В первых строках рассказа мы знакомимся с главным
героем Юшкой. Платонов обращает внимание на следующие детали его портрета: «
мал ростом и худ», « сморщенное лицо», «редкие седые волосы», в глазах «стояла
влага, как неостывающие слёзы». Такое описание вызывает жалость к герою. Однако
этого не скажешь об окружении Юшки. И дети, и взрослые издеваются над ним.
Когда тот проходил по улице, дети, радуясь возможности пошалить, выбегали из
своих домов и со смехом и криками бросали в него камешки и земляной сор. В
ответ озорниками он смиренно молчал, не обижался и шёл своей дорогой. Перед
нами образ страдальца, беззлобного и безобидного, терпеливо выносящего все
издевательства, живущего по законам Христа. Дети удивлялись такому поведению,
потому что он вёл себя не так, как другие взрослые: не серчал, не ругал их, не
гонялся за ними, « как делают все большие люди». Значит, Юшка не такой,
как все? Да! « Дети не знали другого такого человека». Платонов
показывает особенность, неповторимость, индивидуальность Юшки, его непохожесть
на всех остальных. Детям понятна злость, а терпение и доброта – непривычные для
них понятия. В их представлении жизнь – это злоба. Ненависть. Озорники в ответ
на Юшкино молчание и кротость серчали и с удвоенной силой толкали бедного
человека. Они ждали, что Юшка разозлится и начнёт гоняться за ними, вызывая у
них веселье.
Если обратить внимание на семантические синонимы к
слову СКУЧНО («молчит», «не пугает», «не гонится за ними»), то можно понять и
увидеть страшный, перевёрнутый мир, в котором живут дети, потому что
развеселить их может зло, испуг.
Этому страшному миру автор противопоставляет мир
Юшки, мир добра, уважения, любви, прощения и терпения.
Обращения, используемые в тексте, помогают понять
смысл противопоставления этих двух миров.
Обращаясь к детям. Он называет их «родными»,
«маленькими». Мы сталкиваемся с парадоксом: те, кто унижал и оскорблял
Юшку, для него «родные». Он считает себя нужным им. Юшка воплощает библейскую
заповедь: «Возлюби ближнего своего». Сколько тепла и любви в его словах! Это
–то и непонятно детям. Он видит несчастье детей в том, что « они не умеют
любить человека и не знают, что делать для любви». Эти строчки звучат
актуально: среди нашего поколения есть немало таких, которые не умеют любить и
не знают, как это делать. Это беда и нашего времени. Не умея любить, дети
мучают Юшку.
Далее Платонов рисует мир взрослых. Он так же
уродлив, как и мир детей: «злое горе и обиды», «сердца наполнялись лютой
злобой». Они, как и дети, обижали Юшку, потому что он не похож на них: «
блажной, непохожий», « думает такое особенное». Как и дети, от кротости,
незлобливости Юшки взрослый человек приходит в ожесточение и злобу и бьёт Юшку,
чтобы забыть своё горе. Зеркальность в композиции помогает нам увидеть исковерканный мир,
уродливые отношения в мире, окружающем Юшку.
Разговор с Дашей помогает нам понять мир Юшки. Не
понимая Юшки, Даша желает ему смерти. Он
прощает людей, их сердечную слепоту. «Они мне тело калечат», - говорит Юшка, а
мы понимаем, что у них искалечены души. Это пострашнее искалеченных тел.
«Весёлый» прохожий тоже пожелал смерти Юшке. И
вновь мы сталкиваемся с парадоксом: смерть, чтобы было веселее, не соскучиться,
- помогает нам увидеть страшный мир взрослых. Если сопоставить реплики
«весёлого» прохожего и Юшки, то вырисовывается следующая картина:
Юшка – «Божье чучело» ---- «Без меня нельзя, я тоже
всему свету нужен»
"юрод негодный» ---- «мы все равны»
Вечные нравственные принципы утверждает Юшка:
каждый человек нужен на этом свете, все люди равны перед Богом и перед другими
людьми. И об этом говорит немногословный, кроткий Юшка!!!
Мы слышим уверенность и твёрдость в словах Юшки.
Осуществилась мечта многих: Юшка умер. Первым
необходимость Юшки и свою вину перед ним понял столяр: « прощай и всех нас
прости. Забраковали тебя люди». Он просит прощение не только за издевательства,
но и за то, что они не смогли понять Юшки. Мечта сбылась. Но после смерти Юшки
лучше не стало: «Жить людям стало хуже». Оказывается, юшка был нужен, чтобы
человеческое зло не скапливалось в людях. Автор приводит нас к истине: добро
необходимо, без него зло рассеивается по миру.
В рассказе мир Юшки одержал победу: его приёмная
дочь продолжает дело отца. Её называют «дочерью доброго Юшки».
Оправдана ли смерть Юшки? Он умер, чтобы люди
поняли необходимость добра и стремились измениться.
Развитие основной мысли можно показать в виде
схемы:
|