Воскресенье, 11.12.2016, 01:24

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

«Другая жизнь», или социальное пространство в рассказе Т.Толстой «ФАКИР»

   С детства я очень люблю цирк. Меня привлекает всё связанное с цирком. И когда однажды в Хрестоматии по литературе я встретила рассказ с названием "Факир", но непременно этот рассказ прочитала. Но вот удивительно: как и в рассказе Чехова "Хамелеон" не было никакой ящерицы, так и в этом рассказе не было никакого Факира, т.е. фокусника. Меня этот факт, конечно, заинтересовал, тем более я в рассказе ясно увидела и почувствовала три пространства, три мира. Каждый из этих миров "заселяют" свои обитатели. Причем, вход из одного мира в другой только строго по приглашению: "В марте, он их не позвал, в апреле тоже, и лето прошло впустую", ну а переселение из одного мира в другой вообще невозможно. Разве что только на один вечер: "И выплывут они, королевская чета, избранная на один вечер, в тепло и свет, в сладкие фортепьянные рулады".

И все чудеса этих приглашений, "когда они и впрямь короли - Галя в недорогом пальто, а Юра - в куртке и вязаной шапочке" подвластны только одному человеку - Филину. Именно он хозяин этого особого, яркого, праздничного мира, о котором так мечтают Галя и Юра, уставшие от своего домашнего привычного мира, где: "унылые зеленые обои, граненый стаканчик абажура в прихожей, тусклая теснота, и знакомый запах, и прикнопленная к стене цветная обложка женского журнала - для украшения".

И тогда я выдвинула гипотезу: так как Филин может "творить чудеса", позволяя людям почувствовать себя обитателями другого мира, то, возможно, он и есть - Факир?

 Тему эту я считаю актуальной, так как в рассказе Толстой показано духовное перевоплощение героини, находившейся в состоянии некоторого беспокойства, отчаяния, предельной безысходности от осознания того, в каком мире ей приходится жить.

Для героини процесс познания затянулся надолго: уже за плечами выбор спутника жизни, рождение ребенка, некоторые в жизни взлеты и падения, но Галя до сих пор не знает истины "истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком".

Галя до сих пор сомневается, а тот ли человек рядом, она готова забрать ребенка и уйти к Филину, которого она считает идеалом.

Автор рассказа Т. Толстая показывает, как происходит процесс духовного освоения мира, в результате которого героиня обретает истину. Это состояние героини можно назвать теми же словами, которыми в "Энциклопедии литературных героев" отмечен характер героев многих рассказов Т. Толстой: «душевная смута современного человека, переживающего разлад с действительностью, утрату нравственных ориентиров".

Автор тонко подметила данную черту современного человека и очень своеобразно и ярко показала эту проблему, использовав образ лжециркача и подведя не только героиню, но и читателя к выводу о том, что не всегда яркое и блестящее может затмить и заменить привычное, порою надоевшее, но родное. Именно поэтому данный рассказ актуален и поучителен.

 

Цели и задачи.

В соответствии с заявленной темой, я преследовала следующую цель:

- проследить своеобразие творческого метода автора рассказа Татьяны Толстой. И на основании этого

- выявить особые средства создания образа героя и того пространства, которое его окружает.

Из цели вытекают следующие задачи:

- анализ средств выразительности, которыми автор воссоздает картины действительности

- выявление взаимосвязей между поведением героини и условиями её жизни.

 

Объект и предмет исследования. Методы исследования.

Исследования велись методом сбора, отбора материала, сравнительного анализа и классификации.

Объект исследования: текст рассказа Т. Толстой "Факир"

Предмет исследования: система образа рассказа и их взаимосвязь с окружающей их действительностью.

Так как по определению литературоведческого словаря "писатель изображает жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя".

Характеристика использованной литературы:

При работе над темой я опиралась в основном на энциклопедическую литературу и всевозможные справочники: "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" - компьютерная версия, "Словарь литературоведческих терминов", "Словарь русского языка" Ожегова, а также пользовалась материалами Интернета.

