Языковой разбор текста является не только
важным средством обобщения и систематизации
знаний по лексике, грамматике, стилистике, но и
содействует речевому развитию, совершенствует
чувство языка, языковую интуицию, без чего
невозможно восприятие текста (особенно
художественного), так и его создание (в устной и
письменной форме).
Разгадать загадку произведения, постичь
авторский замысел можно, прикоснувшись к
"словесной ткани” художественного
произведения.
Дидактические материалы решают комплекс задач,
так как они могут использоваться как на уроках
литературы, так и русского языка. Здесь
реализуется взаимосвязь этих предметов,
применяются задания межпредметного характера,
например:
- Выделить ключевые слова, которые характеризуют
героя.
- Какие языковые средства использует автор для
раскрытия образа героя?
- Какие типы предложений преобладают в тексте?
- Понаблюдайте, какую роль в тексте играют
восклицательные и вопросительные предложения?
- Какие слова употребляются в переносном
значении?
- Подберите синонимы (антонимы) к выделенным
словам?
Дидактический материал составлен по роману
М.Булгакова "Мастер и Маргарита” и подобран по
смысловым темам: "Образ Мастера”, "Образ
Маргариты”, "Образ Ивана Бездомного”, "Образ
Понтия Пилата”. Тематическая организация
учебного материала позволит лучше понять образы
героев романа, выделить главное; подобрать
нужные цитаты для сочинения, обратить внимание
на языковые средства, с помощью которых
раскрывается тот или иной смысл.
Она была красива и умна. К этому надо добавить
еще одно – с уверенностью можно сказать, что
многие женщины все, что угодно отдали бы за то,
чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты.
Что нужно было этой женщине, в глазах которой
всегда горел какой-то непонятный огонечек, что
нужно было этой косящей на один глаз ведьме,
украсившей себя мимозами. Очевидно, она говорила
правду, ей нужен был он, Мастер, а вовсе не
готический особняк, и не отдельный сад, и не
деньги. Она любила его, она говорила правду.
- Найдите ключевые слова по раскрытию образа
Маргариты.
- Объясните значение слова "готический”.
- Понаблюдайте, какую роль играет в тексте
лексический повтор.
- Какова роль вводного слова в данном отрывке?
- Объясните постановку тире во втором
предложении.
Все та же непонятная тоска, что уже приходила на
балкон, пронизала все его существо. Он тотчас
постарался ее объяснить, и объяснение было
странное, показалось смутно прокуратору. Что он
чего-то не договорил с осужденным. А может быть,
чего-то не дослушал.
- Чем объясняется "непонятная тоска”
прокуратора”?
- Выделите ключевые слова в этом отрывке.
- Объясните значение лексического повтора в
данном отрывке.
- Выпишите словосочетания, произведите разбор.
- Каково значение приставки до - ?
Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ,
рассказывая про истину, о которой ты не имеешь
представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: "О боги мои! Я
спрашиваю его о чем-то ненужном на суде… Мой ум
не служит мне больше…” И опять померещилась ему
чаша с темною жидкостью”?
- Что символизирует "чаша с темной жидкостью”?
- Почему прокуратор боится своих вопросов?
- Замените прямую речь косвенной.
- Объясните правила орфографии на примерах из
текста.
А ты бы меня отпустил, игемон, - неожиданно
попросил арестант, и голос его стал тревожен, - я
вижу, что меня хотят убить.
Лицо Пилата исказилось судорогой, он обратил к
Иешуа воспаленные, в красных жилках белки глаз и
сказал:
- Ты полагаешь, несчастный, что римский
прокуратор отпустит человека, говорившего то,
что говорил ты? О боги, боги! Или ты думаешь, что я
готов занять твое место? Я твоих мысли не
разделяю! И слушай меня: если с этой минуты ты
произнесешь хотя бы слово, заговоришь с
кем-нибудь, берегись меня! Повторяю тебе:
берегись!
- Почему просьба арестанта вызвала такую
реакцию у Понтия Пилата?
- Каков роль обращений в этом отрывке?
- Объясните значение слова "игемон”.
- Подберите синонимы к слову "исказилось”.
- Какими словами автор показал гнев Понтия
Пилата?
- С помощью каких языковых средств
осуществляется связь между предложениями?
- Какую роль играет лексический повтор в этом
эпизоде?
