Четверг, 08.12.2016, 07:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

“Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось…” ( “ Палата №6” А.П. Чехова.)

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге в купеческой семье..  Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву, оставив семью.

В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: " Брат моего брата”,  "Человек без селезенки”, "Антоша Чехонте”. Начинал писать Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило начало краткости его произведений.

Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, ее состояние  отразилось в рассказах писателя.

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны.

Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( " Жизнь прекрасна”, "Смерть чиновника”, " Руководство для желающих жениться” и др.)

В 1883году – он написал 120 рассказов

в  1885 году  – 129 рассказов

в  1886 году  – 112 рассказов

в  1887 году  – 66 рассказов

в  1888 году  – 12 рассказов

Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его невежественность, дикость, жестокость ( " Человек в футляре”,  " Дом с мезанином”, "Дама с собачкой”, " Палата №6”).

Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне кажется, с гоголевской..

Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что Достоевский рассматривает  темы " униженных и оскорбленных”, темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе и т.д.   в одном романе, а Чехов в нескольких рассказах.

Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий мир, то у Чехова  его герои – обыкновенные люди разных слоев общества. В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение России во второй половине XIX века.

Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко  индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.

 Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость свидетельствуют о глубине  жизненного опыта автора. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: "... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать  так, чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то, сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...” 1

Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: " С первых книг я полюбил Чехова... но это была любовь не та, с которой я читаю Достоевского  или Толстого: Достоевский действовал на меня до содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни. Чехова  я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал напоследок, не пропуская ни одной печатной строки...”. Я согласна с этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить, он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией правильный путь.

Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это " Палата №6”,в которой рассказывается о провинциальной больнице и докторе, назначенном туда. Герои повести – Громов Дмитрий Иванович и Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 , "единственный умный человек”, вернее, сохранивший какой-то разум, человек, ощутивший на себе "прелести” палаты. Громов дико рвется на свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно  осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с ним  случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим – евреем –попрошайкой  Моисейкой  в маленький флигилек на задворках больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает представителей обеих сторон, обоих классов.

Рагин живет мыслями древних философов, " стремится к разумению жизни и полному презрению к глупой суете мира”, эти убеждения были сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до н.э.,  проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается страстной речью о том, что  "... все это философия, самая подходящая для российского лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все горло!” В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее лицемерности, готовности " посочувствовать” бедным и угнетенным и тем самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г.Сенкевича Чехов с убийственной иронией пишет: " Цель романа: убаюкать буржуазию в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику, наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия очень любит так называемые " положительные” типы и романы с благополучными концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время счастливым.”   Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах и тем самым побуждают читателя к действию, к  активному протесту. "Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось”,– читаем мы в "Палате №6”, это, я думаю, и явилось  основной целью творчества Чехова.

" Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде человек”, приехал в городок, в котором разворачивается действия повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный, вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но, по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко. Рагин сразу заметил, что в этом городе больница – "учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья”, там не лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые порядки? Нет! " Если физическую и нравственную  нечистоту прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она сама выведется”, – считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой пива с другом, пришел к истине: " при всякой обстановке мы сможем найти  успокоение в самих себе”. Он обленился, редко появлялся в больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно повторяющийся  сон. Что ему до больных?

И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых подобные господа иногда замечают и относятся  с снисходительным презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного солдата Никиты, "принадлежащего к числу тех простодушных, положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и поэтому убеждены, что ИХ надо бить”. Это "их” в повести относится, конечно, к душевнобольным пациентам, но этим " их” Чехов имел ввиду большую часть бесправного, бедного населения  России, над которыми стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением лица, как у степной овчарки. 

Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда, понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин проводит в палате лишь  одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и все расставляет  по местам.

" Вот она, действительность”, – подумал Андрей Ефимович. И понял он наконец, " точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль,  что такую же точно боль должны были  испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями”. Ночью герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась, возникло – таки, наконец, чувство вины.

Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после своей поездки на остров Сахалин – " каторжный остров”, где делал перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных, каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг...” и очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы, описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую несправедливость. "Душа у меня кипит”, – писал он по возвращении с острова. Результатом поездки стала книга "Остров Сахалин”, а затем и серия повестей, среди них " Палата№6”. Вот мнения писателя по поводу этих произведений: " Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий халат”. На Сахалине Чехов чувствует необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу насилием и к либерально-народнической теории " малых дел”. Но приходит к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого    неуместна и отрицается самой жизнью, как в "Палате№6”. Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу "между этой палатой и теплым кабинетом”. Большую часть  населения России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему  люди не могут любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею автора. Лесков писал об этой повести так: " в " Палате№6” в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это Россия... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это), а между тем, это так. Палата его – это Русь!”.

" Палата№6” казалась современникам целиком посвященной только критике " толстовства”, "непротивления” . А здесь все то же: идеалы и действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,  могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести побеждает философия Громова, философия действия,  противостояния миру.

 "Палата№6” оказалась самым счастливым произведением Чехова по единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика подчеркивала его художественные достоинства – правдивость психологического изображения, естественность, тонкость и изящество манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на стиле  эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не смог бы  столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к теории Толстого,  нравы и положение общества, упадок провинции. В одной короткой повести отразилась вся Россия на момент                         80х-90х годов XIX века.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (10.09.2012)
Просмотров: 746 | Теги: лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ литературного произведе, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0