Перед нами рассказ А.П.Платонова «Железная старуха».
Платонов затрагивает философскую тему: что есть жизнь, мир, и кто в этом мире
«Я». «Малолетний Егор» размышляет о жизни, о том, кто он, и кто все в
окружающем мире. «Ты кто?»- спрашивал Егор у каждого. «А кто я» - думал Егор и
не знал. - Кто-нибудь я тоже есть. Так не бывает , чтобы я был никто!» Для раскрытия философской проблемы и идейного
замысла произведения Платонов использует сложную пространственно-временную
организацию произведения.
Образ пространства в произведении
Дом - образ замкнутого пространства «Дома мать дала Егору
поужинать, потом велела ложиться спать и укрыла его на ночь одеялом с головой,
чтобы он не боялся спать и не услышал страшных звуков. которые раздаются иногда
среди ночи из полей, лесов и оврагов» Автор хочет донести до читателя, что
любящие люди , особенно родители, стараются уберечь своих детей от опасности,
проблем в этом мире. Однако все их попытки остаются тщетны: жизнь все равно
каждого заставит пройти свой путь. Повествование начинается с «дома» и
заканчивается «домом» Действительно, человеческая жизнь начинается с узкого
пространства, с родительского дома, и заканчивается тоже узким пространством -
перед смертью он будет нужен тоже только малому кругу людей, самым близким и
дорогим.
Простор - образ открытого пространства - «мир» «Он надел штаны и ушел босой наружу…Ясные
звезды светились в небе; их было так много. Что они казались близкими..» Егор
обращает свой взгляд на небо. Это не случайно. Небо в русской литературе является символом высокого, неопознанного. В
решающие, переломные моменты своей жизни любимые герои
авторов литературных произведений обращали свой взгляд к небу, ища там
ответ на вопрос, в чем смысл жизни и кто в этой жизни «Я»( Вспомним Андрея Болконского на Аустерлицком
поле) Платонов продолжает традиции
русского классика: чтобы постичь смысл
жизни, нужно выйти в мир, так как, живя в одних стенах, его не познаешь. Автор
своего героя заставляет расширять рамки своего бытия, «выводит его в «мир», с
целью познания этого самого мира. «Егор
заметил, что и в самую тихую погоду клен качается помаленьку. будто он тянется
куда-то, хочет поскорее вырасти или стронуться с места и уйти. Скучно наверно
быть деревом: оно живет на одном месте
Поро г- граница между домом и пространством. В данном
тексте слово порог заменяет слово окно, которое отделяет героя от мира. «Он
всмотрелся в сумрак. Окно, выходившее в просяное пол, светилось смутным светом
ночи. Будто за окном была глубина неподвижной воды. Егор привстал на постели,
думая о том, кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу…Кто он такой?
Пойду, до всего дознаюсь». «Окно - дальняя дорога». Образ дороги тоже
традиционен. Дорога , длиною в жизнь.
Выход из замкнутого пространства в большой мир всегда
предполагает преодоление некого барьера, не каждый может и хочет переступить
этот барьер - многое зависит от самого человека. Егор мал, но желание постичь
жизнь велико, это автор хорошо показал через организацию пространства.
Временная
организация произведения тоже сложна.
Не случайно повествование Платонова начинается с вечера,
когда «ветер ушел и листья уснули». Егор увидел «что наступает вечер», т.е. все
замерло, все готовится ко сну. Но при этом Егору стало скучно «Егор не любил
тьму». Автор показывает довольно жизнерадостного и жизнелюбивого мальчика.
Ночью он чувствовал одиночество. «Усохший лист упал с дерева. Он когда-то вырос
на дереве из земли, долго смотрел на небо и теперь снова возвращался с неба в
землю». Платонов не единожды доказывает, что все возвращается туда, откуда
пришло. «Жук сначала полетел, а потом дел на землю», «червяк... возвращался
домой, с постели Егора». И железная старуха доказывала Егору, что все, если
родились, значит, когда-нибудь помрут. Автор пытается донести до читателя
сложность человеческой жизни, вообще сложность бытия. Жизнь-это короткий
промежуток времени, отведенный всему живому. Как успеть познать мир, найти себя
в этом сложном мире, чтобы не было больно и стыдно за бесцельно прожитые годы-
вот проблема. которую пытается решить автор и его маленький герой.
Автор
затрагивает лишь одни сутки героя, но в одну ночь Егор избавился от страха
«…ничего, они (трава, камушек, лопух) ведь тоже живут здесь и не боятся»,
добился своей цели «что там ночью, кто старуха?». Именно ночью Егор идет в
овраг и пытается разобраться в вопросах, мучивших его. Почему автор выбирает
«ночь»? Ночью тихо, никто не мешает, только звезды светят. Платонов хочет донести до читателя мысль, что
каждый своим умом и своей дорогой должен постичь мир и не надо мешать ему в
этом. Ночь - это тьма, из которой хочет выйти герой. Автор показывает
одиночество героя, его желание заботиться о ком-то.