Он смотрел мутными глазами на арестованного и
некоторое время молчал, мучительно вспоминая,
зачем на утреннем безжалостном ершалаимском
солнцепеке стоит перед ним арестант с
обезображенным лицом, и какие еще никому не
нужные вопросы ему придется задавать.
- Как состояние Понтия Пилата сказалось на
решении судьбы арестованного?
- Рассмотрите правила написания "нн”, частиц
"не” и "ни”.
- Объясните постановку запятых в этом
предложении.
Слушай, Га-Ноцри, - заговорил прокуратор, глядя
на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было
грозно, но глаза тревожны, - ты когда-нибудь
говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай?!
Говорил? Или… не…говорил? – Пилат протянул
слово "не” несколько больше, чем это полагается
на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то
мысль, которую как бы хотел внушить арестанту.
- Правду говорить легко и приятно, - заметил
арестант.
- Мне не нужно знать, - придушенным, злым голосом
отозвался Пилат, - приятно или неприятно тебе
говорить правду. Но тебе придется ее говорить. Но,
говоря, взвешивай каждое слово, если не хочешь не
только неизбежной, но и мучительной смерти.
- Какое значение имеет этот эпизод в романе?
- Почему Пилат старается внушить арестанту
"какую-то мысль”?
- Какова роль многоточия?
Тот, кто называл себя мастером, работал, а она,
запустив в волосы тонкие с остро отточенными
ногтями пальцы, перечитывала написанное, а
перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она
сидела на корточках у нижних полок или стояла на
стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных
корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и
вот тут-то стала называть мастером. Она
дожидалась этих обещанных уже последних слов о
пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко
повторяла отдельные фразы, которые ей нравились,
и говорила, что в этом романе ее жизнь.
Он был дописан в августе месяце, был отдан
какой-то безвестной машинистке, и та
перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец,
настал час, когда пришлось покинуть тайный приют
и выйти в жизнь.
- И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя
жизнь кончилась, - прошептал мастер и поник
головой, и долго качалась печальная черная
шапочка с желтой буквой "М". Он повел дальше
свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен.
Можно было понять только одно, что тогда с гостем
Ивана случилась какая-то катастрофа.
- Я впервые попал в мир литературы, но теперь,
когда уже все кончилось и гибель моя налицо,
вспоминаю о нем с ужасом! - Торжественно
прошептал мастер и поднял руку. - Да, он
чрезвычайно поразил меня, ах, как поразил!
- Какова судьба творческого человека в 30-х годах
прошлого столетия?
- Что помогло мастеру закончить свой роман?
- Какова роль лексического повтора в отрывке?
- Как автор передает чувства мастера?
- Какова роль сложных предложений?
- А, это вы! А я все жду, жду вас. Вот и вы, мой
сосед.
На это мастер ответил:
- Я здесь! Но вашим соседом я, к сожалению, больше
быть не могу. Я улетаю навсегда и пришел к вам
лишь с тем, чтобы попрощаться.
- Я это знал, я догадался, - тихо ответил Иван и
спросил: - вы встретили его?
- Да, - сказал мастер, - я пришел попрощаться с
вами, потому что вы были единственным человеком,
с которым я говорил в последнее время.
Иванушка просветлел и сказал:
- Это хорошо, что вы сюда залетели. Я ведь слово
свое сдержу, стишков больше писать не буду. Меня
другое теперь интересует, - Иванушка улыбнулся и
безумными глазами поглядел куда-то мимо мастера,
- я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете
ли, очень многое понял.
Мастер взволновался от этих слов и заговорил,
присаживаясь на край Иванушкиной постели:
- А вот это хорошо, это хорошо. Вы о нем
продолжение напишите!
Иванушкины глаза вспыхнули.
- А вы сами не будете разве? - Тут он поник
головой и задумчиво добавил: - ах да... Что же это я
спрашиваю, - Иванушка покосился в пол, посмотрел
испуганно.
- Да, - сказал мастер, и голос его показался
Иванушке незнакомым и глухим, - я уже больше не
буду писать о нем. Я буду занят другим.
- Почему мастер выбрал своим учеником Ивана
Бездомного?
- Как ведет себя Иван в разговоре с мастером?
Какие чувства он испытывает? Обратите внимание
на глаголы.
