Суббота, 07.12.2024, 01:32


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

«Рассказы о всякой живности» В.И. Белова: способы изображения животных

Творчество Василия Ивановича Белова, вологодского писателя, известно интересом  автора к сельской жизни, проблемам  деревни, родной природе, которую ценит, любит и очень тонко чувствует. Для него это целый мир, в котором удачно умещаются и люди, и животные. В сельской жизни эта взаимосвязь тем более видна, потому что животные там находятся в естественных условиях, они призваны не просто быть «друзьями человека», но выполнять определенные функции в доме, хозяйстве человека, помогать, даже нести ответственность за что-то. Практически во всех произведениях Василия Ивановича присутствуют такие герои. И всегда автор показывает читателю, насколько интересны эти его персонажи, насколько они дороги своим хозяевам и насколько верны им. Животные В. Белова, всегда имеют

- кличку, которая не может быть случайной,

- портретную характеристику,

- подробное описание их «деятельности»,

- привычки, пристрастия, которые демонстрируются,

- определенную манеру общения как с равными себе, так и с человеком.

 

Об авторе и его писательском труде

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Отец, Иван Федорович, – потомственный крестьянин, прекрасный мастеровой. Мать, Анфиса Ивановна, подняла  в годы войны пятерых детей.

Василий Иванович Белов начинал свою литературную деятельность как поэт. Но большинству читателей он известен как самобытный прозаик, знаток народной жизни. Истоки его творчества – это русская деревня, природа, любовь к малой родине, «кровная сопричастность к миру народной жизни». Нравственная оценка героев этого автора во многом связана с жизнью природы. И не случайно то, что Белов на грани 70-80 годов пришел к необходимости углубиться в материальные, природные истоки национальной самобытности: «Надо сначала разобраться, как испокон крестьянская «вселенная» была устроена». Герои же произведений оцениваются автором по отношению к природе.

Выходец из крестьянской среды русского Севера, он учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952—1955 служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимохнихой, которая даёт материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

Назовем известные книги В.И. Белова:

Деревенька моя лесная (1961) Сборник стихов

Знойное лето (1963) Сборник рассказов

Речные излуки (1964) Сборник рассказов

Бухтины вологодские. (1969)

Всё впереди. (1986) Роман

Год великого перелома. (1989-91) Роман

Даня. Рассказ

Кануны. (1972-87) Роман

Лад. Очерки о народной эстетике. (1982)

Плотницкие рассказы. (1968) Повесть

Привычное дело. (1966) Повесть

Повседневная жизнь русского севера (2000)

 

«Рассказы о всякой живности»: как и что говорит о «живности В. Белов»

 

«Рассказы о всякой живности» были опубликованы в издательстве «Детская литература» в 1978 году.

Это рассказы для детей, но и взрослые могут найти в них много полезного и интересного для себя.

Писатель Е.Носов сравнивал эти рассказы с этюдами, которые набрасывает художник. «Даже не все они построены на какой-либо занятной истории. Два – три мимолетных штриха – и, пожалуйста, вот вам живые и наглядные конь Верный, собачка Малька, поросенок Кузя и не просто разные внешне, но и наделенные своими особенностями поведения, так сказать, личными чертами характера», -  пишет Носов.

Действие, описанное в этом произведении, происходит в маленькой деревне. Людей, населяющих деревню мало, но они живут большой дружной семьей, по возможности помогают друг другу. В деревне есть магазин, когда-то была конюшна на 120 лошадей, но теперь половина конюшни развалилась, а во второй живет конь Верный. Ферма и клуб находятся в другой деревне. Цивилизация мало коснулась этой деревни, здесь во многом живут так, как жили несколько поколений крестьян, особенно это касается отношений людей и животных. Машины, велосипеды, тракторы пугают животных, вызывают у них раздражение.

Название деревни не дано. Возможно, потому, что ситуации, которые приведены в рассказе, могли бы случиться в любой северной деревне. Действующими лицами «Рассказов о всякой живности» являются жители деревни – Федя, Елена Егоровна, автор, дети, дедко Остахов, бабушка Марья, Лидия и другие, не названные по именам. И животные – кошки, собаки, коровы, кони, гуси, кролики, куры, галки, вороны, хорь, поросенок, овцы, козы, пчелы.

