Заголовок рассказа заставляет вспомнить о рыцарских временах.
Рыцарство –это военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной
Европе. В феодальной Европе рыцарь - лицо, принадлежащее к военно –дворянскому сословию.
«Рыцарь печального образа» - так говорили о Дон-Кихоте, герое романа
Сервантеса. Второе значение слова РЫЦАРЬ – самоотверженный, благородный
человек, деятель на каком-нибудь поприще.
Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий,
неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его
проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг,
славу за который присвоил себе другой человек.
По началу рассказа мы не можем предположить, что героем
произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый,
неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть - «Одним словом, тюфяк». «То, что он тюфяк,
было написано у него на лице, угадывалось в его
медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе». Однако автор
заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что
скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». И мы догадываемся, что его
неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце
рыцаря». Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая
слабых и обиженных. В его душе живёт романтик. Несколько раз автор сталкивает
внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт
разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым
тюфяком». Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность». Да и
прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке».
Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл
свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не
налезут». Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце».
В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где
находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от
строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов», пробовать остроту мечей. Он
медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. Он
жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со
сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл
очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели
опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его
тюфяком». В этом мире он был счастлив.
Но когда приходило время уроков. Он опять становился
неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на
уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал
и « восседал, как всадник в седле». «Ребята уже заранее начинали
хихикать», «Ребята смеялись ..»
Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей
внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника».
Но один случай помог разглядеть в нём благородного
человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв,
который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает
тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но
рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть
перепуганного малыша»
Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком». Ему не нужна
была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем». Поэтому он принимает
предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу».
«Тюфяк поплёлся домой».
На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва
Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и
захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а
ради спасения.
Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с
трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике
начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был
настоящим рыцарем.
Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю,
который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не
могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство
Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.
ТЕЗИСЫ .
Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей,
истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно
услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим,
чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, –вот к чему
призывает автор. |