- Как автор передает решимость Иванушки?
- Найдите в тексте прилагательное, перешедшее в
существительное. Какой смысл оно имеет?
- Слушай беззвучие, - говорила Маргарита
мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, -
слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в
жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный
дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу
венецианское окно и вьющийся виноград, он
подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой
вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те,
кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не
встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда
горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой
засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с
улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь
рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не
сумеешь. Беречь твой сон буду я.
- Мастер говорил о том, что ему не нравится
любой шум. Почему мастеру так необходима тишина?
В каком значении употреблено это слово?
- Почему в монологе Маргариты использованы
глаголы будущего времени?
- В чем заключается роль лексических повторов?
- Я не буду с тобой спорить, старый софист, -
ответил Левий Матвей.
- Ты и не можешь со мной спорить, по той причине,
о которой я уже упомянул, - ты глуп, - ответил
Воланд и спросил: - ну, говори кратко, не утомляя
меня, зачем появился?
- Он прислал меня.
- Что же он велел передать тебе, раб?
- Я не раб, - все более озлобляясь, ответил Левий
Матвей, - я его ученик.
- Мы говорим с тобой на разных языках, как
всегда, - отозвался Воланд, - но вещи, о которых мы
говорим, от этого не меняются. Итак...
- Он прочитал сочинение мастера, - заговорил
Левий Матвей, - и просит тебя, чтобы ты взял с
собою мастера и наградил его покоем. Неужели это
трудно тебе сделать, дух зла?
- Мне ничего не трудно сделать, - ответил Воланд,
- и тебе это хорошо известно. - Он помолчал и
добавил: - а что же вы не берете его к себе, в свет?
- ...Он не заслужил света, он заслужил покой, -
печальным голосом проговорил Левий.
- Как вы понимаете слова: "Он не заслужил
света, он заслужил покой”?
- Кого имеет в виду Левий Матвей, говоря "он
прочитал”?
- За что злится Левий Матвей на Воланда?
- Объясните значение слова "софист”.
- Объясните пунктуацию предложений.
Кресло мне, - негромко приказал Воланд, и в ту же
секунду, неизвестно как и откуда, на сцене
появилось кресло, в которое и сел маг, - скажи мне,
любезный Фагот, - осведомился Воланд у клетчатого
гаера, носившего, по-видимому, и другое
наименование, кроме "Коровьев", - как
по-твоему, ведь московское народонаселение
значительно изменилось?
Маг поглядел на затихшую, пораженную
появлением кресла из воздуха публику.
- Точно так, мессир, - негромко ответил
Фагот-Коровьев.
- Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я
говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах
нечего уж и говорить, но появились эти... как их...
трамваи, автомобили...
- Автобусы, - почтительно подсказал Фагот.
Публика внимательно слушала этот разговор,
полагая, что он является прелюдией к магическим
фокусам. Кулисы были забиты артистами и рабочими
сцены, и между их лицами виднелось напряженное,
бледное лицо Римского.
Физиономия Бенгальского, приютившегося сбоку
сцены, начала выражать недоумение. Он чуть-чуть
приподнял бровь и, воспользовавшись паузой,
заговорил:
- Иностранный артист выражает свое восхищение
Москвой, выросшей в техническом отношении, а
также и москвичами, - тут Бенгальский дважды
улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.
Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону
конферансье.
- Разве я выразил восхищение? - Спросил маг у
Фагота.
- Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не
выражали, - ответил тот.
- Так что же говорит этот человек?
- А он попросту соврал! - звучно, на весь театр
сообщил клетчатый помощник и, обратясь к
Бенгальскому, прибавил: - Поздравляю вас,
гражданин, соврамши!
С галереи плеснуло смешком, а Бенгальский
вздрогнул и выпучил глаза.
- Но меня, конечно, не столько интересуют
автобусы, телефоны и прочая...
- Аппаратура! - подсказал клетчатый.
- Совершенно верно, благодарю, - медленно
говорил маг тяжелым басом, - сколько гораздо
более важный вопрос: изменились ли эти горожане
внутренне?
- Да, это важнейший вопрос, сударь.
- Какова миссия Воланда? Какой "важнейший
вопрос” волнует мага?
- С какой целью было дано представление?
- Что означает слово "мессир”?
- Проанализируйте диалог персонажей. |