Среда, 07.12.2016, 15:29

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ рассказа А.П.Платонова «Железная старуха»

Перед нами рассказ А.П.Платонова «Железная старуха». Платонов затрагивает философскую тему: что есть жизнь, мир, и кто в этом мире «Я». «Малолетний Егор» размышляет о жизни, о том, кто он, и кто все в окружающем мире. «Ты кто?»- спрашивал Егор у каждого. «А кто я» - думал Егор и не знал. - Кто-нибудь я тоже есть. Так не бывает , чтобы я был никто!» Для  раскрытия философской проблемы и идейного замысла произведения Платонов использует сложную пространственно-временную организацию произведения.

 

Образ пространства в произведении

Дом - образ замкнутого пространства «Дома мать дала Егору поужинать, потом велела ложиться спать и укрыла его на ночь одеялом с головой, чтобы он не боялся спать и не услышал страшных звуков. которые раздаются иногда среди ночи из полей, лесов и оврагов» Автор хочет донести до читателя, что любящие люди , особенно родители, стараются уберечь своих детей от опасности, проблем в этом мире. Однако все их попытки остаются тщетны: жизнь все равно каждого заставит пройти свой путь. Повествование начинается с «дома» и заканчивается «домом» Действительно, человеческая жизнь начинается с узкого пространства, с родительского дома, и заканчивается тоже узким пространством - перед смертью он будет нужен тоже только малому кругу людей, самым близким и дорогим.

 

Простор - образ открытого пространства - «мир»  «Он надел штаны и ушел босой наружу…Ясные звезды светились в небе; их было так много. Что они казались близкими..» Егор обращает свой взгляд на небо. Это не случайно. Небо в русской литературе  является символом высокого, неопознанного. В решающие, переломные моменты своей жизни любимые  герои  авторов литературных произведений обращали свой взгляд к небу, ища там ответ на вопрос, в чем смысл жизни и кто в этой жизни «Я»(  Вспомним Андрея Болконского на Аустерлицком поле)  Платонов продолжает традиции русского классика:   чтобы постичь смысл жизни, нужно выйти в мир, так как, живя в одних стенах, его не познаешь. Автор своего героя заставляет расширять рамки своего бытия, «выводит его в «мир», с целью познания этого самого мира.  «Егор заметил, что и в самую тихую погоду клен качается помаленьку. будто он тянется куда-то, хочет поскорее вырасти или стронуться с места и уйти. Скучно наверно быть деревом: оно живет на одном месте

 

Поро г- граница между домом и пространством. В данном тексте слово порог заменяет слово окно, которое отделяет героя от мира. «Он всмотрелся в сумрак. Окно, выходившее в просяное пол, светилось смутным светом ночи. Будто за окном была глубина неподвижной воды. Егор привстал на постели, думая о том, кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу…Кто он такой? Пойду, до всего дознаюсь». «Окно - дальняя дорога». Образ дороги тоже традиционен. Дорога , длиною в жизнь.

 

Выход из замкнутого пространства в большой мир всегда предполагает преодоление некого барьера, не каждый может и хочет переступить этот барьер - многое зависит от самого человека. Егор мал, но желание постичь жизнь велико, это автор хорошо показал через организацию пространства.

 Временная организация произведения тоже сложна.

Не случайно повествование Платонова начинается с вечера, когда «ветер ушел и листья уснули». Егор увидел «что наступает вечер», т.е. все замерло, все готовится ко сну. Но при этом Егору стало скучно «Егор не любил тьму». Автор показывает довольно жизнерадостного и жизнелюбивого мальчика. Ночью он чувствовал одиночество. «Усохший лист упал с дерева. Он когда-то вырос на дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался с неба в землю». Платонов не единожды доказывает, что все возвращается туда, откуда пришло. «Жук сначала полетел, а потом дел на землю», «червяк... возвращался домой, с постели Егора». И железная старуха доказывала Егору, что все, если родились, значит, когда-нибудь помрут. Автор пытается донести до читателя сложность человеческой жизни, вообще сложность бытия. Жизнь-это короткий промежуток времени, отведенный всему живому. Как успеть познать мир, найти себя в этом сложном мире, чтобы не было больно и стыдно за бесцельно прожитые годы- вот проблема. которую пытается решить автор и его маленький герой.

Автор затрагивает лишь одни сутки героя, но в одну ночь Егор избавился от страха «…ничего, они (трава, камушек, лопух) ведь тоже живут здесь и не боятся», добился своей цели «что там ночью, кто старуха?». Именно ночью Егор идет в овраг и пытается разобраться в вопросах, мучивших его. Почему автор выбирает «ночь»? Ночью тихо, никто не мешает, только звезды светят.  Платонов хочет донести до читателя мысль, что каждый своим умом и своей дорогой должен постичь мир и не надо мешать ему в этом. Ночь - это тьма, из которой хочет выйти герой. Автор показывает одиночество героя, его желание заботиться о ком-то.

