Среда, 04.12.2024, 05:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Интерпретация рассказа Набокова «Рождество»
Сначала было Слово.…Это было слово Александра Солженицына о   творчестве Владимира Набокова, последнего классика русской прозы, порождённой серебряным веком: «Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца - признак истинной яркости, неповторимости таланта».

 Эти слова заставили отыскать на книжной полке книгу Набокова, попался «Круг», полистала, глянула в «Оглавление», выбрала «Рождество»…

Начала читать, стало грустно, тоскливо, но остановиться было невозможно… С тех пор прочитано много произведений Набокова, да и о его творчестве немало, но время от времени перечитываю «Рождество». Может быть, потому, что произведения В.Набокова рассчитаны на творческие возможности читателя. Автор писал, что он пишет «для художников». Отсюда и поэтические особенности его рассказов:

- открытость финалов;

- внимание к деталям;

- основанность рассказов на оттенках того или иного настроения;

- внутренняя наполненность души человеческой.

Все эти особенности прослеживаются и в «Рождестве».         

. Творчество Набокова созвучно нашему времени; поскольку предельно индивидуалистично, а по степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века. В. Набоков - один из самых эстетических влиятельных художников.

Некоторые критики называли ранние рассказы Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но бессодержательно, красочно, но бесцельно.

В одном из своих последних интервью Набоков заявил: «Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом…»

Особое удовольствие доставляет мне наблюдение за стилем писателя, основными чертами которого являются:

- лексическое богатство;

- смысловая плотность текста;

- языковая игра, в которую вовлекается читатель;

- наделённость писателя цветовым слухом, «цветовым ощущением».

Поскольку главные свойства создаваемого Набоковым художественного мира - многослойность и многоцветность, его произведения непросто интерпретировать.

Ключом к интерпретации произведения может служить его заглавие. В силу своей выделенности из основного текста заглавие   занимает самую сильную позицию любого произведения и служит его смысловой, эмоциональной и композиционной доминантой. Заглавие анализируемого рассказа «Рождество» характеризуется особой семантической сложностью. События в рассказе Набокова развиваются накануне Рождества, одного из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа, который празднуется в основном 25 декабря. Заимствован  христианством из дохристианских культов  умирающих и воскресающих богов, «рождение» которых праздновалось в период зимнего солнцестояния. К празднику готовится Иван, слуга Слепцова, устанавливая во флигеле ёлку. Ни в коем случае не хочется проводить параллели между рассказом Набокова и легендой об Иисусе Христе (некоторые произведения Набокова прочитываются как пародии на те или иные факты культуры). Да, через несколько часов во флигеле зародится новая жизнь – на свет появится удивительная бабочка, индийский шелкопряд. Но хочется верить, что к жизни возродится и душа Слепцова, ведь  так загадочно об этом сказано в финале рассказа: «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно - бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного,   почти человеческого счастья».                                                                 

Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова,  главного героя повествования, несчастье: он  хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом, когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».

Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату, перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не знал…

Смертельная тоска охватывает героя… Он решил уйти из жизни «сегодня же»:»…и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…»

Но в это время что-то щелкнуло - это из кокона появилась бабочка, медленно развернула крылья, и эти «крылья вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья» …

Вот и весь сюжет, но при его пересказе исчезло что-то главное, что доставило при чтении эстетическое наслаждение, вызвало чувство сопереживания… Захотелось перечесть текст еще раз, а потом в руках оказался «Словарь символов» Джека Тресиддера. И началось увлекательное разгадывание текста Набокова. Но сначала , наверное, нужно немного сказать о символе вообще.

Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый    же в словесном выражении – это троп.

 В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями, например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых.

 Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму.

Можно принять современное толкование        слова «бабочка» - это символ суетности, легкомыслия. Возможно, это значение поможет понять характер взаимоотношений отца и сына при жизни: внешние доброжелательные контакты и незнание того, что делается в душе, поэтому так велика для Слепцова горечь утраты, потому жизнь дальше кажется ему невозможной. А в древности бабочка являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души). Каким глубоким философским содержанием наполняется рассказ Набокова!

Интересно значение других слов-символов: мост - метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых: а еще символ памяти. Недаром описание внешности сына даётся именно на мосту, вот таким он остался в памяти отца: «Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелёк на широком поясе, весело     расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших сандалиях».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом,  особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова  - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

  И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего  этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу  страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.

  Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

 В поэтике Набокова, как и в поэтике Гоголя, Булгакова, среди других средств художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками  действительности.

Перечитаем пейзажную зарисовку из 2  части рассказа, описание утра накануне «Рождества»:

«… Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.»

Мы зримо представляем себе парк, в котором оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка ( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).

Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу). Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).

Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Белый - позитивная сторона антитезы «черное - белое». Семантика черного цвета неоднозначна. Он обозначает не только беду, несчастье, но и справедливость. Как не вспомнить булгаковского Воланда, одетого в черную мантию, представляющего силу, которая «вечно хочет зла и  вечно творит добро».

Слово «7» символизирует космический и духовный порядок и завершение природного цикла. Употреблением антонимов «черный - белый» 7 раз Набоков подчеркивает равновесие добра и зла в мире. Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. К сожалению, семерка учит, что все или почти все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует. О значении других чисел, употреблённых в рассказе, будет сказано ниже.

                Зеленый цвет связан  с  жизнью растений, весной, молодостью. (ель).

                Коричневый цвет - смирение, отречение, бедность.

                Желтый - наиболее противоречивый из всех цветов - от позитивного до негативного.

Теплые тона желтого разделяют солнечную символику золота, счастья, изобилия. Негативный оттенок - цвет умирающих листьев, его связывают со сроком приближения смерти, загробной жизнью.

Синий цвет - цвет неба, символ вечности, истины, веры, чистоты, целомудрия.

Серый  - отречения, смирение, меланхолия, безразличие. Как цвет праха, иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой.

        Употреблены оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными, запоминающимися . В 11 веке у древних славян цвета радуги ограничивались четырьмя цветами:

«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное...»

Четыре цвета связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от огня, черный или багряный от земли.

Со временем человек создал новые слова для обозначения цветов,  и процесс этот еще не закончен.

Строго говоря, языковые средства изображения мира у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других писателей, это цветные прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др.), глаголы (синеет),  существительные (синева, голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст, слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при чтении:

 «Деревья - груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой».

  «… над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест».

 Мир красок, цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых ассоциаций. Об этом хорошо сказал другой поэт, Расул Рза:

             Цвета проносятся сквозь наши души,

             Как тёплые, прохладные ветра,

            Окрашивая цветовою гаммой

            Слова и песни,

            Голоса и память… 

Большое значение в поэтике Набокова имеет и освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».

Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я», а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во всей Вселенной…

 Два – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Два символизирует несколько ситуаций. В – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, - это символ объединения частей и связи между частями целого.   

Крупный индийский кокон был куплен за три рубля. Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель – законченности.

   Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.

Никаких качественных изменений четыре не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к жизни.

   И ещё об одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия, шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается символом человеческой души.

  Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.

 В рассказе нет описания внешности Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе, и символические значения слов,  прилагательные со значением цвета и света помогают в этом:

Наблюдая над текстом рассказа Набокова, я убедилась, что его язык, стиль - неповторимы и своеобразны. Каждое слово вызывает определенные ассоциации. Рассказ «Рождество» заставил задуматься  об истинных ценностях, суетности бытия, вечности мироздания.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 10270 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 4.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0