«Пластилин» - культовая пьеса Василия Сигарева,
лидера молодого поколения отечественных драматургов, пьесы которого широко
ставятся по всей стране и в ряде европейских стран. Престижная английская
театральная премия Evening Standard Award в номинации «Самый многообещающий
драматург» была впервые вручена
25-летнему уральскому драматургу Василию Сигареву, благодаря его скандальной
пьесе «Пластилин», которую поставили на сцене лондонского театра "Ройал
Корт". Награду Сигарев получал из рук одного из самых известных
современных драматургов Тома Стоппарда, который объявил молодому драматургу, что если бы
Достоевский творил в XXI веке, то он непременно написал бы
"Пластилин".
«Пластилин» - самая недокументальная из
современных пьес, так называемой «новой драмы», почти сплошь слепленных по
модной технике verbatim, завезенной к нам из Англии Британским советом пару лет
назад. Сленг, «неправильная" речь с «чоканьем» и повторами реплик - все
это сближает драматургию Сигарева с догматическим документализмом
verbatim-театра, но сигаревский сюжет - вполне искусственный и выдуманный,
отчего тоски и отчаянья в нем только прибавляется. Пьесу
относят к так называемому направлению гиперреализма, пришедшему в литературу из фотографии и
живописи в конце XX - начале XXI века. Корни гиперреализма можно найти в философии
Жана Бодрийяра: «симуляция чего-то, чего в действительности никогда не
существовало». Гиперреалисты
создают ложную реальность, убедительную иллюзию.
Главным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное
воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип
автоматизма визуальной фиксации, документализм.
Гиперреализм характерен
тем, что всегда обещает предъявить больше реальности, чем доступно человеку в
обычной жизни. В
«Пластилине» присутствуют все характерные особенности гиперреалистического
произведения: пьеса обладает очень
странной, дискретной, разорванной структурой; нет традиционной композиционной системы:
завязка – развитие – кульминация, преобладает разговорный слой сегодняшней
русской речи, с ее жаргоном, ненормативной лексикой, часто касающейся темных
сторон нашей жизни. Список действующих лиц краток, а сами истории подобны лишь
фрагментам бесконечной жизни персонажей.
Пьеса В. Сигарева «Пластилин»
для нас интересна прежде всего тем, что ее главные герои - молодые люди,
которые говорят открыто, то есть она продолжает тему молодежи, тему нашего
будущего. Это
история о 14-летнем мальчике Максиме, основанная на реально происшедших
трагических событиях. Главный герой пьесы Максим лепит свой собственный
мир из пластилина, а действительность «лепит» его жизнь. Образ пластилина
слепил всю пьесу. Герой постоянно мнет его в руках, хватается за него как за
спасение. Смысл прозрачен: подросток сам как пластилин в руках взрослых. И
обстоятельств. Так пластилин
становится символом изменений и преобразований, через которые проходит
подросток и которым он подвергается. Он придает особое символическое звучание характерному для гиперреализма бесстрастному, отстраненному рассказу про подростка,
живущего с бабушкой, лепящего из пластилина удивительные фигуры и тут же их
скатывающем обратно в изначальный бесформенный ком, из которого составится в
результате один огромный символ протеста - пластилиновый член до колена.
Интересно
то, что во многих пьесах о детях и
подростках для детей единственным значимым,
любимым человеком представляется бабушка. Для героя поражающей своей
жестокостью пьесы В. Сигарева «Пластилин» бабушка является человеком, о котором
он всегда помнит и заботится, которому он при необходимости и утку подаст, и за фаршем выстоит в огромной очереди.
Только ее он старается уберечь, и именно беспокойство о ней
одолевает его в последние мгновения перед смертью.
Мир,
в котором живет Максим, можно охарактеризовать как мир цинизма, жестокости,
морального упадка и невозможности реализовать свои потенциальные способности.
Страшный рассказ о детской и человеческой незащищенности в современном
обществе, о том, что любой контакт Максима с окружающим миром заканчивается или
его моральным унижением (сцена с школьной учительницей в туалете или сцена с
соседом по квартире), или физическими побоями (сцена с невестой или сцена с
учениками школы), а в финале – смертью героя от рук зеков - насильников, -
пронзителен по своему звучанию. Смерть, убийство, самоубийство, насилие
являются «событиями» сюжетообразующими в
пьесе «Пластилин» Василия Сигарева.
