Пятница, 09.12.2016, 22:14

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

«ДОБРО ИЗ ДОБРА ЯВИЛОСЬ» (ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ А. П. ПЛАТОНОВА «ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО»

                                                                Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни       

                                                                набежала на вашу жизнь, - посетит ли вас тревога  

                                                                о судьбе России, придут ли к вам «мысли чёрные»

                                                                о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажет-

                                                                ся «несносной раной», - вспомните о русской сказ- 

                                                                ке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудро- 

                                                                му голосу.    

                                                                                                                          И. А. Ильин. (1)

         Так начинает свои размышления о сказке замечательный русский философ, профессор Иван Александрович Ильин. Действительно, тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нём и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла. 

         Перечислим самые важные, на наш взгляд, свойства сказки. Мир народной сказки – светлый мир, который выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Сказка вырастает из веры в чудесное, в торжество справедливости и добра. Сказка не знает непоправимых несчастий, для неё нет невозможного, безутешное горе в ней всегда в силах развеять, а любую беду поправить. Она радует, питает душу любого, кто слушает или читает её, придаёт уверенность и бодрость, вызывает стремление постоять за справедливость.

         Эти свойства характера человека, его души, разбуженные или поддержанные сказкой, составляют основу оптимистического восприятия мира, без которого невозможна жизнь ни ребёнка, ни взрослого человека.

         Выразительность, красота языка сказки, связь сюжета, образов, языка с действительностью,  выдумки и правды, яркость и привлекательность вымысла соединяются органично с противоборством злых и добрых сил, безупречно светлого и тёмного миров. Венчает сказку непременная победа добра. Обязательно в сказке присутствие положительного героя, возлюбленной или возлюбленного и их помощников. Все эти свойства составляют единую систему, в  которой выражены идеалы и мечты народа, его представления о добре, правде, справедливости, красоте.

         «Не слушайте же сказку при свете дня или прозаического и бескрылого сознания, - справедливо предупреждает И. А. Ильин.- Сказку надо слушать вечером или ночью, в волхвующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и таинственный вид и придаёт им новый вид, неожиданный и таинственный». (2)

         Внутренний план сказки, её сокровенный смысл, как и всё добро в нашей жизни, приходит через труд: только потрудившемуся, любознательному, думающему откроет она свою душу, а открыв, и нас сделает богаче.

         Таковы наши общие представления о сказке. Такова «присказка» нашей исследовательской работы. А сама «сказка» впереди.


                                                                                 Не думайте, что сказка есть детская забава,

                                                                несерьёзное дело для умного человека: взрослый-де

                                                                выдумывает,   маленьким   сказывает,   а  маленькие 

                                                                слушают и верят; верят, будто было то, что не было,

                                                                будто вправду такое было, чего  и  быть не могло. И

                                                                ещё не думайте, что  взрослые  умны,  а  дети глупы;

                                                                и    что  взрослому   надо   нарочно   «приглупиться»

                                                                для того, чтобы детям сказку рассказывать; а чтобы

                                                                для  себя,  взрослого  и умного, сказку прочесть или

                                                                создать, - то и  приглупляться не стоит…Не обратно

                                                                ли дело обстоит?

                                                                                                                              А. И. Ильин. (3)

         В жизни некоторых писателей происходят удивительные явления. Они, серьёзные и умные, вдруг начинают сочинять сказки. Об одном таком писателе мы и хотим рассказать.

         Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия – Климентов) родился 20 августа 1899 года в предместье Воронежа, а умер 5 января 1951 года в Москве. Он прозаик, критик, публицист.

         Его отец был известен в Воронеже, т.к. был талантливым изобретателем – самоучкой, человеком, влюблённым в паровозы, искусным слесарем. О таком человеке всегда говорят, что он – «самородок» А мама Андрея отличалась тем, что была глубоко верующей женщиной и ко всем и всегда относилась по-христиански, была удивительно добра.

