Понятие жанра антиутопии.
В истории
литературы романы и повести в жанре утопии играли большую роль, так как служили
одной из форм осознания и оценки образа будущего.
Утопия (от греч. u
— нет и topos — место) в литературе — развернутое описание общественной,
государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному
идеалу социальной гармонии. Первые утопические описания встречаются у Платона и
Сократа. Термин «утопия» — от названия произведения Т. Мора. Классические
образцы утопий — «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона. Утопия
— мечта.
Утопия —
нечто фантастическое; несбыточная, неосуществимая мечта (по названию романа
английского писателя XVI века Томаса Мора, описавшего воображаемый идеальный
общественный строй будущего). Термин этот происходит от греческого «и» — нет и
«topos» — место. Буквальный смысл термина «утопия» — место,
которого нет. Есть и другое истолкование этого понятия: от греческого «ей» —
совершенный, лучший и «topos» — место, т.е. страна
совершенства.
Сегодня
трудно себе представить общую панораму истории без утопических произведений.
Как говорил О. Уайльд, на карту Земли, на которой не обозначена утопия, не
стоит смотреть, так как эта карта игнорирует страну, к которой стремится
человечество.
Термин
«антиутопия» применяется для обозначения особого литературного жанра, так называемой
негативной утопии, противостоящей утопии традиционной, позитивной.
Традиционные
классические утопии воплощали представление об идеальном, желаемом будущем. В
негативной утопии, романе-предупреждении, описывается уже не идеальное будущее,
а, скорее, будущее нежелаемое, опасные черты которого можно увидеть в
настоящем.
Антиутопия —
жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого
возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу
человечества, за душу отдельного человека.
Антиутопия — изображение
опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных
с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.
Жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрел статус
футурологического прогноза, «романа-предупреждения».
Итак, утопия — это вымышленная
картина идеального жизненного устройства.
Сопоставительный анализ антиутопий Е.Замятина и Дж.
Оруэлла.
Е.И.
Замятин "Мы”.
Евгений Иванович Замятин — одна из ярких фигур среди
писателей, принявших революцию как реальную судьбу отечества, но оставшихся
свободными в своем творчестве, в художественной оценке событий.
Замятин родился в г. Лебедянь Тамбовской губернии в
семье священника. Стал кораблестроителем. О выборе профессии писал так: «В
гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с
математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни
на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума».
Дух противоречия привел Замятина, выросшего в патриархальной семье, в партию
большевиков. С 1905 года он участвует в нелегальной работе, подвергается аресту
и проводит несколько месяцев в «одиночке».
В годы Первой мировой войны Замятин уезжает в Англию
экспертом по строительству ледоколов для русского флота, в частности участвует
в постройке знаменитого «Красина» (освоение Арктики). Однако уже в сентябре
1917 года возвращается в революционную Россию.
В 1922 году Замятин публикует рассказы («Пещера»,
«Дракон» и др.), в которых революционные события предстают как разгулявшаяся
стихия, которая разрушает сложившееся бытие. В рассказе «Пещера» на смену
былому образу жизни, духовным интересам, нравственным представлениям приходит
одичавшая жизнь с убогими ценностями: «В центре этой вселенной — бог. Коротконогий,
ржаво-рыжий, приземистый, жадный, пещерный бог: чугунная печка».
Замятин не встал в ряды оппозиции, но спорил с
большевизмом, не мог примириться с господством диктатуры, ее жертвами, тяжестью
потерь. Как писатель он был всегда честен: «У меня есть очень неудобная
привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется
правдой».
Разумеется, печатать его перестали. Критика травила
писателя даже за неопубликованные произведения. В 1931 году он навсегда покинул
родину.
Евгений Иванович Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Настоящая литература
может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники,
а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель
должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть
сегодня полезным... тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная,
которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло...»
(статья «Я боюсь»). Это Замятина И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал
художественным его воплощением. Как Замятин шел к этому роману? Студенческие
годы в Петербурге сопровождались бурной политической деятельностью — он был с
большевиками: «В те годы быть большевиком — значило идти по линии наибольшего
сопротивления...» («Автобиография»). Несколько месяцев в одиночной камере в
Шпалерной тюрьме (1905), затем ссылка на родину, в Лебедянь; полулегальное проживание
в Петербурге, опять ссылка. К этому времени он получает образование, становится
морским инженером, кораблестроителем, пишет рассказы, повести. Затем отходит от
революционной деятельности. «Люблю борьбу не физическую, люблю бороться
словом». Повесть «Уездное» (1912), в которой Замятин обратился к косному быту
провинции, сделала его имя известным. В 1914 году в повести «На куличках»
изобразил жизнь отдаленного армейского гарнизона. Произведение было признано
оскорбительным для русской армии и запрещено.
1917—1920-е годы — наиболее
плодотворный период литературной работы Замятина. Пишет рассказы, пьесы,
работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах,
редактирует журналы. «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать.
В романе «Мы» покажет, как не надо жить. С чтением его Замятин не раз выступал
на вечерах, знакомил с рукописью критиков и литературоведов.
Опубликован в России роман не
был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое,
коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась
кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала:
«Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма
может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы»
можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!
