А. Идейное содержание включает:
тематику произведения - выбранные писателем
социально-исторические характеры в их
взаимодействии;
проблематику - наиболее существенные для автора свойства
и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном
изображении;
пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение
писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм,
сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни
писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного
героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива
отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких
гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной
литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за
национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым
присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному
идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического
весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального
характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам.
Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и
значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в
«Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах
пафоса.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого
утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому
универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой
сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее
начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую
категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных
тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни,
претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное
содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный
источник смеха могут быть осознаны сатирически
или юмористически. Гневное
отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер
пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой
сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.
Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое
противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в
своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка,
гомерический хохот.
Б. Художественная форма включает:
Детали предметной изобразительности: портрет, поступки
персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка,
пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних
поступков персонажей во времени и пространстве);
Композиционные
детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой
жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и
расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
Стилистические
детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи,
интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи
в целом. |