Сначала было Слово.…Это было слово Александра
Солженицына о творчестве Владимира Набокова, последнего классика русской
прозы, порождённой серебряным веком: «Это писатель ослепительного дарования,
именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших
психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков
мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с
одного абзаца - признак истинной яркости, неповторимости таланта».
Эти слова
заставили отыскать на книжной полке книгу Набокова, попался «Круг», полистала, глянула в
«Оглавление», выбрала «Рождество»…
Начала читать, стало грустно, тоскливо, но
остановиться было невозможно… С тех пор прочитано много произведений Набокова,
да и о его творчестве немало, но время от времени перечитываю «Рождество».
Может быть, потому, что произведения В.Набокова рассчитаны на творческие
возможности читателя. Автор писал, что он пишет «для художников». Отсюда и
поэтические особенности его рассказов:
- открытость финалов;
- внимание к деталям;
- основанность рассказов на оттенках того или
иного настроения;
- внутренняя наполненность души человеческой.
Все эти особенности прослеживаются и в
«Рождестве».
. Творчество Набокова созвучно нашему времени;
поскольку предельно индивидуалистично, а по степени воздействия на стилевые
процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX
века. В. Набоков - один из самых эстетических влиятельных художников.
Некоторые критики называли ранние рассказы
Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но
бессодержательно, красочно, но бесцельно.
В одном из своих последних интервью Набоков заявил:
«Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был
легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом…»
Особое удовольствие доставляет мне наблюдение за
стилем писателя, основными чертами которого являются:
- лексическое богатство;
- смысловая плотность текста;
- языковая игра, в которую вовлекается читатель;
- наделённость писателя цветовым слухом, «цветовым
ощущением».
Поскольку главные свойства создаваемого Набоковым
художественного мира - многослойность и многоцветность, его
произведения непросто интерпретировать.
Ключом к интерпретации произведения может служить
его заглавие. В силу своей выделенности из основного текста заглавие занимает самую сильную позицию любого
произведения и служит его смысловой, эмоциональной и композиционной доминантой.
Заглавие анализируемого рассказа «Рождество» характеризуется особой
семантической сложностью. События в рассказе Набокова развиваются накануне
Рождества, одного из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса
Христа, который празднуется в основном 25 декабря. Заимствован христианством из дохристианских культов умирающих и воскресающих богов, «рождение»
которых праздновалось в период зимнего солнцестояния. К празднику готовится
Иван, слуга Слепцова, устанавливая во флигеле ёлку. Ни в коем случае не хочется
проводить параллели между рассказом Набокова и легендой об Иисусе Христе (некоторые
произведения Набокова прочитываются как пародии на те или иные факты культуры).
Да, через несколько часов во флигеле зародится новая жизнь – на свет появится
удивительная бабочка, индийский шелкопряд. Но хочется верить, что к жизни
возродится и душа Слепцова, ведь так
загадочно об этом сказано в финале рассказа: «И тогда простёртые крылья,
загнутые на концах, тёмно - бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули
в порыве нежного, восхитительного, почти
человеческого счастья».
Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова, главного героя повествования, несчастье: он хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею
жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких
снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом,
когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».
Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату,
перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского
шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что
волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не
знал…
Смертельная тоска охватывает героя… Он решил уйти
из жизни «сегодня же»:»…и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до
конца обнажена земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная,
бесплодная, лишённая чудес…»
Но в это время что-то щелкнуло - это из кокона
появилась бабочка, медленно развернула крылья, и эти «крылья вздохнули в порыве
нежного, восхитительного, почти человеческого счастья» …
Вот и весь сюжет, но при его пересказе исчезло
что-то главное, что доставило при чтении эстетическое наслаждение, вызвало
чувство сопереживания… Захотелось перечесть текст еще раз, а потом в руках
оказался «Словарь символов» Джека Тресиддера. И началось увлекательное
разгадывание текста Набокова. Но сначала , наверное, нужно немного сказать о
символе вообще.
Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и
обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное
значение. Взятый же в словесном
выражении – это троп.
В символе
наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с
явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями,
например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение
символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и
новые символы или изменяется смысл старых.
Многие
символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины
человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом,
несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями
между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система
жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой
стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную
форму.
Можно принять современное толкование слова «бабочка» - это символ
суетности, легкомыслия. Возможно, это значение поможет понять характер
взаимоотношений отца и сына при жизни: внешние доброжелательные контакты и
незнание того, что делается в душе, поэтому так велика для Слепцова горечь
утраты, потому жизнь дальше кажется ему невозможной. А в древности бабочка
являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером
этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный
полет души). Каким глубоким философским содержанием наполняется рассказ
Набокова!
Интересно значение других слов-символов: мост -
метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых: а еще символ
памяти. Недаром описание внешности сына даётся именно на мосту, вот таким он
остался в памяти отца: «Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем
потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелёк
на широком поясе, весело расставлены
милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших
сандалиях».
Поражает умение Набокова в одном предложении
сказать очень много…
Словесная плотность характерна и для следующего
предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем
недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о
велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый,
словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп
близ сельской церкви».
Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре
символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на
возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.
Елка - символизирует возрождение, уход старого и
рождение нового.
Свеча считается важнейшим символом христианских
традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства.
Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную
душу.
Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ,
а также символ укрытия и мимолетности жизни.
Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа
Жизни, символ энергии добра.
Зеркало имеет позитивную символику, так как в
древности оно ассоциировалось со светом,
особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали,
отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал
и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе
«Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается,
что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.
Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он
наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не
понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот
момент в руках Слепцова - деревянный
ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву
придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.
И слон является символом силы,
проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий
отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей,
приведшей его к приступу страшных сухих
рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.
Таким
образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых
имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты,
передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.
В поэтике
Набокова, как и в поэтике Гоголя, Булгакова, среди других средств
художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не
пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками действительности.
Перечитаем пейзажную зарисовку из 2 части рассказа, описание утра накануне
«Рождества»:
«… Слепцов вышел на холодную веранду, так весело
выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами
отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в
лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был
ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали
толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым
окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное
строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола
клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был
серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом.»
Мы зримо представляем себе парк, в котором
оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она
торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка
( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).
Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая
для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А
снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.
Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие
цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу).
Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).
Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности и
жертвенности или божественности. Белый - позитивная сторона антитезы «черное -
белое». Семантика черного цвета неоднозначна. Он обозначает не только беду,
несчастье, но и справедливость. Как не вспомнить булгаковского Воланда, одетого
в черную мантию, представляющего силу, которая «вечно хочет зла и вечно творит добро».
Слово «7» символизирует космический и духовный
порядок и завершение природного цикла. Употреблением антонимов «черный - белый»
7 раз Набоков подчеркивает равновесие добра и зла в мире. Семерка – число,
которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже
сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет
явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым
образом, кажутся таинственными. К сожалению, семерка учит, что все или почти
все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует. О значении других чисел,
употреблённых в рассказе, будет сказано ниже.
Зеленый цвет связан
с жизнью растений, весной,
молодостью. (ель).
Коричневый цвет - смирение, отречение, бедность.
Желтый - наиболее противоречивый из всех цветов -
от позитивного до негативного.
Теплые тона желтого разделяют солнечную символику
золота, счастья, изобилия. Негативный оттенок - цвет умирающих листьев, его
связывают со сроком приближения смерти, загробной жизнью.
Синий цвет - цвет неба, символ
вечности, истины, веры, чистоты, целомудрия.
Серый -
отречения, смирение, меланхолия, безразличие. Как цвет праха, иногда
ассоциируется со смертью, трауром и душой.
Употреблены
оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный
и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными,
запоминающимися . В 11 веке у
древних славян цвета радуги ограничивались
четырьмя цветами:
«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное...»
Четыре цвета
связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от
огня, черный или багряный от земли.
Со временем человек создал новые слова
для обозначения цветов, и процесс этот
еще не закончен.
Строго говоря, языковые средства изображения мира
у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других
писателей, это цветные прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др.),
глаголы (синеет), существительные (синева,
голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст,
слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат
слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски
приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при
чтении:
«Деревья -
груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям
металлической искрой».
«… над
белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо
сиял церковный крест».
Мир красок,
цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон
отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых
ассоциаций. Об этом хорошо сказал другой поэт, Расул Рза:
Цвета проносятся сквозь наши души,
Как тёплые, прохладные ветра,
Окрашивая цветовою гаммой
Слова и песни,
Голоса и память…
Большое значение в поэтике Набокова имеет и
освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При
тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».
Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук
Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную
цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение
первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло
всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я»,
а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему
ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во
всей Вселенной…
Два – это
символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы
и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ
взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.
Два символизирует несколько ситуаций. В – первых,
это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, -
это символ объединения частей и связи между частями целого.
Крупный индийский кокон был куплен за три рубля.
Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в
религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы
(Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и
Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один
при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские
добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три
числом гармонии, а Аристотель – законченности.
Четыре по праву является символическим и
магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и
нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне
определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со
статичностью и законченностью.
Никаких качественных изменений четыре не обещает,
да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.
Четверка – это знак замкнутого пространства и временного
цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.
Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас
четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре
стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и
символ самого пространства.
Четыре руки богини – значимый символ целостного
мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая –
отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.
Четыре – это закрытый повторяющийся цикл
чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер,
ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными
оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к
жизни.
И ещё об
одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия,
шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз
двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается
символом человеческой души.
Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь,
необходимо «вжиться» в настроение текста.
В рассказе
нет описания внешности Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое
состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе, и символические значения
слов, прилагательные со значением цвета
и света помогают в этом:
Наблюдая над текстом рассказа Набокова, я
убедилась, что его язык, стиль - неповторимы и своеобразны. Каждое слово
вызывает определенные ассоциации. Рассказ «Рождество» заставил задуматься об истинных ценностях, суетности бытия,
вечности мироздания. |