 Имена персонажей выбраны не случайно, они очень распространены (Федя, Егоровна, бабушка Марья…)

 То же можно сказать и о кличках животных. Обратим внимание на то, как названы три основных героя, о которых говорится достаточно много и живут они вместе с главными героями произведения: Валдай – Валетко (собаки) – Верный (конь). Отметим, что это клички распространенные на севере, как и имена их хозяев, можно сравнить слова, мы увидим наличие одинаковых букв, начинаются все три с «В», согласного, характеризующегося торжественным, значимым. В кличке коня тем более слышно наличие звонких, сонорных согласных – имя красивое по звучанию, гордое, если на звуковую оболочку его наложить лексическое значение слова, мы без сомнения скажем, что это не рядовой конь. Это постарался показать и автор, повествуя о коне в нескольких главах.  

Имена двух собак похожи, совпадают на половину в звуко - буквенном составе, но не равны: твердый согласный «Д» делает его твердым, прочным, крепким, в то время как кличка второго «округляется», смягчается, делает его сходным  по окончанию с существительными среднего рода, что во многом заранее сделает представление и о носителе клички.    Разные они по всему и наяву, хоть живут вместе, даже стали друзьями, и эта разница в характерах вроде бы им и не мешает. Как случается и в человеческом обществе.

Самый интересный персонаж в произведении – это конь Верный. Как о нем рассказывает автор?

Верный – конь, о котором речь идет в 3 главках. Обратим внимание на лексический состав текста:

Верный один занимал конюшню – скучно жить одному , особенно зимой, когда такой собачий холод, да еще почти нет еды: что значит 5 кило сена для такого большого коня…

 Первая глава о Верном – «Однажды весной».

В понедельник у Верного был выходнойОн подошел к окну…пошатывался от голода…шумно вздохнул, поглядел вдоль деревни: весна, снегу как не бывало, но и травы нет…

Тихо заржал…неторопливо, но жадно сжевал кусок, потом съел второй….долго смотрел вслед ребятам. Особенно повезло ему через неделю, когда получили в школе подарки.

Скоро травка пошла. Верный понемногу стал поправляться.

Вторая глава – «Курьер».

Верный сам знал, когда, к какому дому надо сворачивать. Однажды притопал домой без почтальона. …Он ни разу не ошибся, подходил ко всем домам, где выписывали газеты. Зашел даже к дедку Остахову. Встал у крылечка, постоял столько, сколько обычно, и пошел дальше.

- До чего наука дошла!- удивлялся дед вслед коню.

Федю отправили в кладовщики, на Верном стали возить навоз, но долго еще звали Курьером.

Третья глава – «Верный и Малька»

Верный никому не мешал. Малька бросилась на него с лаем. Он вскочил на все 4 копыта, недоуменно замер. Терпел, терпел, да как фыркнет! И бросился за ней…

Не стало житья от Мальки. Раньше ходил пить, как захочет, а теперь…Наверняка, верный ее не боялся, но бежал под горку к воде от греха подальше и без аппетита пил воду…

Когда читаешь текст об этом коне, невольно забываешь, что это конь, потому что глаголы, привлеченные автором для создания образа коня скорее подошли бы для повествования о человеке, причем, незаурядном человеке, понимающем всю степень ответственности за порученное дело, в первую очередь. Такой прием олицетворения позволяет В. Белову показать свое отношение к Верному. Тем более, что рядом ставится и человек – настоящий курьер Федор.

Основным средством раскрытия персонажа - животного в «Рассказах о всякой живности» являются представленные автором описания самих животных, их поведения, отношения людей к ним.

Описание внешности некоторых животных в рассказах приводится довольно подробное. Например, описание Валдая: громадный пес, темно - серый с патлатою сединой на ляжках. Автор представляет читателю кота Рыжко,  яркого как огонь, очень рыжего, даже оранжевого, с белым брюшком, и подчеркивает, что он очень красив.

