Главными героями рассказа
Белова «Диалог» являются старушки. Одна из них приехала из деревни,
другая была хозяйка здешних аттракционов. Свела их судьба воскресным утром в
парке. Одна «в ситцевой горшками кофте» присела возле танцплощадки. Видимо, в
воскресенье ей особенно одиноко, а может быть, она пришла отдохнуть от
недельных хлопот. Другая – «с суровым видом, седая и толстая» - пришла на
работу, открывает свои аттракционы. Им хочется поговорить. И вот они
сближаются. Сначала, как принято, разговор касается общих тем: болезни, овощи,
невестки, зятья. Разговорившись, старушки поделились друг с другом рассказами о
детях, своей болью: «На деток-то не надеюсь», - говорит хозяйка аттракционов.
«И надия на их худая», - соглашается старушка из деревни. Ситуации, в которые
попали бабушки, оказались схожими. Но от чувства одиночества и ненужности им не
по себе, особенно тягостно:»Не любят старух-то, не думают, что и сами такие
будут». И полились воспоминания. Найдя друг в друге родственные души, старушки
разоткровенничались и поделились своей
болью.
У старушки из деревни вот какая история произошла… Жила
она в деревне, коров держала. И тут стали звать
к себе ёё дети. Уговаривали, звали старушку, говоря: «Продавай дом и
приезжай к нам!» Старушка согласилась и продала дом за восемь тысяч. Перед
отъездом сосед ей наказ дал: деньги детям не отдавать, мало ли самой
пригодятся. Поехала старушка к первому сыну
– Митьке, встретили её радостно, да и заинтересовались продажей дома. А старушка, припомнив наказ
соседа, сказала, что дом- то продала, но вот денежку, видимо, по дороге
потеряла. Услышав это, сын смутился и за неимением места для жилья в доме
послал матушку свою жить к другому брату. Со вторым сыночком та же история
приключилась: после вопроса о доме опять старушке не нашлось места. Приехав к
дочке, рассказала зятю о приключившейся с ней беде . Зять стал утешать старушку
и предложил ей оставаться жить в его доме. Обрадовавшись, что зять ёё не
корысти ради предлагает остаться жить, она вынула и подала ему те самые восемь
тысяч. Говорит об этом старушка просто, но за простотой слышится боль: «Вот и
живу с зятем, а не с сыновьями».
Рассказ второй старушки тоже прост. Она тоже гостила у сына. А позже - у зятя.
Зять все два месяца загадывал всякие загадки – намёки на счёт бедной старушки.
Не выдержала старушка и уехала к сыновьям .А там невестки хуже зятя, всем видом
показывали своё злое нутро и неприязнь по отношению к старушке. Не могла стерпеть
этого старушка, решила жить одна, без родни, которая ёё не любит.
У старух из этого рассказа общая беда: полное равнодушие
детей к ним, их нелюбовь и неуважение к старшим, к родным. Всё, исключительно
всё ради корысти и для своей личной выгоды. Но ведь одна из заповедей Бога
гласит: «Относись к людям так же, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».
Старость ожидает всех нас, и не хочется
оказаться в положении этих старушек, брошенных, обделённых вниманием детей, которым
они отдали свои лучшие годы. О нравственном здоровье общества можно судить по
отношению к старости и детям. Если старости нет места в новой жизни, то
общество серьёзно больно и требует срочного лечения, пока болезнь не запущена. |