Из литературы я брала в основном теоретические понятия. Так как о рассказе "Факир" мы не нашли критических заметок, а в Интернете всего один абзац посвящен этому произведению, то, собственно работа моя строится в основном на личных наблюдениях.

 

Основная часть.

Глава 1. Мир Гали и Юры.

  Возникает вопрос, почему герои рассказа так не любят свой, созданный ими мир? Почему они так рады редким приглашениям Филина и почему своя квартира в доме-новостройке на окружной кажется им тесной и неуютной в сравнении с жилищем Филина, где даже про лифт сказано: "в таком лифте хочется жить".

Может быть, оттого мир Гали и Юры выглядит таким серым, что слишком устали они от различных бытовых проблем, да и просто оттого, что не умеют радоваться жизни, а в Филине они видят: "всесильного господина, мановением руки, движением бровей преображающего мир до неузнаваемости". Поэтому так и рвутся они туда, в другой мир и так волнуются  каждый раз: "пригласит ли ещё? Даст ли ещё посидеть в тепле и свете, в неге и холе?".

Герои настолько не любят свой дом, что готовы бросить свою дочь в квартире, когда "за окном густая маслянисто-морозная тьма... никто не гуляет по улице...окружная дорога, бездна тьмы". Их манит в другой мир, где "свет, тепло, слоеные пирожки по-тьмутаракански, приятнейшая музыка откуда-то с потолка". А дома: "каша в кастрюльке, тусклая теснота и румяные противные супруги на лыжах на картинке". А вот у Филина они восторгаются табакеркой с портретом дамы, "упивающейся своей розовой голой напудренность".

Использование данной детали позволяет автору подчеркнуть характер гкроев: Румяные спортивные лица противны, а розовая напудренность вызывает восторг, то есть они умиляются перед неестественным, искусственно созданным, как, впрочем, перед всем тем, что преподносит им Филин.

Автор тонко подметила данную черту современного человека и очень своеобразно и ярко показала эту проблему, использовав образ лжециркача и подведя не только героиню, но и читателя к выводу о том, что не всегда яркое и блестящее может затмить и заменить привычное, порою надоевшее, но родное. Именно поэтому данный рассказ актуален и поучителен.

 

Глава 2. Мир Филина: 2 ипостаси

Авторская позиция, отношение к описываемым событиям проявляется прежде всего в организации повествования.

Рассказ начинается с торжественного - завораживающего описания: «белая хрустящая скатерть, свет, тепло,... приятнейшая музыка, откуда - то с потолка...». А далее идёт описание портрета героя, тоже привлекающее внимание читателя: «чистый, небольшой, в домашнем бархатном пиджаке, маленькая рука отяжелена перстнем». Однако настроившийся на высокий лад читатель тут же, в этом же абзаце оказывается во власти совсем иной интонации: «перстень не штампованный, жлобский, а прямо из раскопок, венецианский, если не врёт». Здесъ же в описании портрета, о котором автор говорит, что «есть на что посмотреть», опять отдельные детали (прекрасные анатолийские глаза., бородка серебряная) показаны с некоторой иронией: «только у рта черно, словно уголь ел». А дальше, отдельным абзацем, как раз говорится: «есть на что посмотреть». Смысл, заложенный в эту фразу, может быть понят двояко, как, впрочем, и всё остальное, связанное с этим героем.

Прежде всего, Филин привлекает своими байками: о собаке, которая открывала дверь своим ключом и разогревала обед, о партизане, который стрелял в немца и на него упал самолёт, о том, как в упавшем самолёте уцелела посуда, о том, как у его знакомой попугай склевал все бусы...

Гости, которых приглашает Филин, - тоже люди необычные, правда необыкновенные они только в стенах его дома, а в иной обстановке, например, тот самый Матвей Матвеич, которого преподнёс им Филин, оказался простым смертным: «сам в тренировочных штанах, совершенно уже белесых, чай спитой, варенье засахаренное, да и то прямо в банке на стол брякнул, ложку сунул: выковыривайте, мои, гости дорогие».