Характерная
для гиперреализма сосредоточенность на деталях усиливает ощущение боли и
безнадежности, возникающее при прочтении пьесы. Казалось бы, автор выбирает
типическое. Но реально грязь, мрак, безысходность, тупик - это не типичные в
нормальной жизни явления. В пьесе нет обыкновенных, нормальных людей - так не
бывает даже в казарме, даже в зоне. В любой ситуации у человека остается что-то
светлое: мысли, сны. «Они могут сделать со мной все, что угодно. Но моя жизнь -
это моя жизнь».
Максиму в созданном фантазией автора мире не
имеет смысла взрослеть: учеба оборачивается насилием, взросление — похотью;
инфантилизм Максима так же безысходен: в
его мире повзрослеть — значит стать насильником (в самом широком смысле этого
слова). Существуй такой мир на самом
деле — самоубийство в нем было бы не просто оправданным, но единственным
возможным выходом. И герой незадолго до
смерти, доведенный до края, одинокий,
впрочем, как и всю свою короткую жизнь, приходит к попытке самоубийства, но
жизнь, описанная в ремарке до мельчайших деталей, останавливает его:
Там
подобно муравьям копошатся люди. Идут по своим делам и опаздывают. Приветствуют
друг друга и тут же прощаются. Бросают в урны сигаретные окурки и
промахиваются. Рассказывают друг другу анекдоты и сами же смеются… Сморкаются
на землю и сами же наступают на это. Находят копейки и теряют рубли. Бегут за
автобусами и не успевают. Встречаются и расстаются. Радуются и грустят. Любят и
ненавидят. Но никто из них не смотрит вверх. Туда, где танцуют в небе голуби.
Туда, где рождается дождь. Туда, где на самом КРАЮ стоит Максим.
МАКСИМ (закрывает глаза). Обломайтесь…
Смерть героя в конце пьесы воспринимается
(как бы кощунственно это ни звучало) почти что с облегчением: все-таки выход. И
ведь это пожелание смерти герою звучит на протяжении всей пьесы:
ЛЮДМИЛА
ИВАНОВНА(учитель русского языка и литературы): Может, прибьют на
улице скорее, да и всё. Хоть одним гадом на земле меньше будет.
Максим умирает. Выхода нет. Свет в конце
тоннеля так и не появился. Причина этого, как мне думается, проста: мир гиперреалистичной «новой драмы», в отличие от
миров Достоевского и Горького, — мир безвыходного отчаяния, в котором даже
иллюзии и фантазии героя связаны только со смертью ( постоянное явление герою
мертвого Спиры) или сексом, от которого нет спасения. «Пластилин», в отличие от
«На дне», не предполагает ни эволюции, ни революции, только безрадостную смерть
животного, загнанного на бойню. Искусство художника - в умении соблюсти
пропорцию между светом и тенью. Задавая перспективу, она показывает возможный
маршрут из горького сегодня в светлое завтра. В произведениях Сигарева и ему
подобных эта пропорция нарушена. Из конца туннеля убран свет, и тьма обступает
со всех сторон. «Пластилину» присуща своя манера.
Обыгрывается жалкий идиотизм (сцена похорон Спиры) , тупость, изголодавшаяся
женская страсть (сцена с женщиной на стадионе), фарс толкает на сцену
гомосексуальное изнасилование двумя зеками, что оборачивается ужасом пугающих явлений. У
многих персонажей, так называемых «простых людей», их уровень развития, регулируемый прежде
более-менее строгими правилами публичного поведения, наконец, получил
возможность благодаря так называемой демократии, трактуемой как
вседозволенность, выплеснуться наружу, проявить себя вполне свободно. В этом
смысле показательна сцена с невестой:
Максим проходит мимо столовой, в которой орёт
музыка и беснуются пьяные голоса….Возле входа на урне сидит жених в бабочке. У
него на коленях невеста.Невеста курит и что-то очень громко говорит. Потом
замечает Максима. Выбрасывает сигарету. Шепчет что-то на ухо жениху и
спрыгивает с его колен…
НЕВЕСТА. Эй, парень.
Максим остановился. Ждет.
НЕВЕСТА (идет к нему, приподняв платье, смеется).
