Начиная с 5-го класса мы говорим о стиле
писателя. Изучаем с учениками рассказы
А.П. Чехова, анализируем язык, выделяем
основные особенности стиля Чехова, потом ученики
пишут рассказы о современной жизни в его стиле.
Читаем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина –
создаем сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
Изучаем былины – сочиняем свои былины. Сегодня
нам предстоит анализировать стиль Н.В. Гоголя.
– Какие средства создания художественного
образа персонажа использует писатель?
(Описание внешности и действий героя,
интерьера, создание пейзажей и т.д.)
– Об одном из средств пойдет речь на
сегодняшнем уроке. Мы продолжим анализировать
стиль Н.В. Гоголя. В 6-м классе вы уже писали в
стиле Гоголя русскую народную сказку о курочке
Рябе. Вспомним одну из сказок.
Русская народная сказка,
пересказанная Н.В. Гоголем
и учеником 6-го класса Андреем Фесенко
В некой глухой, забытой Богом деревеньке жили
дед да баба. Бабка была древних лет, носила на
голове чепец и три бородавки на носу да потертое,
выцветшее платье с желтыми цветами и в сплошных
заплатах. Сама она была похожа на старую кадь от
огурцов, и поэтому понять, где у нее талия была,
было так же трудно, как увидеть без зеркала свой
нос. Ноги у нее были короткие, на манер двух
подушек. Больше всего она любила гостить у своих
кумушек, где она сплетничала и ела с большим
аппетитом, при этом выражение ее лица никогда не
менялось, что присуще только одним женщинам.
Дед был видавший виды и жизнь старик, со
смуглым лицом и длинными усами. В молодости дед
не спускал ни одному из односельчан, за что его
побаивались и сторонились. Бывало, дед с кулаками
промеж драчунов появится, все, как груши,
повалятся на землю. Разговаривать много дед не
любил. Когда ему наскучивало слушать трескотню
своей старухи, он садился на скамейку около хаты
и курил трубку.
Избенка
у них была ветхая, а из всей живности курочка Ряба
да одна мышь. Курочка Ряба была дедовой
любимицей. Будучи рябой масти, она имела
несвойственный домашней птице дар –
улавливать настроение хозяев и изящно, как
барыня на светском балу, перебирать своими
тонкими точеными лапками.
Мышку же не любили и сравнивали с чертом. Ее
маленькие, как пуговки, глазки казались сущим
олицетворением вселенской хитрости, ее
вороватая, вечно семенящая походка создавала
ощущение того, как будто мышь что-то украла и
спешит это спрятать. Ее длинный хвост, постоянно
волочившийся за ней, окончательно завершал этот
унылый, жалкий образ всего истинно серого во всех
смыслах существа.
И вот однажды в этом Богом забытом уголке
случилось нечто. В корзине курочки Рябы бабка
обнаружила золотое яйцо! Дед бил, бил – не
разбил, бабка била, била – не разбила. Прибежала
мышка, хвостиком махнула – яичко упало и
разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка
кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят.
Подошла курочка к деду с бабкой, вздохнула и
говорит: «Не плачь, баба, не плачь, дед. Я снесу
яичко другое, не золотое, а простое».
Снесла курочка яичко ближе к ночи. И
наступила ясная зимняя ночь. С одной стороны на
небо глянули звезды. Месяц величаво поднялся на
небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы
всем было весело. С другой стороны небольшие тучи
усиливались, не было звезд и мрак сгущался. И как
будто было противостояние сил тьмы и света.
Обычное яйцо было даром Всевышнего.
– Сегодня нам предстоит проанализировать
отрывок из повести «Старосветские помещики» и
посмотреть на один из видов создания
художественного образа – на стиль Н.В. Гоголя.
Вспомним, что такое стиль.
Стиль писателя – у древних греков и
римлян стилем называли заостренную с одного
конца, а на другом кончавшуюся лопаточкой
палочку, которой писали на покрытой тонким слоем
воска дощечке (лопаточкой можно было стереть
написанное). Далее стилем стали называть почерк
писавшего, затем особенности самой манеры письма
– слог – и, наконец, идейно-художественные
особенности творчества писателя в целом.
