Роман Замятина «Мы», написанный в 1921—22 годах,
впервые опубликован на английском языке в 1924 году в Нью-Йорке, впервые на
русском языке — там же, в 1952 году. В нашей стране роман увидел светлишь в
1988 году в 4—5 номерах журнала «Знамя». История романа драматична, так же как
и судьба его автора.
В 1920
году Е.И. Замятин написал роман «Мы», который сам определил как свое «самое
шуточное и самое серьезное» произведение, даже отдаленно не подозревая, какой
нешуточной серьезностью обернется оно для его человеческой и писательской
судьбы. Но еще поразительнее оказалась судьба самого романа. Он, как тень в
романтической сказке, отделился от своего создателя, зажил самостоятельной
жизнью, а когда столкнулся с хозяином — уничтожил его, вначале — физически,
потом — творчески: в истории литературы Е.И. Замятин остался прежде всего (если
не только) как автор романа «Мы». Как будто само название, освободившись от
условных кавычек, отомстило бунтарю-одиночке, всей мощью организованного
коллектива обрушившись на ничем не защищенное замятинское «я».
В 1924
году непонятным (и, кстати, до сих пор не установленным) путем рукопись «Мы»
попадает в Америку, переводится на английский и публикуется.
В 1927-м
— тоже неведомо как — появляется чешский перевод, и вскоре русский эмигрантский
журнал «Воля России» делает обратный перевод — с чешского на русский — и
печатает роман на своих страницах.
В 1929
году появляется французский перевод. В том же году в России вокруг Е. Замятина
вспыхивает грандиозный политический скандал — один из первых признаков уже
приближающихся политических процессов 30-х годов, — но, как ни странно, не в
связи с переводами на европейские языки, но исключительно по причине публикации
в эмигрантском издании. Скандал не угасает до 1932 года, когда Е.И. Замятин
пишет письмо Сталину с просьбой об эмиграции. Просьба была удовлетворена. С
1932 года Е.И. Замятин жил в Париже, где и умер в 1937 году.
Роман
между тем продолжает жить, огромный интерес к нему появился в 80-е годы и не ослабевает
до сегодняшнего дня.
О чем этот роман?
— это роман о великом
техническом прогрессе, достигнутом на Земле,
— это роман о счастье,
каким его представляют люди в 28-м веке,
— это роман о бездуховном
обществе,
— это роман о любви и
предательстве,
— это роман о
тоталитаризме,
— это роман о свободе и
несвободе человека, о его праве на выбор.
Конечно, те из критиков, кто
увидел в картине будущего, созданной Замятиным, только злую карикатуру на
социальное устройство, задуманное большевиками, были не правы. Иначе не читался
бы этот роман с интересом сейчас. Значение его более широкое, всеобъемлющее.
Жанр романа диктовал выбор
сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются? Повествование
представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время
его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей
жизни, который позже сам определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40)
имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно
проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а
последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть»,
«Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает.
Самая трудная любовь».
Главный
герой романа — математик, видимо выдающийся ученый. Не случайно он — строитель
«Интеграла», его главный конструктор.
Роман
«Мы» насыщен математическими понятиями. Символической оказывается формула V-I,
она наполнена для героя глубоким личностным содержанием. Это так называемое I —
«мнимое число», «мнимая единица». Ось «мнимых чисел» перпендикулярна оси
простых чисел. Вместе они образуют плоскость, операции на которой поднимают
намного планку возможностей математического анализа. Это своего рода революция
в математике... Мир, где правила прямая, стал миром многомерного
пространства...
Единое
Государство живет в мире действительных чисел. Избрание У в качестве девиза восстания
предполагает выход Государства в многомерное пространство.
Корень из
минус единицы оказывается корнем, из которого тянется к свету нечто смутное,
напоминающее человеческую душу.