У некоторых животный нет подробного описания, например, рассказывая о петухе, автор указывает только на его красную бороду и роскошную шею: « … гордо вскидывает голову, выгибает роскошную шею и самозабвенно поет на весь белый свет».

У Лидиной собачки Мальки – «маленькие ножки, что спички, и очень кривые».

Про маленького песика Валетко говорится лишь, что он «непонятно какой породы».

Эмоционально - оценочная лексика в речи автора и персонажей отражает отношение своих хозяев к животным, кота Рыжко Лидия называет и лежебокой, верзилой, увальнем,  лентяем, тунеядцем.

Для раскрытия характера животных используются эмоционально-оценочные слова и эпитеты. Например, говорится о том, что пес Валдай преданный. Про кота Рыжко – что у него «нахальный», «самостоятельный характер», а бык Рома «неприкаянный», «одинокий».

В. Белов в «Рассказах о всякой живности» повествует, как человек и животные живут вместе. В каждой  деревенской семье  есть живность.

У Феди и Елены Егоровны кого только нет! Две кошки, корова Поляна, теленочек, две гусыни и гусь, пять кур и петух, поросенок Кузя, пес Валдай.

Всю жизнь бабушка Марья, другая жительница деревни, держала корову, когда «частный сектор» был ликвидирован – корову сдали в колхоз, бабушка завела овцу и козу, потому что, как пишет автор, «человек, всю жизнь свою связанному со скотиной, очень трудно привыкать жить одному».

Люди и животные помогают друг другу.

Все жители деревни любят животных, хотя бывает, и маются с ними. Бабушка Марья, когда не могла содержать овец и коз, продала их, только на козла никак не находилось покупателя. И хотя он был «вонючий и такой приставала», хозяйка жалела козла, разговаривала с ним, как с человеком: «Экой ты плут, откуда навязался на мою голову?» А когда козел, которому не хотелось сидеть взаперти, залез на крышу, то спасали его всей деревней.

Когда конь Верный голодал, сена было недостаточно, Федя выставил раму в конюшне, деревенские ребята скормили коню все свои школьные завтраки, припасенные дома, только один мальчик по имени Ленька, чуть не заплакал, потому что ему было жалко двух конфет, хотя и они потом были съедены конем.

Автор, а следом и читатель, удивляется тому, что животные будто понимают, что от  них требуется.  Так, Валдай хорошо освоил свои обязанности: он тщательно следил за поведение поросенка Кузи, стремящегося выпачкаться в навозной луже. Помогая этими действиями своему хозяину Феде, «ведь за поросенком не уследишь, а гулять-то с ним надо».

Без животных в деревне не обойтись: «… Федя, ежедневно ездит через лес за семь колометров, чтобы привезти в эти края письма, газеты и переводы. Для этого колхоз выделил ему коня по кличке Верный» (4) Но Верный не только помошник Феди – почтальона, он еще возит Егоровну на ферму.

Когда жены не было дома, Феде «приходилось зачастую доить корову», как он сам про себя говорил: «нашли шеф-повара», автор сокрушается, как меняются времена. Что же имеется в виду?

Егоровне отнюдь не приходилось надевать Федину фуражку, чтобы оседлать мерина. Почему же Феде приходилось надевать платок Егоровны, когда он доил корову? Почему, собственно, мужчина Федя должен доить корову, а женщина Егоровна ездить в седле? В здешних местах испокон веку все было наоборот: мужчины делали мужское дело, женщины – женское. Вот как меняются времена!»

Животные дружат, ссорятся, мирятся друг с другом и людьми. Например, Валдай и кот Заплаткин, который «вырос, от матери совсем отступился и очень подружился с Валдаем», а когда кота нашли мертвым, то «один Валдай жалел своего друга и неоднажды начинал выть, видимо, вспоминая кота». Валдай даже сумел помирить дедку Остахова и Федю, когда спас из пасти большой собаки Валетку. Хотя Федя «весьма редко кормит Валдая», это ничуть не мешало величайшей собачьей преданности  к своему хозяину, а также их обоюдной любви. Рассказчик, живя в деревне, наблюдал, как Валдай и Федя поссорились, а все из-за того, что хозяин приказал собаке Валдаю выйти из дома, когда не он угощал его кусочками колбасы. Но потом они помирились, даже стали роднее как-то друг другу.