В июне 1931 года писатель
обращается к Сталину с письмом: «..я прошу разрешить мне выехать за границу — с
тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в
литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас
хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Это был крик отчаяния
писателя, которому не давали возможности печататься, не ставили его пьесы на
сцене. Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Замятин покинул
Советский Союз и последние годы жизни прожил во Франции, до конца сохраняя
советское гражданство. Н. Берберова в книге «Курсив мой» вспоминала: «Он ни с
кем не знался, не считал себя эмигрантом и жил в надежде при первой возможности
вернуться домой».
Надежда эта не сбылась. Роман
«Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е
годы), вернулся на родину только в 1988 году.
Сравнительная
характеристика антиутопий
Мы» Замятина имеет много сходных черт с
«1984» Оруэлла.
«Мы» и «1984» описывают абсолютно
бюрократизированное общество, в котором человек
лишь номер, он потерял всю свою индивидуальность. Это передаётся через
смесь безграничного террора (в книге Замятина добавлена операция на мозге, что
меняет человека даже физически) и идеологического и психологического
управления.
Книги Замятина и Оруэлла показывают скорее
тоталитарное государство, диктатуру.
Это вопрос философского,
антропологического, психологического, и, в некоторой мере, религиозного плана.
Звучит он так: может ли
человеческое естество быть изменено настолько, что человек забудет о своём
стремлении к свободе, достоинству, честности, любви – словом, может ли человек
забыть о том, что он человек? Или человеческому естеству присущ динамизм,
который будет реагировать на ущемление основных человеческих нужд попыткой
изменить бесчеловечное общество в человечное?
Важность оруэлловской концепции войны лежит в
некотором числе точных наблюдений, сделанных им.
Прежде всего, он показывает экономическую
важность постоянного производства оружия, без которого экономическая система
просто не смогла бы существовать. Более того, он рисует впечатляющую картину,
как должно развиваться общество, которое постоянно готовится к войне, находится
в постоянном страхе быть атакованными, постоянно ищет способы к полному уничтожению
своего врага.
Картина Оруэлла так уместна потому, что она
приводит говорящий сам за себя аргумент против популярной идеи о том, что мы
можем спасти свободу и демократию, продолжая гонку вооружений и находя
«стабильный» противовес.
Эта успокоительная картина игнорирует тот
факт, что, увеличивая технический «прогресс», всему обществу придётся уйти жить
в подполье, но что разрушительная сила термоядерных бомб всегда будет больше,
чем глубина пещер, что армия станет доминирующей силой, что ненависть и страх
перед возможным агрессором разрушат основы демократического, гуманистического
общества.
Другими словами, продолжающаяся гонка
вооружений, даже если и не приведёт к началу термоядерной войны, точно
уничтожит те свойства нашего общества, которые можно назвать
«демократическими», «свободными», или «в американской традиции».
Оруэлл показывает несбыточность предположения,
что демократия может существовать в обществе, готовящемся к ядерной войне, и
показывает это образно и убедительно.
Обе антиутопии
утверждают, что человеку свойственно сильное стремление к любви, к
справедливости, к правде, к солидарности.
В «Мы» Замятина операция на мозге, сходная
с лоботомией необходима, чтобы избавиться от потребностей человеческого
естества, а у Оруэлла это практически безграничное использование пыток и
промывки мозгов.
Обе антиутопии утверждают, что возможно
полностью обесчеловечить человека, и жизнь будет идти своим чередом. Кто-то
может засомневаться в правильности этого предположения и решить, что, если
возможно уничтожить в человеке человеческую суть, то с этим будет уничтожено и
всё будущее человечества. Эти люди будут настолько бесчеловечны и тупы, что
просто перебьют друг друга, или умрут от полнейшей скуки и зависти. Если мир
«1984» станет доминирующим на этой планете, то это будет мир безумцев,
нежизнеспособный мир (Оруэлл очень тонко показывает это, указывая на безумный
проблеск в глазах лидера Партии) и ясностью.
Я уверен, что ни Оруэлл, ни Замятин не
хотели убедить читателя в том, что такой мир обязательно настанет. Скорее
наоборот, вполне понятно их намерение прозвучать как предупреждение, куда мы
катимся, если не возродим дух гуманизма и достоинства, которые лежат в самом основании
западной культуры.
Оба писателя подразумевает, что новая
форма административного индустриализма, при котором человек создаёт машины,
которые действуют как человек, и развивает человека, который действует как
машина, это ведёт к эре обесчеловечения и полного отчуждения, при которой человек превращается
в приложение к процессу производства и потребления.
Оруэлл и Замятин - пророки бедствия. Они
хочет предупредить и пробудить нас. Они ещё надеются – но в отличие от авторов
ранних утопий, их надежда отчаянная. Надежду можно реализовать, только если она
будет замечена, так что «1984» учит нас, что опасность, которая стоит сегодня
перед всеми людьми, опасность общества роботов, которые потеряли последние
следы индивидуальности, любви, критического мышления и даже не осознают этого
из-за «двоемыслия».
Такие книги - мощные предупреждения, и
получится очень неудачно, если читатель самодовольно поймёт «1984» как
очередное описание тоталитарного варварства, жестокости и бездушия и не заметит, что это касается и нас тоже.
|