Интересно
наблюдение Н. Струве за «ключевым шифром романа — числом 13»: «Число 13, с
древнейших времен, означает... неблагополучие, нарушение... оно эксцентрический
элемент, отделенный от общего порядка и от естественных ритмов вселенной. Оно
восстает против общих законов во имя личности, взрывает установившиеся в мире
отношения... Число 13 вступает в борьбу с устоявшимся богом-государством».
Н. Струве
доказывает свои выводы анализом цифровой символики:
а)
негрогубый поэт носит имя R-13;
б) имя
главного героя Д-503 в сумме своих элементов также составляет 13, т.к. Д —
пятая буква русского алфавита;
в)
двойной агент S-4711 также связан с этим
числом (по сумме цифр, составляющих его имя);
г) имя
женщины, которая сыграла огромную роль в жизни Д-503, — 1-330. Если первый
символ считать не латинской буквой, а цифрой, получается 1330;
д) первую
встречу она назначает Строителю Интеграла в аудиториуме 112(1 + 12), а затем проникает в аудиторию номер 13;
е) «Число
13 входит и в построение романа: им отсчитывается ход действия», — замечает Н.
Струве. В 13 записи Д-503 впервые не пойдет на работу. Затем в 26 записи —
через 13 глав — заговорщики впервые выступают против установленного порядка,
нарушая единодушное голосование в День Единогласия;
ж) еще
через 13 глав — в 39 записи —
главный герой в беседе со своим соседом задается вопросом: а что же там, где
кончается конечная вселенная?
Сама
постановка вопроса говорит об ограниченности всякой идеологии и о бесконечности
развития человеческой свободы. Цифрами Е.И. Замятин попирает власть цифр же и
рационально-математического мышления.
Что является предметом изображения Замятиным в
романе «Мы»? Далекое будущее, XXVIII век. Казалось бы,
утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим «математически
безошибочным счастьем». О гармонии люди мечтали всегда, человеку свойственно
заглядывать в будущее. До XX века это будущее обычно представлялось прекрасным.
Со времен долитературных фантазия работала в основном в направлении
«технического усовершенствования» мира (ковры-самолеты, золотые яблочки,
сапоги-скороходы и т. п.). Для чего
изображается это далекое будущее?
Замятин почти не дает воли своей
инженерно-технической фантазии. Он прогнозирует не столько пути развития техники,
покорения и преобразования природы, сколько пути развития человека,
человеческого общества. Его интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства,
индивидуальности и коллектива. Прогресс знания, науки, техники — это еще не
прогресс человечества. «Мы» — не мечта, а проверка состоятельности мечты, не
утопия, а антиутопия.
Исторический путь человечества непрямолинеен, часто
это хаотическое движение, в котором трудно уловить истинное направление.
Вспомним представления Л. Н. Толстого о движущих силах истории в романе «Война
и мир».
После 1917 года была сделана попытка «выпрямить» эту
запутанную нить истории. И Замятин проследил логический путь этой прямой линии,
которая ведет к Единому Государству. И вместо идеального, справедливого,
гуманного и счастливого общества, о котором мечтали поколения
социалистов-романтиков, обнаруживает бездушный казарменный строй, в котором
обезличенные «нумера» «интегрированы» в послушное и пассивное «мы», слаженный
неодушевленный механизм.
В Едином Государстве все разумно, все учтено, все
подчинено одной цели. Наверху —
Благодетель — глава государства, Бюро Хранителей — полицейская система, Часовая
Скрижаль — «сердце и пульс Единого Государства», Зеленая Стена — нерушимая граница;
есть и искусство, и наука, предусмотрены и «личные часы». Но музыка выпускается
на Музыкальном Заводе («механический марш»), литература производится в
Институте Государственных Поэтов и Писателей, журналистика подменяется
Государственной Газетой, наука — Единой Государственной Наукой (Запись 12-я).
«Сексуальное право» заменяет любовь: «всякий из нумеров имеет право — как на
сексуальный продукт — на любой нумер». Дети растут на Детско-воспитательном
Заводе.