         Отец и мать, родная земля помогли Андрею вырасти настоящим человеком: как старший из одиннадцати детей, он с 14 лет стал работать – рассыльным, литейщиком на трубном заводе, машинистом. Любовь к паровозам была у него от отца. Но уравновешивала его в трудной жизни и любовь к слову, к необычным людям, умеющим свято жить. Рассказы о таких праведниках были известны мальчику с детства, т. к. в доме очень часто останавливались странники, идущие в святые места. Они величаво, спокойно рассказывали о том, что видели, к чему стремились, учили жизни, благочестию.

         Став взрослым, Андрей Платонович ничего не забыл, наоборот, свои произведения наполнил небывалыми, светлыми детскими переживаниями.

           Жизнь его была сложной. В конце своего пути Андрей Платонович долго и тяжело болеет. И вот именно в болезни он обращается к народным сказкам. Перечитывая народную мудрость, он приходит к мысли переложить эти сказки. И вот из-под его пера появляются книги, содержащие сказки. Помог их издать М. А. Шолохов. Мы теперь можем прочитать книги: «Финист – Ясный Сокол» (1947), «Башкирские народные сказки» (1947) и «Волшебное кольцо».

         Последним большим произведением, над которым работал писатель, была пьеса – мистерия «Ноев ковчег (Каиново отродье)». Но она осталась незаконченной, т. к. автор умер на пятьдесят втором году жизни от туберкулёза. (4)


                                                                          Сказка – это ответ всё испытавшей древности

                                                           на  вопросы  вступающей  в  мир  детской души. Здесь

                                                           русская   древность помазует русское младенчество на

                                                           не испытанную  ещё трудную жизнь, созерцая из древ-

                                                           него   национального   лона   всегда  новые  трудности

                                                           жизненного  пути.  И  благо  нам,  если мы, сохранив в

                                                           душе  вечного  ребёнка,  умеем и спрашивать, и выслу-

                                                           шивать голос нашей сказки.

                                                                                                                            И. А. Ильин. (5)

         Так уж сложилось, что после смерти А. П. Платонова о нём забыли, но позже о таланте писателя стали говорить. Его сказку «Волшебное кольцо» можно прочитать в учебнике литературы для 5 класса, автором которого является Т. Ф. Курдюмова. Перечитаем эту сказку и поразмышляем над её содержанием.

         Главный герой сказки – неженатый сын крестьянки Семён. «Жили они бедно: спали на соломе, одежонка у них старая, латаная и в рот им положить нечего». (6) И, наверное, так и продолжалась их жизнь, если бы не…доброе сердце Семёна.

         Купил он на пенсию за отца у человека, специально удавливавшего на глазах у Семёна, щенка, кошку и змею. Не мог он безразлично пройти мимо, увидел неладное и спас «живую тварь», отдав последнюю копейку. Никаких денег не жаль ему, сердце слушает молодец, а не разум. Не задерживается в пути благодарность, говорит ему спасённая змея: «Не жалей, Семён, что последние деньги на меня потратил. Я не простая змея, а я змея Скарапея. Без тебя пришла бы мне смерть, а теперь я жива, и мой отец тебя отблагодарит».

         Конечно, не ожидал Семён такого поворота событий, не был готов. Подарил Семёну Змей-царь кольцо со своей руки. Не простое это было кольцо и даже не золотое, а волшебное. Получив такой дар, Семён не знал, что теперь ему надо быть не только добрым, но и сильным духом, т.к. рядом с Добром всегда ходит зло. А где ему быть? Ведь если оно, зло, останется наедине само с собой, то обречёт себя на самоуничтожение, на смерть. А это никак не входит в его планы. Поэтому зло всегда ищет Добро, никогда не ошибается, т.к. от Добра во все стороны распространяется свет. (Недаром, в языке есть выражение «свет доброты».) Так зло нашло Семёна.

         А так как зло хитрое и коварное, оно прикинулось сначала царской дочкой, привлекательной, прекрасной, очаровательной, затем приёмным сыном Змея-царя Аспидом, втайне жаждавшим стать обладателем волшебного кольца. И в конце концов зло добилось своего: по простодушию своему, по доверчивости Семён утратил подаренное кольцо, а сам попал в тюрьму.

