Творчество великого
русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX
века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье.. Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876
году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив
семью.
В 1879 году Чехов
заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в
МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он
начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в юмористические журналы,
печатаясь под псевдонимами: " Брат моего брата”, "Человек без селезенки”, "Антоша Чехонте”.
Начинал писать Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и
положило начало краткости его произведений.
Рождение Чехова почти
совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), и формирование
личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах писателя.
Все творчество Чехова
делится на две части: раннее и позднее, они различны.
Ранний Чехов плодовит, он
еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее
уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает
многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые,
служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( " Жизнь прекрасна”,
"Смерть чиновника”, " Руководство для желающих жениться” и др.)
В 1883году – он написал
120 рассказов
в 1885 году
– 129 рассказов
в 1886 году
– 112 рассказов
в 1887 году
– 66 рассказов
в 1888 году
– 12 рассказов
Поздний Чехов 80х–90х
годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам
общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого,
сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его
невежественность, дикость, жестокость ( " Человек в футляре”, " Дом с мезанином”, "Дама с собачкой”, "
Палата №6”).
Тематика этого Чехова
часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского, Тургенева,
Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской..
Сравнивая творчество
Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский рассматривает темы " униженных и оскорбленных”, темы
человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком,
положения женщины в обществе и т.д. в
одном романе, а Чехов в нескольких рассказах.
Если Тургенева больше
заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова его герои – обыкновенные люди разных слоев
общества. В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают
положение России во второй половине XIX века.
Да, тематика
перекликается, но все же Чехов глубоко
индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.
Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но
простота и открытость свидетельствуют о глубине
жизненного опыта автора. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова:
"... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший
искусство писать так, чтобы словам было
тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит
выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно,
неопровержимо верно...” 1
Ремизов, писатель
серебряного века, так отозвался о нем: " С первых книг я полюбил Чехова... но
это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского или Толстого: Достоевский действовал на меня
до содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни.
Чехова я полюбил какой-то домашней
любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной
строки...”. Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в
желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной
ситуацией правильный путь.
Одна из наиболее
интересных, на мой взгляд, повестей – это " Палата №6”,в которой рассказывается
о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести – Громов
Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 ,
"единственный умный человек”, вернее, сохранивший какой-то разум, человек, ощутивший на себе
"прелести” палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных
больных и мыслил он разумно, явно
осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с
ним случайно встретился доктор, из
любопытста пошедший за сумашедшим – евреем –попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек
на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов
сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.
Рагин живет
мыслями древних философов, " стремится к разумению жизни и полному презрению к
глупой суете мира”, эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия,
римского императора II
века
до н.э., проповедавшего стоицизм. Но
Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что "... все это философия, самая подходящая для
российского лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта
взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось
прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло!” В уста Громова Чехов
вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности "
посочувствовать” бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство.
Об одном из романов Г.Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: " Цель
романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней
по молитвенику, наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия
очень любит так называемые " положительные” типы и романы с благополучными
концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и
невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.” Поэтому в рассказах Чехова острые, больные
вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце
произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах и тем
самым побуждают читателя к действию, к
активному протесту. "Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось”,– читаем мы в "Палате №6”, это, я думаю, и
явилось основной целью творчества
Чехова.
" Доктор
Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде человек”, приехал в городок,
в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был
неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания
к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный
городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница – "учреждение
безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья”, там не лечили, там
приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые порядки?
Нет! " Если физическую и нравственную
нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать,
когда она сама выведется”, – считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой
пива с другом, пришел к истине: " при всякой обстановке мы сможем найти успокоение в самих себе”. Он обленился, редко
появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно
повторяющийся сон. Что ему до больных?
И тут Чехов
очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских рассуждений сонного и
достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ:
встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и
относятся с снисходительным презрением.
По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми
палату№6, маленький флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на
себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, "принадлежащего к числу тех
простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок
и поэтому убеждены, что ИХ надо бить”. Это "их” в повести относится, конечно, к
душевнобольным пациентам, но этим " их” Чехов имел ввиду большую часть
бесправного, бедного населения России,
над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с
выражением лица, как у степной овчарки.
Рагин, попав
в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных,
бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной
книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в
коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин
проводит в палате лишь одну ночь, но для
него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не
замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна,
тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с
блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он
пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет по местам.
" Вот она,
действительность”, – подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, " точно
кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От
боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно
мелькнула страшная, невыносимая мысль,
что такую же точно боль должны были
испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном
свете тенями”. Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на
всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец
проснулась, возникло – таки, наконец, чувство вины.
Чехов
восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не
страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров
Сахалин – " каторжный остров”, где делал перепись населения и, вольно или нет,
видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их
надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и
розг...” и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы,
описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость.
"Душа у меня кипит”, – писал он по возвращении с острова. Результатом поездки
стала книга "Остров Сахалин”, а затем и серия повестей, среди них " Палата№6”.
Вот мнения писателя по поводу этих произведений: " Я рад, что в моем
беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат”. На Сахалине
Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое
отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием
и к либерально-народнической теории " малых дел”. Но приходит к выводу, что все
это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой
жизнью. А теория Толстого неуместна и
отрицается самой жизнью, как в "Палате№6”.
Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции
может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может
понять, потому что он знает разницу "между этой палатой и теплым кабинетом”.
Большую часть населения России
представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими
квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города.
Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в
достатке и недоумевал, жалея их, почему
люди не могут любить друг друга.
Несмотря на
чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне,
позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой
повести так: " в " Палате№6” в миниатюре изображены общие наши порядки и
характеры. Всюду Палата№6. Это Россия... Чехов сам не думал того, что написал (
он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!”.
" Палата№6”
казалась современникам целиком посвященной только критике " толстовства”,
"непротивления” . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову
вся Россия кажется тюрьмой народов, могилой лучших
мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию к
сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь
обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество
разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество,
осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь
напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией
жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает
философия Громова, философия действия,
противостояния миру.
"Палата№6” оказалась самым счастливым
произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и
признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика
подчеркивала его художественные достоинства – правдивость психологического
изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих
отзывах внимание акцентировалось именно на стиле эмоционального эффекта, производимого
повестью и на ее общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова,
пожалуй, не смог бы столь кратко
рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое
жесткое название, а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него
уложить и свое отношение к теории Толстого,
нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой повести
отразилась вся Россия на момент 80х-90х годов XIX века. |