Единое Государство подчиняет себе все; все
предусматривает и оставляет под своим контролем то, что полезно, разумно.
Остальное беспощадно уничтожается: «Я лично не вижу в цветах ничего красивого —
как и во всем, что принадлежит к дикому миру, давно изгнанному за Зеленую
Стену. Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища и
проч.» (Запись 9-я). «Нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам
таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений. Истина — одна, и истинный путь
— один; и эта истина — дважды два, и этот истинный путь — четыре». (Запись
12-я).
Заветная мечта Д-503 — «проинтегрировать грандиозное
вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую», потому что линия Единого
Государства — это прямая — мудрейшая из линий».
Формула счастья математически точна: «Государство
(гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы
наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет,
— это преступно, а уменьшить сумму на 50 миллионов лет — это не преступно. Ну,
разве не смешно?» (Запись 3-я). Вспомним Достоевского, «Преступление и
наказание», разговор офицера со студентом: одна ничтожная старуха — и тысячи
молодых жизней: «Да тут арифметика!». Анонимный персонаж «Записок из подполья»
Достоевского восстает против математики, унижающей его человеческое достоинство
и лишающей его своей воли: «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда
дело доходит до таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два
четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля
бывает!»
Идеал жизненного поведения — «разумная
механистичность», все выходящее за ее пределы — «дикая фантазия», а «припадки
«вдохновения» — неизвестная форма эпилепсии». Самая болезненная из фантазий —
свобода. Понятие свободы извращено, вывернуто наизнанку: «Откуда было взяться
государственной логике, когда люди жилив состоянии свободы, т. е. зверей,
обезьян, стада» (Запись 3-я). «Корень зла» — в способности человека на
фантазию, то есть свободную мысль.
Этот корень надо выдернуть — и проблемы решены.
Совершается Великая Операция по прижиганию центра фантазии (Запись 40-я):
«Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Душа —
это «болезнь».
Духовности, гуманности оказывается парадоксально
противопоставленной наука. Система научной этики основана «на вычитании,
сложении, делении, умножении»; «Единая Государственная наука ошибаться не
может» (Запись 3-я).
Герой Замятина, Д-503, математик, боготворящий
«квадратную гармонию», проходит путь от абсолютной уверенности в правильности
«мудрейшей из линий» через сомнения к вере в торжество «разума»: «Разум должен
победить». Правда, эта заключительная фраза романа записана после Великой
Операции над его мозгом, прижигания «жалкого мозгового узелка», отвечающего за
фантазию (что и делало его человеком).
Проблема ответственности науки и людей науки перед
обществом, отдельным человеком остро встала уже в середине XX века. Вспомним
хотя бы экологические проблемы, проблему использования атомной энергии (и
академика Сахарова), проблему клонирования.
Государство вмешивается в строение личности, в ход
ее творческой деятельности, подчиняет себе эмоциональную сферу. «Я» перестает
существовать как таковое — оно становится лишь органической клеточкой «мы»,
составляющей толпы.
Единственное, что противостоит обезличиванию
человека в романе, - это Любовь. Непризнаваемая Д-503, неосознанная им любовь к
1-330, постепенно пробуждает личность героя, его «я». Любовь к нему О-90 дает
надежду на будущее — ребенок О-90 и Д-503 оказывается за Зеленой Стеной и
вырастет свободным.
Так в чем же смысл названия романа Замятина? В названии романа отражена главная проблема,
волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно
загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно
как безликое, сплошное, Однородное нечто: масса, толпа, стадо.
Вопрос «что такое мы?» переходит из записи в запись:
«мы так одинаковы» (Запись 1-я), «мы — счастливейшее среднее арифметическое»
(Запись 8-я), «мы победим» (Запись 40-я). Индивидуальное сознание героя
растворяется в «коллективном разуме» масс.