Ф.А. Раскольников в своей книге «Статьи о
русской культуре» пишет: «Если перед нами
действительно талантливый писатель, то его стиль
индивидуален, и это относится ко всем
компонентам: словарю, синтаксису, ритму,
интонации» (стр. 180).
– Чем отличается язык Н.В. Гоголя от языка
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова?
(В прозе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
встречаются, с одной стороны, пышные, красивые
фразы, с другой – очень краткие, динамичные
предложения. Стиль Н.В. Гоголя совершенно
другой: многословные предложения, тяжелые на
слух.)
Но именно это и делает язык Гоголя
разнообразным и живым. Понаблюдаем за стилем
писателя на конкретном примере.
– О чем мы узнаем из повести «Старосветские
помещики»?
(В Малороссии живут добрые, хлебосольные,
милые старички супруги Товстогубы – Афанасий
Иванович и Пульхерия Ивановна, все их интересы
сводятся к еде, к собственному домашнему
хозяйству и заботе друг о друге.)
– Чем интересна экспозиция повести?
(Мы знакомимся с повседневной жизнью героев,
причем видим мир старичков глазами рассказчика.)
– Какие важные особенности стиля Гоголя вы
увидели в повести «Старосветские помещики»?
(В ней очень много бытовых картин, описаний
прозаических сторон жизни супругов Товстогубов.)
Сравним два отрывка – начало повести
А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и 1-й абзац
повести «Старосветские помещики».
1. В одной из отдаленных наших губерний
находилось имение Ивана Петровича Берестова. В
молодости своей служил он в гвардии, вышел в
отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и
с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на
бедной дворянке, которая умерла в родах, в то
время как он находился в отъезжем поле.
Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он
выстроил дом по собственному плану, завел у себя
суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать
себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и
не прекословили ему соседи, приезжавшие к нему
гостить со своими семействами и собаками...
2. Чтение 1-го абзаца повести Н.В. Гоголя.
– Что бросается в глаза в 1-м абзаце в
построении предложений?
(У Гоголя очень длинные, многосоставные
предложения, поэтому фразы кажутся сложными и
громоздкими. У Пушкина проза динамичная – у
Гоголя, наоборот, мало глаголов, зато большое
количество однородных членов и разных
определений.)
– Какие определения мы встречаем у
Н.В. Гоголя?
(Простые и распространенные. Простые
определения выражены прилагательными и
причастиями («душистая черемуха», «яхонтовое
море слив», «неизъяснимая прелесть»). Но у
писателя больше распространенных определений («отпряженный
вол, лениво лежащий возле него»; «длинношейный
гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух,
гусятами».)
– Какие виды определений вы знаете?
(Согласованные и несогласованные.)
– Встречаются у писателя предложения, где есть
и согласованные, и несогласованные определения?
(«...зеркалом в тоненьких золотых рамах,
выточенных листьями, которых мухи усеяли черными
точками». В этом отрывке есть согласованные
определения («черными точками») и
несогласованные («зеркалом в рамах») и
причастные обороты.)
Ребята в 8-м классе уже хорошо знают виды
сложных предложений (сложносочиненные,
сложноподчиненные и бессоюзные), но виды
придаточных им определить еще сложно. Однако
такая работа необходима, и предложение
Н.В. Гоголя как нельзя лучше подходит для
этого.
– Какое это предложение по структуре?
(Сложноподчиненное.)
– Какой вопрос можно поставить к придаточному?
(Какими?)
– Какой член предложения отвечает на такой
вопрос?
(Определение.)
– Как будет называться придаточное, которое
отвечает на вопрос определения?
(Придаточное определительное.)
Такая пропедевтическая работа по определению
видов придаточных необходима и в 7-м, и в 8-м
классах. Лучше всего вводить детей в курс дела
при анализе стиля русского писателя.
– Итак, мы увидели, что в повести Н.В. Гоголя
большое количество перечислений и определений,
но очень мало глаголов. Какой делают речь
Н.В. Гоголя все эти особенности языка?