В главе «Конфликт» рассказыватся о том, как пьяный Федя «ни с того, ни с сего» пнул Валдая, а пес рыкнул на хозяина – «ведь он был ни в чем не виновен» - и схватил его за руку, когда тот ударил второй раз. А утром Федя проснулся от того, что Валдай осторожно зализывал ему рану. Это был последний конфликт между ними, Федя никогда больше не бил пса. Федю любили все животные, даже птицы. Он «не любил и ругал ужасно» гусей своих за то, что они щапали всех. Но проданные в дальнюю деревню птицы возвращались к нему.

Живя вместе с людьми, животные становятся похожими на своих хозяев: «Я убежден, что некоторые коровы, собаки и кошки перенимают характер своих хозяев. Многие становятся похожими на тех людей, у которых живут. Собачка Малька, например. Она навеняка подражает своей хозяйке – Лидии. Обе ругливые, не очень уживчивые». (4)

Автор удивляется человеческим пристрастиям живности, разному поведению животных.

Пес Валдай игнорировал кино, телепередачи он «просто презирал, особенно раздражала его эстрадная музыка»(4), автор предполагает, что собака «ревновала хозяина к этой страшной машине» (4)

В отличие от Валдая кошка Муська «внимательно следила за тем, что происходило на экране» (4)

Василий Иванович Белов восхищается преданностью Валдая Феде, материнским чувством Мальки, которая «каждый день за два километра в чужую деревню бегала кормить своего «сынка», не смотря ни на какие опасности». Удивляется автор куриному «домострою»: «стоит двум несушкам повздорить, петух тут как тут» (4), сообразительности пчел: воровали у дедка Остахова свой же мед, снятый не вовремя, раньше срока. Дедко Остахов рассказывает о пчелах: «Вот август придет, они трутней начнут выселять. Всех бездельников из дому вон. Трутни-то обратно лезут, а пчелки их не пускают, шабаш! Хватит, говорят, этих тунеядцев кормить. Вот бы и у людей так!»

В то же время автор – это не сторонний наблюдатель. Возмущается он нахальным тунеядцем – рыжим котом Лидьи, злится, что тщедушная Малька кормит его, давно ставшего гораздо больше ее самой. Но «сердце болело, - пишет автор, - неужели Федя пристрелит кота?» (4) – это об этом же коте. Автор жалеет глупого тетерева, который залетел в деревню и был убит; быка Рому, который «бродил около деревень, тоскуя по дому, его неудержимо влекло к знакомому стаду, в родные места» (4). Он переживает за тонущую Мальку, непутевого козла, оказавшегося на крыше. Он переживает за всех жителей деревни, радуется, когда что-то у них получается и расстраивается, когда бывают неудачные дни.

Животные в рассказах В.И. Белова умны. Главенствующее место в галерее образов животных занимает собака. В художественной литературе она становится своеобразным символом, фокусирующим в себе многообразие взаимоотношений человека с природой.

В «Рассказах о всякой живности» самая умная собака – это Валдай: «Он ни перед кем не любезил и не заискивал, как Валетко. Ни на кого не кидался зря, не драл горло, как Лидина Малька» (4)

Но он еще не только умный, но и смелый. Валдай заступился за задиру Валетко, спас его от огромного чужого пса. «Он просто уважал себя и других и никого не боялся», - считает автор.

В главе «Курьер» В. Белов восхищается Верным. Конь развозит почту без Феди, при этом  «на всем пути ни разу не ошибся».