В годы написания Замятиным романа вопрос о личности
и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть
стихотворение с таким же названием — «Мы»:
Мы несметные, грозные легионы Труда.
Мы победители пространства морей, океанов и
суши...
Все — мы, во всем — мы, мы пламень и свет
побеждающий,
Сами себе Божество, и Судья, и Закон.
Вспомним блоковское: «Мы очищаем место бою стальных
машин, где дышит интеграл, с монгольской дикою ордою!» («Скифы»).
В 1920 году Маяковский написал поэму «150 000 000».
Его имя демонстративно отсутствует на обложке — он один из этих миллионов:
«Партия — рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; «Единица! Кому она
нужна?!... Единица — вздор, единица — ноль...», «Я счастлив, что я этой силы
частица, что общие даже слезы из глаз».
В письме к художнику Юрию Анненкову, которое тот
назвал очень метко и точно — «кратчайшим шуточным конспектом романа «Мы»,
Замятин с неподражаемым юмором отмечал: «Дорогой
мой Юрий Анненков! Ты прав Техника — всемогуща, всеведуща, всеблаженна. Будет
время, когда во всем — только организованность, когда человек и природа —
обратятся в формулу, в клавиатуру.
И вот — я вижу, это
блаженное время. Все симплифицировано. В архитектуре допущена только одна форма
— куб. Цветы? Они нецелесообразны, это красота — бесполезная: их нет. Деревьев
тоже. Музыка — это, конечно, только звучащие Пифагоровы штаны. Из произведений
древней эпохи в хрестоматию вошло только Расписание железных дорог.
Люди смазаны
машинным маслом, начищены и точны, как шестиколесный герой расписания.
Уклонение от норм называют безумием. А потому уклоняющихся от норм Шекспиров,
достоевских и Скрябиных завязывают в сумасшедшие рубахи и сажают
в пробковые изоляторы. Детей изготовляют на фабриках — сотнями, в оригинальных
упаковках, как патентованные средства; раньше, говорят, это делали каким-то
кустарным способом...
Дорогой мой друг! В
этой целесообразной, организованной и точнейшей вселенной тебя укачало бы в
полчаса».
Символика цвета в романе.
Цвет
упоминается почти на каждой странице романа, однако, несмотря на множество цветных
деталей, красок в описании немного, они повторяются.
Повторяющийся
цвет, как и графическая форма, получает определенное содержание, становится
символом.
Желтый
цвет в романе играет роль символа иррационального в человеке (желтое старинное
платье 1-330, ее золотые зрачки, «желтый Будда» в Древнем Доме и др.). Вместе с
тем в романе можно найти примеры и обратного: все официальные надписи в городе сделаны
золотыми буквами, все граждане на груди носят золотые бляхи с номерами, золотое
солнце красуется на белом государственном знамени.
Дело в
том, что важным является сочетание цветов. Желтое в сочетании с синим (цветом
города) и белым (цвет одежд Благодетеля) проникается их значением: солнце
становится знаком принадлежности к единому организму Государства, оно одинаково
светит для всех и одинаково отсвечивает на синих юнифах бляхи с номерами —
микроскопическими солнцами. На белом фоне знамени солнце символизирует вечное
стерильное счастье. Но рядом с розовым, черным и красным желтый означает
страсть, идущую наперекор всем нормам.
Все тона,
вызывающие в цветовой гамме романа те же ассоциации, что и желтый, светятся
огнем жизни: красный — цвет крови и огня, густо-зеленый — цвет старинной обивки
книг, запретного зелья — ликера, мятежных листовок. По контрасту мир Единого
Государства признает только прозрачно-холодные цвета: «легкое голубое солнце»,
«умеренный синеватый цвет утра», «квадратная гармония серо-голубых шеренг»,
«чудесные синие, не испорченные ни одним облачком глаза», «розовый ротик»
партнерши героя в любви по «розовым талонам». |