Или, например, бард Власов. Галя с Юрой даже эксперимент провели: из лучших соображений пригласили его к себе, желая вновь услышать полюбившиеся песни. Но песен не вышло: запертая в соседней комнате собака выла и «скомкала всю программу».

Вновь подтверждается гипотеза, о том, что только у Филина, в обстановке его квартиры и в его обществе всё выглядит особенно. Или просто гости приходят туда, заранее настроив себя на встречу с неожиданным и прекрасным?

Иначе обстоит дело с Алисой, которую Филин выдаёт за «прелестное якобы (выделено мною) существо», «вообще - то она Аллочка, но мы будем звать её Алисой».

В этом слове якобы скрывается истинный смысл слова прелестное: далее по тексту автор даёт портрет Алисы: «Чёрные волосы блестят, как смазанные, нос крючком, усики. Платье простое, вязаное, цвета соленого огурца». О прелестном существе автор никогда не скажет: «раскрыла свой усатый рот».

Всё, чем удивляет Филин своих гостей, имеет свою особую историю: «это особые слоёные пирожки, рецепт которых держался в секрете, и которые якобы любил Пушкин, грейпфруты, начинённые креветками, и даже тот «редкостный» паштет, «которых, знаете ли...», но Филин договорить не успел, так как недальновидный Юра вставил: «Внизу брали, вижу», за что «Галя мысленно пнула мужа за бестактность». Почему видя явный обман, они так легко поддаются? В этот день «он почему - то пирожки называл тарталетками».

В последний визит Гали к Филину, когда она уже всё знала про него, когда уже сделала вывод, что «он ничем не лучше их, он такой же, он просто притворялся, мимикрировал, жалкий карлик, клоун в халате падишаха!»; разоблачённый Филин «был один и выглядел плохо, хуже Джульки». Он ел треску, но увидев Галочку, подвинул тарелку с треской и сказал: «Прошу - судак орли, свежий». Для справки:

«Треска - промысловая рыба северных морей» Судак - промысловая рыба из семейства окуневых, водящаяся в пресной морской воде».

Почему Филин выдаёт треску за судака? Чем судак лучше трески? Или просто так уж привык Филин: он не может называть всё своими именами, ему необходимо приукрасить. И что значит эта приставка орли! Ни в одной кулинарной книге мы не нашли судака орли, как, впрочем, и рецепт грейпфрутов с креветками. Может быть, это очередное изобретение Филина?

Филин был изобретателен во всём: когда он не знал, чем удивить гостей, он просто-напросто делал перестановку: «что-то неуловимо новое в квартире... а приятно: витрина, с бисерными безделушками сдвинута, бра переехало на другую стену, арка, ведущая в заднюю комнату, зашторена». Но даже это приятно поражает Галю, которая, не любя свой угол, часто задаёт вопрос: «Да за что же?! Позвольте?! Но судьба уже повернулась спиной, смеётся с другими, и крепка её железная спина - не достучишься. Хочешь — бейся в истерике, катайся по полу, колоти ногами, хочешь затаись и тихо зверей, накапливая в зубах порции холодного яда». И в конце концов она приходит к выводу: «Кому велено чирикать — не мурлыкайте, кому велено мурлыкать, не чирикайте». Это удел его - Филина, владельца золотых плодов «раздавать их направо и налево, насыщать голодных и поить жаждущих. Он махнёт рукой - и расцветают сады, женщины хорошеют, зануды вдохновляются, а вороны поют соловьями. Вот какой он! Вот он какой!».

Таким Филин предстаёт в восприятии Гали - настоящий Факир, даже фраза «Вот какой он! Вот он какой.» подчёркивает необычность его характера. Инверсия усиливает выразительность фразы и придаёт ей новый выразительный оттенок, перестановка слов и вынесение на последнее место слова какой заставляют задуматься и о самом Филине, и о том, какой он Он умел создать праздник, причём не столько для себя, сколько для других (а может быть, просто пытался создать иллюзию?) так или иначе, это всё делал он мастерски. Но Галя всё равно задавала себе вопрос: «Разве может понять он Галину жизнь? Галино третьесортное бытиё, унижение, тычки в душу?»

