Суббота, 27.04.2024, 04:21


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВУХ МИРОВ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

В первых строках рассказа мы знакомимся с главным героем Юшкой. Платонов обращает внимание на следующие детали его портрета: « мал ростом и худ», « сморщенное лицо», «редкие седые волосы», в глазах «стояла влага, как неостывающие слёзы». Такое описание вызывает жалость к герою. Однако этого не скажешь об окружении Юшки. И дети, и взрослые издеваются над ним. Когда тот проходил по улице, дети, радуясь возможности пошалить, выбегали из своих домов и со смехом и криками бросали в него камешки и земляной сор. В ответ озорниками он смиренно молчал, не обижался и шёл своей дорогой. Перед нами образ страдальца, беззлобного и безобидного, терпеливо выносящего все издевательства, живущего по законам Христа. Дети удивлялись такому поведению, потому что он вёл себя не так, как другие взрослые: не серчал, не ругал их, не гонялся за ними, « как делают все большие люди». Значит, Юшка не такой, как все? Да! « Дети не знали другого такого человека». Платонов показывает особенность, неповторимость, индивидуальность Юшки, его непохожесть на всех остальных. Детям понятна злость, а терпение и доброта – непривычные для них понятия. В их представлении жизнь – это злоба. Ненависть. Озорники в ответ на Юшкино молчание и кротость серчали и с удвоенной силой толкали бедного человека. Они ждали, что Юшка разозлится и начнёт гоняться за ними, вызывая у них веселье.

Если обратить внимание на семантические синонимы к слову СКУЧНО («молчит», «не пугает», «не гонится за ними»), то можно понять и увидеть страшный, перевёрнутый мир, в котором живут дети, потому что развеселить их может зло, испуг.

Этому страшному миру автор противопоставляет мир Юшки, мир добра, уважения, любви, прощения и терпения.

Обращения, используемые в тексте, помогают понять смысл противопоставления этих двух миров.

Обращаясь к детям. Он называет их «родными», «маленькими». Мы сталкиваемся с парадоксом: те, кто унижал и оскорблял Юшку, для него «родные». Он считает себя нужным им. Юшка воплощает библейскую заповедь: «Возлюби ближнего своего». Сколько тепла и любви в его словах! Это –то и непонятно детям. Он видит несчастье детей в том, что « они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви». Эти строчки звучат актуально: среди нашего поколения есть немало таких, которые не умеют любить и не знают, как это делать. Это беда и нашего времени. Не умея любить, дети мучают Юшку.

Далее Платонов рисует мир взрослых. Он так же уродлив, как и мир детей: «злое горе и обиды», «сердца наполнялись лютой злобой». Они, как и дети, обижали Юшку, потому что он не похож на них: « блажной, непохожий», « думает такое особенное». Как и дети, от кротости, незлобливости Юшки взрослый человек приходит в ожесточение и злобу и бьёт Юшку, чтобы забыть своё горе. Зеркальность в композиции  помогает нам увидеть исковерканный мир, уродливые отношения в мире, окружающем Юшку.

Разговор с Дашей помогает нам понять мир Юшки. Не понимая Юшки, Даша  желает ему смерти. Он прощает людей, их сердечную слепоту. «Они мне тело калечат», - говорит Юшка, а мы понимаем, что у них искалечены души. Это пострашнее искалеченных тел.

«Весёлый» прохожий тоже пожелал смерти Юшке. И вновь мы сталкиваемся с парадоксом: смерть, чтобы было веселее, не соскучиться, - помогает нам увидеть страшный мир взрослых. Если сопоставить реплики «весёлого» прохожего и Юшки, то вырисовывается следующая картина:

Юшка – «Божье чучело»          ----        «Без меня нельзя, я тоже всему свету нужен»

"юрод негодный»               ----             «мы все равны»

Вечные нравственные принципы утверждает Юшка: каждый человек нужен на этом свете, все люди равны перед Богом и перед другими людьми. И об этом говорит немногословный, кроткий Юшка!!!

Мы слышим уверенность и твёрдость в словах Юшки.

Осуществилась мечта многих: Юшка умер. Первым необходимость Юшки и свою вину перед ним понял столяр: « прощай и всех нас прости. Забраковали тебя люди». Он просит прощение не только за издевательства, но и за то, что они не смогли понять Юшки. Мечта сбылась. Но после смерти Юшки лучше не стало: «Жить людям стало хуже». Оказывается, юшка был нужен, чтобы человеческое зло не скапливалось в людях. Автор приводит нас к истине: добро необходимо, без него зло рассеивается по миру.

В рассказе мир Юшки одержал победу: его приёмная дочь продолжает дело отца. Её называют «дочерью доброго  Юшки».

Оправдана ли смерть Юшки? Он умер, чтобы люди поняли необходимость добра и стремились измениться.

Развитие основной мысли можно показать в виде схемы:

                                                       

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 4322 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0