Автор рассказывает о своих наблюдениях за птицами, повествует об умных «хитрых и неугомонных» воронах, которые, как бы шутя, не однажды надували его, других жителей деревни. Вороны – эти умные птицы – делили сферы своего влияния. Если прилетали чужаки из другого населенного пункта, местные поднимали гвалд и с шумом выпроваживали их. «Вороны прекрасно разбираются, что к чему – когда я выходил с настоящим ружьем, вороны, после двухкратного предупреждающего крика одной из них, улетали далеко в поле. Для опыта я взял как-то Федин макет и вышел на улицу. Ни одна из них даже не подумала улететь!» (4)

Рассказывает автор о «бойких неприятных сварливых галках», которые загадывают ему загадку, он не понимает, зачем галки «тюкают носом прямо в шерсть» овец, он думал, что «пух дергают на гнездо», но удивлялся: «все нормальные птицы вьют гнезда весной». Далее автор пишет: «Позже местный ветеринар сказал мне, что галки вылавливают в овечьей шерсти личинок» (4). Значит, он не оставил эту загадку не разгаданной, видимо специально расспросил ветеринара – не просто проявил любопытство, он хочет понять то, что наблюдает.

Поэтически описывает автор «последнюю синичку» - предвестницу осени.

В «Рассказах о всякой живности» В.А. Белов проявил не только собственную наблюдательность, но и тонкое знание природы, животных. «Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека. Он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими-то зверюшками, и оттого спешит объяснить их жизнь по себе – человеку…» - справедливо замечал русский писатель М.М. Пришвин.

Живность в рассказах умна, каковой она и является на самом деле. И умным поступкам есть научное объяснение, академик Н.П. Бехтерев считал: «Несомненно, животные думают, только не могут нам рассказать свои мысли на нашем языке. Они вообще не владеют высшей формой мышления – речевой…» Доказательства того, что звери думают, получены современными исследованиями. Известный немецкий зоолог А.Э. Брем считал, что среди прочих млекопитающих (исключая обезьян) кошки обладают высшей степенью интеллекта. Они терпеливы, сообразительны, чрезвычайно внимательны и имеют молниеносную реакцию. Интересные сведения об избирательности кошачьего слуха были опубликованы в парижской газете «Матен». Оказывается, кошачье племя испытывает влечение к классической музыке. Особенно четвероногим меломанам нравятся сочинения Моцарта и Вивальди.

А вот у лошадей, оказывается, действительно удивительная память на места и предметы, она вполне может быть «курьером».

Почему свиньи любят поваляться в грязной луже? Это не зависит от их «природной нечистоплотности или глупости», они отличаются редкой «сообразительностью». Ведь из слоя жидкой грязи, который покрывает тело свиньи, вода испаряется очень медленно, и это обеспечивает свинье длительное охлаждение. Кроме того, грязевые ванны и засыхающая корка грязи помогают ей бороться с паразитами.

Почему не хотел козел бабушки Марьи сидеть взаперти? Дело в том, что козы не выносят жизнь взаперти, без прогулок. При таком «карцерном» содержании животные болеют – доказали ученые.

Пчела способна улавливать тончайшие запахи. Ее усики – антенны содержат огромное количество обонятельных ямок – локаторов и многочисленные чувствительные волоски. Вот почему у дедка Остахова пчелы украли мед – «свое взяли».

 

4. Заключение

 

В описании животных, жизни деревни, где автор пробыл лето, мы видим рассказчика, любящего сельскую жизнь, привычный уклад крестьянской жизни, любящего «всякую живность» или не равнодушного к ней.

Читатели его рассказов не только знакомятся с сельскими жителями, узнают повадки домашних и диких животных и птиц, но и  вместе  с ним наблюдают, сопереживают, изучают животных. Природа и животные неотделимы, и писатель уверен, что рядом с животными человек станосится добрее и мудрее.

«Любовь к животным – это любовь абсолютно особенная: у нее свои горести, радости, свои нужды,  и она требует своих особых условий», - писал Эмиль Золя.

Естественна  любовь к животным со стороны сельских жителей, так как они  ближе к природе, и в этом их особенное счастье, настолько естественное, что, скорее всего, и не воспринимаемое так самими людьми, но    необходимое, подаренное самой природой – утверждает своими рассказами  В.А. Белов.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (29.08.2012)
Просмотров: 20157 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 2.4/5
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0