«Посреди столицы угнездился дворец Филина, розовая гора, украшенное семо и овамо разнообразнейше - со всякими зодческими эдакостями, штукенциями и финтибрясами; на цоколях — башни, на башнях - зубцы, промеж: зубцов ленты да венки, а из лавровых гирлянд лезет книга -источник знаний, или высовывает педагогическую ножку циркуль, а то, глядишь, посерёдке вспучился обелиск, а на нём плотно стоит, обнявши сноп, плотная гипсовая жена с пресветлым взглядом, отрицающим метели и ночь, с непорочными косами, с невинным подбородком...» И даже «Вечернее небо над Филиным, над его кудрявым дворцом играет светом кирпичным, сиреневым, - настоящее московское театрально -концертное небо». А над её домом «невидимое небо сползло и упираясь тяжёлым краем в свекольные поля.» Не случайно Галя часто приходит к мысли о некоей «степени одичания, до которой им с Юрой рукой подать -через окружную, за канаву, на ту сторону..

 

Глава 3. Третий мир - мир окружающей природы.

Из трёх пространств, показанных в рассказе, самым первым изображён яркий и праздничный мир Филина. Затем автор рисует мир Гали и Юры, и только потом показывает третий мир - настоящий, реальный мир окружающей природы, где «посвистывает мороз, холод безлюдных равнин проникает под одежду, а мир кажется кладбищенски страшным».

Герои далеки от мысли, что свой собственный мир можно тоже сделать уютным, светлым и тёплым и привлекательным для других. Но им проще побывать на празднике жизни у Филина и ожидать: пригласят - ли ещё?

Всё их привлекало в доме Филина: и обстановка, и гости, и атмосфера. И даже сама природа вне квартиры, но рядом с домом Филина была отлична от той, что окружала их дом. Сравним:

«Пустая маслянисто — морозная тьма, пустота в стылых провалах между домами, которые слились с ночным, отягощенным, снежными тучами небом, когда... каждый порхнул в свою дверь, задёрнул занавески и тянет руку к кнопке телевизора»

Даже небо и снег, которые для всех одни, в восприятии Гали и Юры видятся по-разному: «за окном тихо визжало под колёсами Садовое кольцо, валил весёлый народ, город сиял вязанками золотых фонарей, радужными морозными кольцами, разноцветным скрипучим снегом, а столичное небо сияло.... новый прелестный снежок, свежий только что изготовленный» -это мир Филина.

Вокруг Гали и Юры другой мир, и они - «заложники во мраке, на пороге осинного, дрожащего от злобы леса».

 

Глава 4.   «Прозрение» героини.

Что же произошло, почему Филин - «щедрый властелин золотых плодов» -в восприятии Гали так резко переменился: «она не сразу узнала его, когда он прошёл мимо неё в метро - маленький, торопливый, озабоченный, ...как обычный человек, маленькие ноги его, избалованные бархатными тапками ступают по зашарканному кафелю перехода; маленькие кулачки шарят в карманах, нашли носовой платок, пнули — буф, буф! — по носу и снова в карман; вон он встряхнулся как собака, поправил шарф и дальше, под арку с чахлой золотой мозаикой... »[1, с. 593 ]

Что же всё - таки произошло? Ведь буквально в предыдущем абзаце автор пишет, что она «устала мечтать, устала ждать телефонного звонка, стала забывать   дорогие   черты:   теперь   он   представлялся  ей ГИГАНТОМ с пугающе чёрным взглядом, огромными искрящимися от перстня руками» [1, с.597].

Теперь же, в момент разочарования, она видит его маленькие кулачки, а не огромные руки с искрящимися перстнями. И вся обстановка, окружающая Филина, выглядит непривычно непривлекательной: он ступает по зашарканному банному кафелю, и даже золотая мозаика, которою выложена арка, выглядит чахлой... На фоне толпы сам он выглядит совсем маленьким и незаметным, и даже неинтересным: в его облике нет ничего, что привлекало бы взор.