 Однако слово «звезды» не случайно в тексте произведения: поддержка, совет, участие доброго на пути постижения смысла жизни необходима каждому. «Ясные звезды светились на небе; их было так много, что они казались близкими, - поэтому ночью под звездами казалось не так страшно. как днем среди полевых цветов». Обращаем внимание, что чем глубже спускается Егор в овраг. Тем меньше становится звезд. «-Звезды, глядите на меня .-прошептал  Егор .-а то я боюсь один!» «Но из оврага было видно только три звезды, и те слабо мерцали на далекой. уносящейся высоте, точно они удалялись и меркли там во тьме» Возможно. Платонов подразумевал под тремя звездами три путеводные понятия-«ВЕРА», «НАДЕЖДА», «ЛЮБОВЬ» Именно они дают человеку возможность. силы. желание постигать. познавать жизнь и вообще желание жить.

 

  Можно выделить:

 

1. Идиллическое время - время в отчем доме, хорошие времена. «Уже совсем свечерело, в избах зажглись огни, все люди собрались с полей, чтобы жить вместе, потому что везде стало темно» «В избе стало тихо» Дом, семья - то, что оберегает и хранит человека от бед, невзгод. Именно вечером и ночью люди собираются дома. То есть когда им плохо. Одиноко. Нужен дом. Опора и поддержка.

 

2. Авантюрное время - испытания героя вне отчего дома. Время активных действий, судьбоносных событий, напряженное и насыщенное. Егор хочет постичь мир, узнать, кто такая железная старуха. «А ты кто, ты скажи, -узнавал Егор. -Ты не бойся меня, я тебя не боюсь…Немножко боюсь, потом привыкну и перестану» Герой оказывается на дне старого оврага.  Автор хочет доказать, что только в испытаниях познается человек Герой преодолевает страх Готов умереть, лишь бы постичь истину. Он развивается внутренне, уже не боится темноты, в своих глазах он как будто повзрослел. Егора повсюду окружает «шум листьев и деревьев»,«все чернело, все казалось темным». Ночью, в овраге - «ни травинка, ни лист не шевелились, даже звезды меркли.»

После появления железной старухи «стало тихо, все опешило, все звезды скрыла небесная наволочь, и трава поникла, как умершая». Даже звуки, которые она издавала, были «как вздохи сожаления всех умерших людей».

 

 

3.Мистерийное время - время драматических переживаний главного героя, важнейших решений в его жизни.

-Ты кто?- спросил Егор. - Ты старуха?

-Старуха. - сказала старуха.

-Я хочу тебя увидеть - ты кто. Ты зачем? - говорил Егор.

-Помирать будешь, тогда скажу, - ответил голос старухи.

-Скажи, я помру, - согласился Егор и взял комок глины в руку, чтобы залепить глаза старухе и осилить ее.

В данном диалоге «железная старуха» - это судьба, которую хочет узнать  герой. Он готов умереть ради этого. Он пытается осилить ее, но она невидима, слышен только ее голос. После разговора с Егором она утверждает: «…ты меня не знаешь. Ты меня не разглядел. Но всю твою жизнь я буду ждать твоей смерти и губить тебя, потому что ты меня не боишься». Я считаю. Платонов хотел сказать, что у каждого человека своя судьба: кого-то она ведет прямой дорогой к счастью, а кому- то преграждает эту дорогу. И тогда  за счастье придется бороться со своей судьбой.

-Мама, а кто она?

-А я не знаю. Я слыхала. Я сама ее не видала. Люди говорят, что судьба, что ль, или горе наше ходит. Вырастешь, сам узнаешь.

-Судьба, – промолвил Егор, - не зная, что она означает. - Вырасту еще чуть-чуть и поймаю железную старуху.

-Поймай. Поймай ее, сынок, - сказала мать. - Я тебе сейчас картошек начищу и поджарю их.

-Давай. - согласился Егор. - Я есть захотел. Старухи сильные бывают. Я уморился от нее

 

 Есть надежда, что Егор добьется цели в своей жизни. Пусть не поймает судьбу, но и не остановится перед ее препонами, а  будет бороться с невзгодами, бедами благодаря своему упорству, смелости, настойчивости и поддержке близких людей. «Они вошли в сени избы. В сенях по полу полз знакомый червяк, возвращаясь с постели Егора к себе в землю. «Ползи, немой !- осерчал Егор. - Ишь ты. Кто он такой, так и не сказал. После все равно дознаюсь. И до старухи дознаюсь - сам стану железным стариком!»

 

 В конце рассказа наступает утро. «Егор открыл глаза и вновь зажмурил и - свет солнца освещал всю деревню». Солнце. Утро. Новый день. Новая жизнь.  Все- таки вечная борьба - это не естественное состояние человека. Изначально человек жаждет покоя, счастья. «Егор остановился в сенях и задумался: «Это я нарочно буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет. А потом я железным не буду - не хочу. Я опять буду мальчиком с матерью».

 

Таким образом, пространственно-временная организация произведения помогает понять идейно-художественное содержание произведения.
Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (29.08.2012)
Просмотров: 3825 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/3
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0