характеристика целой группы
явлений” (Т.А. Калганова)? В чём, с вашей точки
зрения, цель гоголевского сравнения? Что даёт
"опытному читателю” понимание этого сравнения?
Как продолжена тема "толстых и тонких” в
русской литературе XIX века?
Упражнение 3. Напишите
сочинение-миниатюру "Как я представляю себе
человека по сравнению "Господи, это же не
человек, а — дурная погода!” (М.Горький)”?
Упражнение 4. Выполните задания к
тексту для редактирования.
|