Сравним: «весёлая тучная дама, янтарный индус, горные старухи в калошах и даже воин с чирьями» намного заметнее его. Галя приходит к выводу, что: «устала мечтать, устала ждать телефонного звонка, стала забывать дорогие черты: теперь он представлялся ей ГИГАНТОМ с пугающе чёрным взглядом, огромными искрящимися от перстня руками» [1, с.597]. Опять невольно «всплывает» мысль о цирке, только это уже не всемогущий Факир, а жалкий клоун, вырядившийся в богатый халат. Но халат этот - лишь украшение всего лишь на вечер... А ведь совсем недавно она говорила, глупая, что Алиса ему не пара, даже думала, что «тут должен быть кто -то понимающий... Малиновый халат ему отпаривать». Она даже собиралась расстаться с Юрой, взяв из своей (уже успевшей опостылеть к этому времени) квартиры только самое необходимое, только то, что вписалось бы в квартиру Филина; что-нибудь из белья (для себя), стиральную машину, утюг (халат отпаривать), зеркало, мамины хорошие вилки и тостер (внести свой вклад в интерьер Филина) и горшок с фиалкой. А потом он их долго не звал, и «лето прошло впустую»...

По определению Льва Лурье, «в рассказе «Факир» путь женщины Гали из панельной многоэтажки близ «Коровино или Зюзино», от окружной дороги к высотке со страшными скульптурными химерами приравнивается к возвращению в лоно культуры. Но как вернуться в спасительную круговерть, как пройти от мрака в пространство, освещенное благим порядком?... Да,  Москва - это вечное хождение по окружной и по «Кольцевой», но не так-то просто попасть в Москву, встать на этот путь впервые..

Мир Татьяны Толстой каждой своей клеточкой деталью, героем, каждым обстоятельством места и действия - убеждает своего читателя: нет, нет никакой новой, другой жизни, вся она сделана из материи жизни предыдущей, из нее собрана, слеплена» [6']. Не зря о самой писательнице сказано: «В интеллектуальных читательских кругах... Толстая пользовалась репутацией оригинального, независимого писателя. Герои ее прозы в основном - простые «городские чудики» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды ...), живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде».

Но Галя не старорежимная старушка и гениальностью своей не выделяется, однако как подходит к ней это определение: «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». Героиня не смиряется со своей реальностью, и не желает гибнуть. Правда, для неё приемлем более простой вариант: она готова просто переселиться в другой мир, мир Филина. Она считает, что достойна другой жизни, не задумываясь о том, что эту, другую жизнь она должна построить сама, что «мет никакой новой, другой жизни, вся она сделана из материи жизни предыдущей». То, что имеет она сейчас, это и есть результат предыдущих её попыток выстроить свою жизнь. И лишь в конце рассказа Галя понимает, что она всё это время заблуждалась:

 

Выводы.

Ставя перед собой цель выявить особые средства создания образов героев и того пространства, которое их окружает, я прихожу к выводу о своеобразии творческого «Я» писателя Т.Н. Толстой. В рассказе «Факир» ярко прослеживается взаимосвязь между поведением героини и условиями её жизни.

Нельзя не согласиться со словами Л. Лурье: «Будучи ювелиром стиля, магом языка, она (Толстая) ещё и архитектор социального пространства. И в этом качестве она соперниц и соперников не имеет. В её рассказах полностью воспроизведен социум или, вернее, выстроена его действующая модель». В рассказе «Факир» это социальное пространство чётко определено и имеет свои границы: мир Гали и Юры, столь ненавистный им; особый мир Филина, привлекающий своей яркостью и праздничностью, и мир окружающей природы. Причём, рисуя эти три мира, автор держит читателя в постоянном напряжении от осознания горестного столкновения мечты и реальности: «как пройти от мрака в пространство, освещенное благим порядком!». Пройдя долгий путь ожидания, лишь в финале рассказа героиня убеждается, что дорожить нужно тем, что имеешь сейчас, сию минуту, а не ждать, когда же тебя пригласят на «праздник жизни».

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (30.08.2012)
Просмотров: 1099 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0