Угости
сигареткой, молодой красивый.
МАКСИМ. У меня «Прима».
НЕВЕСТА (улыбается). Ништяк. Давай
«Примы».
Максим достаёт пачку. Даёт ей сигарету. Другую
вставляет себе в рот. Вытаскивает зажигалку. Протягивает невесте.
НЕВЕСТА. Погоди ты. Тебя
как зовут?
МАКСИМ. Ну, Макс.
НЕВЕСТА. Знаешь чё,
Максик?… Забери меня отсюда…
МАКСИМ. Чё?
НЕВЕСТА. Давай, Максик,
уедем с тобой, хочешь? Я буду любить тебя, Максик. Знаешь, какие у меня груди? (Смеется).
Вот потрогай…. (Схватила Максима за руку, прижимает её к своей груди).
МАКСИМ (вырвал руку, пошел). Иди
ты…
НЕВЕСТА (смеётся). Чё захотел!
(Кричит жениху).
Славик,
сука, меня этот пидор за сиську схватил! Стой, бля, шакал!
Жених сорвался, побежал к ним.
НЕВЕСТА. Славик, сука, наваляй ему! Чё не мужик, что ли?! Вали его на! Вали
суку!
Жених какое-то время колеблется, потом бьет
Максиму кулаком в лицо. Сигарета летит в одну сторону, Максим – в другую.
НЕВЕСТА. Мочи его, Славик,
пидора! Ногами, суку!
Жених пинает.
НЕВЕСТА (ржет. Снимает туфель. Бьёт им Максима).
Наглушняк
его, Славик! Чё не мужик, что ли?! Вали его пидора!
ЖЕНИХ. Всё! Хорош!
(Оттаскивает невесту).
Невеста нагибается, плюет Максиму на голову.
Ржут. Убегают.
Когда
знакомишься с этим эпизодом, как и со сценой с соседом по подъезду, невольно
возникают мысли о том, что вседозволенность открывает вход в жизнь, в общество
явлениям не просто безнравственным, аморальным, но по сути патологичным, что
именно отсюда из сферы морально-поведенческой, может прийти конец самому
обществу. Сумрачный мир, наполненный глупостью, извращенностью, алкоголизмом,
переворачивается в сознании, чувствуется, что в нем оплакивается
бессмысленный энтузиазм молодых людей, не знающих, куда себя деть. Похоть
и насилие в этом мире — две стороны одного и того же безрадостного
существования, они становятся единственной целью и единственным средством
самопроявления героев. В жизни настоящей, всамделишной, — ТАК не бывает, и
автор, надо полагать, это прекрасно знает; если бы в его жизни ВСЁ было бы
ТОЛЬКО насилие и похоть, он едва ли стал бы писать пьесы. Жизнь богаче мира
Сигарева, но, само по себе, это не может являться претензией: жизнь богаче
любого придуманного мира, и миров Шекспира или Пушкина в том числе. Автор, как
и скульптор, имеет право отсечь лишнее, но нельзя не заметить, что в случае
«Пластилина» лишним оказывается всё, кроме похоти и насилия. Гиперреализм
«новой драмы» схож с моментальной фотографией: она замечает, фиксирует
жизнь по частям, по крупицам, но только ту сторону жизни, которая выгодна ее
создателю. Самоубийцы, беглые уголовники, бомжи, умирающие, осужденные,
террористы – таковы действующие лица. Маргиналы общества, прежние и нынешние
изгои, люди редких профессий составляют экзотику «новой драмы». Пожалуй, герои
и проблематика «новой драмы» нашего времени напоминают о петербургском натурализме
середины XIX в., о физиологических очерках того времени, если подыскивать
аналогии в истории русской культуры, со всеми признаками морализма. По чему стоит тосковать
современному человеку? По нормальным
человеческим взаимоотношениям, по утраченной душе. Никакие деньги, никакие вещи
не спасут, если человек утратил душу и способность сопереживать ближнему. Смысл
жизни - в мечте, страшно, когда ее нет. Даже если она никогда не реализуется,
главное, чтобы она была и чтобы в человеке жило стремление к ней.
Пьеса
В.Сигарева «Пластилин» - это пьеса об обществе, в котором люди не хотят помогать друг другу, думают только о
себе, о том, к чему мы можем прийти,
если будем вести себя эгоистично. |