Среда, 24.04.2024, 13:16


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ рассказа И.А.Бунина «Надежда»

Надежда…

Начало рассказа – описание «одного из последних счастливых дачных дней», проведенных героем и еще с кем-то в прошлом году.  Герой говорит от себя и еще от кого-то, но все они сохраняют свое инкогнито. Имена не важны. Текст написан, чтобы показать, что нет ничего невозможного, что нет границ у воспоминаний и  мечтаний, что мечтать и вспоминать  в какой-то степени полезно для ума и для сердца. Еще герой беседует и делает экскурс в давно минувшие дни (толи он пишет письмо – не зря рассказ начинается с вопросительного предложения).  Счастье рассказчика согласно состоянию природы: осень, ливни, сады, дорога... – все для героя грустно «лишь это только воспоминания», но в то же время радостно, т.к. он мысленно беседует с кем-то особенным для него и вспоминает все до мельчайших подробностей.  Текст так четко раскрывает нам все детали, что кажется, я сам  был там. Все это было летом, а теперь осень. Первый абзац полон прилагательных, которые в целом характеризуют дачи, оставленные своими хозяевами на осень. Незначительное количество эпитетов не меняют представляемую картину.  Некоторые из хозяев остались, должно быть это самые преданные и заботливые хозяева. А еще рассказчик вспоминает летние дни, когда все дачные домики были полны жизни, когда вся природа благоухала, когда сады дышали зеленью. Но воспоминания переходят на последние дачные дни, когда они прощались с морем. Как же все-таки не хотелось уезжать, жизнь на даче до весны также заманчива: шум бушующего в темноте моря, романтичные обрывы, длинная аллея тополей, усеянная гравием и опавшими листьями. Все это чудесно. Переполнение олицетворениями (прохлада расширила, простор убегал…) и эпитетами (вольным полукругом, спокойный простор, темно-лиловые спины…) создает в образе картину волшебной страны, где круглый год, не смотря на время, пейзаж предстает в ярких и чудесных тонах, потому что оно наполнено воспоминаниями, а теперь приходится только «шагать и слушать», потому что остальное все «замерло».

Подошли к морю, к тому месту, где «мы» останавливались, чтобы полюбоваться на море, на его прозрачную воду у берегов, на дно, заваленное темными камешками, которые отлично контрастируют с небесной лазурью. Описание моря рисует картину, на которую можно смотреть и любоваться,  не отрываясь ни на секунду. Море, закат, пенные волны бьются о скалы…. В тот день все было не так. Мы увидели «Надежду». Интересные сравнения использует повествователь: «сказочная плавающая колокольня», «королевский бриг», которые передают нам, что это воистину чудесный, божественный корабль неземной красоты. Когда смотришь на него, хочется поскорее забраться на его палубу, дотронуться рукой до его бортов и обрести единую с ним душу.                            

Вот мы подобрались к нашей цели – к надежде. Герой рассказывает, что «Надежда» перебороздила множество океанов, повидала множество стран. Когда она входила в гавань, то сразу выделялась на фоне других кораблей, заслоняла их своей красотой…. Ведь остальные судна перевозили не живой груз, а всего-навсего товары. А наша героиня возила на себе людей – веселых матросов. Это значит, что она для них является надеждой, которую они ревностно берегут каждый в своем сердце.

Повествователю самому хотелось стать моряком и взойти на это судно, хотелось посмотреть, как живут люди в других странах. Глядя на «Надежду», мы можем живо представить горизонты, к которым она стремилась. Вот оно воображение! Герой уже мысленно там, на борту, среди других моряков, которым посчастливилось больше, чем ему. Желание оказаться там, лишь усиливалось, когда он представлял себе это…

Но мечты не сбылись, они так и остались мечтами. Но надежда умирает последней, поэтому и в старости герой будет мечтать о том волшебном корабле, который навсегда раскрасил в новые яркие тона те дачи, сады, аллеи и море, которое было единственной нитью, связывающей героя с кораблем.

Нужно верить, нужно мечтать, стремиться «к новым горизонтам, новым и манящим далям». Может не мы, но наши потомки «воочию увидят все, что мы только предчувствуем и что волнует нас несбыточными надеждами»…

Надежда умирает последней…
Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (29.08.2012)
Просмотров: 13702 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 3.0/5
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0