Нравственный перелом в сознании Никитина
начинается с дурного настроения по неизвестной причине: то ли из-за пустякового
карточного проигрыша, то ли из-за замечания партнера, что «у Никитина денег
куры не клюют», то ли вообще «просто так»: «Двенадцати рублей было не жалко, а
слова партнера не содержали в себе ничего обидного, но все-таки было неприятно».
До этого же вообще все было хорошо, если не считать тяжелого чувства в день
похорон Ипполита Ипполитовича да постоянного раздражения против кошек и собак,
которых Никитин «получил в приданое». Потом Никитин начинает размышлять, почему
же ему все-таки неприятно, но так ничего и не может придумать, а только
понимает, что «эти рассуждения уже сами по себе – дурной знак». А дома у
Никитина возникает раздражение против белого кота в спальне, потом – неожиданно
– против любимой Манюси; потом – снова мысли о себе, о своей бездарности и о
том, что он живет не так, как надо; новые мысли «пугали Никитина, он
отказывался от них, называл их глупыми и верил, что все это от нервов, что сам
же он будет смеяться над собой, но уверенности нет в этом смехе. Все, что он
наблюдает (все те же мелочи повседневной жизни, незначительные сами по себе и,
в общем-то, случайные), подкрепляет и усиливает его новое психологическое
состояние: неудовлетворенность собой и окружающими, стремление бежать в
какой-то иной мир. Это уже «новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в
ладу с покоем и личным счастьем». Нравственный перелом произошел, но причиной
его стали не значительные события в жизни героя, а поток бытовой
повседневности.
Существенны не мысли, которые обычно смутны,
незакончены, часто «не ухватывают» главного и ничего толком не поясняют, -
важен, в первую очередь сам факт появления этих мыслей. Никитин понимал, что
сами по себе эти рассуждения – дурной знак, но важны не они, а эмоциональная
окрашенность.
Чехов использует
художественную деталь в психологическом пейзаже. Психологическое состояние
персонажа не прямо воссоздается, а «приписывается» нейтральным самим по себе
картинам природы: «Над садом светил полумесяц, и на земле из высокой травы,
слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно
прося, чтобы и с ними объяснились в любви». Так воссоздано счастливое состояние
Никитина и Манюси. Душевный настрой героев привносит в картины природы тот
смысл, которого в них объективно нет. Этот способ психологического изображения
позволяет воспроизвести психологическое состояние косвенно, довольно тонко и
экономно. |