         Но зло коснулось не только Семёна, но и распространило своё влияние на его семью: «Увели от матери сына, не стало у неё кормильца. Оголодала старуха. Кликнула она кошку и собачку и пошла побираться. Под одним окошком хлеба попросит, под другим съест. А тут захолодало, потемнело, лето состарилось, к зиме пошло».

         Собака и кошка решают: «Нас хозяин от смерти спас, теперь мы его спасём». Сказали и сделали. Вернулось кольцо к Семёну. И всё опять стало на свои места. Чему хватило сил всё вернуть на круги своя и справиться со злом, превратить его в гадюку? Конечно же, Добру. Теперь Семён не только добр, но и умён, силён, внимателен. Злу уже никогда не обмануть его. А на вопрос матери Семён отвечает: «Добро, мама, из добра явилось».

         И мы вслед за героем можем сказать, что добрая сказка «Волшебное кольцо» Андрея Платоновича Платонова рождена его добрым сердцем, ведь он ещё подростком «понял, что всё делается…И теперь исполняется  моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце. Теперь исполняется эта мечта». (7)

                                                                          Что же приносят люди из   этих  мудрых краёв?

                                                                И что зовёт и  влечёт  их  в  эти    волшебные страны?

                                                                О чём спрашивает человек сказку? И что именно она

                                                                Отвечает ему?

                                                                                                                                И. А. Ильин. (8)

         Несмотря на то, что сказка «Волшебное кольцо» А. П. Платонова есть переложение народной сказки, автор абсолютно бережно отнёсся к «ткани» текста, сохранив всё то, что составляет его основу.

         Мы, как внимательные читатели, спрашиваем у сказки Платонова о том, что такое смысл земной жизни, что такое счастье, что такое судьба, есть ли в мире злые силы и как с ними бороться, можно ли жить кривдою на свете, куда она ведёт, сильнее ли она правды, почему содеянное зло всегда возвращается на голову виновного, где обитает справедливость?

         Всем содержанием сказки, её внешней стороной и скрытой (подтекстовой) информацией, автор утверждает, что Семён обретает смысл своей жизни только после встречи со злом, после единоборства с ним. Доброта – природное качество Семёна. Она в соединении с силой, справедливостью, умением защищать себя делает Семёна счастливым. Кроме того, счастье героя распространяется и на всех, кто его окружает. Злые силы, привлечённые светом доброй души героя, остались один на один со своей злобой, такой финал ожидает всех, кто пытается кривдой жить на земле. Правда, невидимая и вездесущая, сильнее всего на свете. Она строит белый свет, она строит души людей, подобных Семёну. Она открывает себя, являет миру, дабы не аспидами были мы, а людьми, живыми душами.

         Автор своей сказкой отвечает нам не о том, чего нет и не бывает, а о том, что всегда и теперь есть, и всегда будет, пока человек будет молиться на земле.

         Сказка «Волшебное кольцо» А. Платонова проста и глубока, как сама русская душа. Она юна и наивна, как дитя, древняя и мудрая, как прабабушка.

         Мы начали наше исследование со слов Ивана Александровича Ильина, его же мыслью и завершим: «Сказка как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд: попробуешь и слышишь на языке всё неизречённое естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» (9) 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Ильин И. А. Одинокий художник. – М., 1993. – С. 229-230.

2) Там же, с. 234.

3) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г., № 1, с. 3.

4) По кн. «Русские писатели, ХХ век. Библиографический словарь»: В 2 ч. Ч. 2. М - Я/ Редкол.: Н. А. Грознова и др.; Под ред. Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение,   1998г.,     с 97-203. 

5) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г.; № 1, с. 10.

6) Данная цитата и все последующие взяты из кн.: «Литература. 5 кл. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч. 2 / Автор – составитель Т. Ф. Курдюмова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1998г., с. 15.

7) Там же, с. 15.

8) Ильин И. А. Духовный смысл сказки.  «Литература в школе», 1992г., № 1, с. 7.

9) Там же, с. 3.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (30.08.2012)
Просмотров: 7681 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0