Однако слово «звезды» не случайно в тексте
произведения: поддержка, совет, участие доброго на пути постижения смысла жизни
необходима каждому. «Ясные звезды светились на небе; их было так много, что они
казались близкими, - поэтому ночью под звездами казалось не так страшно. как
днем среди полевых цветов». Обращаем внимание, что чем глубже спускается Егор в
овраг. Тем меньше становится звезд. «-Звезды, глядите на меня .-прошептал Егор .-а то я боюсь один!» «Но из оврага было
видно только три звезды, и те слабо мерцали на далекой. уносящейся высоте,
точно они удалялись и меркли там во тьме» Возможно. Платонов подразумевал под
тремя звездами три путеводные понятия-«ВЕРА», «НАДЕЖДА», «ЛЮБОВЬ» Именно они
дают человеку возможность. силы. желание постигать. познавать жизнь и вообще
желание жить.
Можно выделить:
1.
Идиллическое время - время в отчем доме, хорошие времена. «Уже совсем
свечерело, в избах зажглись огни, все люди собрались с полей, чтобы жить
вместе, потому что везде стало темно» «В избе стало тихо» Дом, семья - то, что
оберегает и хранит человека от бед, невзгод. Именно вечером и ночью люди
собираются дома. То есть когда им плохо. Одиноко. Нужен дом. Опора и поддержка.
2.
Авантюрное время - испытания героя вне отчего дома. Время активных действий,
судьбоносных событий, напряженное и насыщенное. Егор хочет постичь мир, узнать,
кто такая железная старуха. «А ты кто, ты скажи, -узнавал Егор. -Ты не бойся
меня, я тебя не боюсь…Немножко боюсь, потом привыкну и перестану» Герой
оказывается на дне старого оврага. Автор
хочет доказать, что только в испытаниях познается человек Герой преодолевает
страх Готов умереть, лишь бы постичь истину. Он развивается внутренне, уже не
боится темноты, в своих глазах он как будто повзрослел. Егора повсюду окружает
«шум листьев и деревьев»,«все чернело, все казалось темным». Ночью, в овраге -
«ни травинка, ни лист не шевелились, даже звезды меркли.»
После
появления железной старухи «стало тихо, все опешило, все звезды скрыла небесная
наволочь, и трава поникла, как умершая». Даже звуки, которые она издавала, были
«как вздохи сожаления всех умерших людей».
3.Мистерийное
время - время драматических переживаний главного героя, важнейших решений в его
жизни.
-Ты
кто?- спросил Егор. - Ты старуха?
-Старуха.
- сказала старуха.
-Я
хочу тебя увидеть - ты кто. Ты зачем? - говорил Егор.
-Помирать
будешь, тогда скажу, - ответил голос старухи.
-Скажи,
я помру, - согласился Егор и взял комок глины в руку, чтобы залепить глаза
старухе и осилить ее.
В
данном диалоге «железная старуха» - это судьба, которую хочет узнать герой. Он готов умереть ради этого. Он
пытается осилить ее, но она невидима, слышен только ее голос. После разговора с
Егором она утверждает: «…ты меня не знаешь. Ты меня не разглядел. Но всю твою
жизнь я буду ждать твоей смерти и губить тебя, потому что ты меня не боишься».
Я считаю. Платонов хотел сказать, что у каждого человека своя судьба: кого-то
она ведет прямой дорогой к счастью, а кому- то преграждает эту дорогу. И
тогда за счастье придется бороться со
своей судьбой.
-Мама,
а кто она?
-А я
не знаю. Я слыхала. Я сама ее не видала. Люди говорят, что судьба, что ль, или
горе наше ходит. Вырастешь, сам узнаешь.
-Судьба,
– промолвил Егор, - не зная, что она означает. - Вырасту еще чуть-чуть и поймаю
железную старуху.
-Поймай.
Поймай ее, сынок, - сказала мать. - Я тебе сейчас картошек начищу и поджарю их.
-Давай.
- согласился Егор. - Я есть захотел. Старухи сильные бывают. Я уморился от нее
Есть надежда, что Егор добьется цели в своей
жизни. Пусть не поймает судьбу, но и не остановится перед ее препонами, а будет бороться с невзгодами, бедами благодаря
своему упорству, смелости, настойчивости и поддержке близких людей. «Они вошли
в сени избы. В сенях по полу полз знакомый червяк, возвращаясь с постели Егора
к себе в землю. «Ползи, немой !- осерчал Егор. - Ишь ты. Кто он такой, так и не
сказал. После все равно дознаюсь. И до старухи дознаюсь - сам стану железным
стариком!»
В конце рассказа наступает утро. «Егор открыл
глаза и вновь зажмурил и - свет солнца освещал всю деревню». Солнце. Утро.
Новый день. Новая жизнь. Все- таки
вечная борьба - это не естественное состояние человека. Изначально человек
жаждет покоя, счастья. «Егор остановился в сенях и задумался: «Это я нарочно
буду железным, чтоб старуху напугать, пускай она околеет. А потом я железным не
буду - не хочу. Я опять буду мальчиком с матерью».
Таким
образом, пространственно-временная организация произведения помогает понять
идейно-художественное содержание произведения. |