(Они делают речь Н.В. Гоголя тяжелой и
замедляют ритм речи. Такое детальное описание
прозы жизни кажется скучным, при чтении хочется
пропустить данное повествование.)
– Как вы думаете, какую цель преследовал
писатель, замедляя ритм повествования?
(Это лучшее средство создания образа супругов
Товстогубов. Замедленный ритм повествования
показывает своеобразие жизни старосветских
помещиков: все у них происходит медленно, тягуче,
скучно, однообразно, тоскливо, старомодно.)
– Что еще делает речь автора старомодной?
(Гоголь употребляет архаичные обороты: «в
натуральном виде», «какими обыкновенно
отличается старина»; «зеркалом в тоненьких
золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи
усеяли черными точками». Встречаются в речи
писателя и просторечия: «дверь... издавала звук,
так что ...очень ясно слышалось: "батюшки, я
зябну!”». Не раз мы находим даже
неблагозвучные слова: «скрып», «перержавевшие
петли», «трехугольные столики».)
– Какой вывод можно сделать из всего
сказанного?
(Большое количество перечислений и
определений, минимум глаголов, употребление
просторечий и архаичных речевых оборотов – это
средства создания художественного образа
старосветских помещиков.)
– Как относится Гоголь к своим героям и к
укладу их жизни?
Этот вопрос вызывает споры у учеников. Одни
считают, что писатель смеется над бессмысленной
жизнью старичков, жизнь которых напоминает
животное существование. Другие школьники
высказывают мысль, что Гоголю нравится такая
спокойная патриархальная старина. Цель
учителя – предостеречь учеников от такого
однозначного ответа. И тут поможет методика
медленного чтения, или, как я обычно говорю,
«чтение между строк».
Берем для анализа отрывок из экспозиции
повести (от слов «Но самое замечательное в доме
были поющие двери...» до слов «...домика, где жили
мои старики»).
– Как бы вы определили жанр этого отрывка?
(Ода в прозе.)
– Какую оду мы изучали? Что такое ода? Почему
этот отрывок можно назвать одой?
(М.В. Ломоносов в своей оде воспевал дщерь
Петра Первого Елизавету за ее достоинства –
Н.В. Гоголь тоже поет гимн... дверям, стульям,
столам, зеркалу, ковру.)
– Как Гоголь воспевает мебель? Какие
художественные средства использует автор?
(Писатель поет гимн мебели с комической
торжественностью, используя при этом
олицетворения: дверь поет особым голосом – то
тоненьким дискантом, то хрипит басом, то издает
стон: «батюшки, я зябну!». Эти фразы нельзя читать
без улыбки. Встречаем мы и юмористические
сравнения: «ковер перед диваном с птицами,
похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц». А
как не посмеяться над зеркалом «в золотых
рамах, выточенных листьями, которых мухи
усеяли черными точками».)
Кстати,
в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголь будет
воспевать ... лужу: «Если будете подходить к
площади, то, верно, на время остановитесь
полюбоваться видом: на ней находится лужа,
удивительная лужа! Единственная, какую только
вам удавалось когда видеть! Она занимает почти
всю площадь. Прекрасная лужа!».
– Зачем Н.В. Гоголь так детально показывает
мебель, ведь это загромождает описание, делает
его скучным?
(Это помогает писателю показать супругов
Товстогубов, вся жизнь которых подчинена обычным
житейским заботам и для которых каждый предмет
интерьера имеет высокое назначение.)
– А разве такие описания не помогают писателю
выразить свое отношение к патриархальному быту?
Какое это отношение?
(Ироническое, с добрым юмором. Смешно читать:
«Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер,
запачканная мухами». Гоголь открыто насмехается
над скучной и однообразной жизнью помещиков. И
как же можно не насмехаться над людьми, для
которых лужа является величайшим достоянием
города, а еда – первоочередным делом?!)
– Возникают ли у вас литературные ассоциации?
(В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» показан
город, где царит такая же скука, тоска и
однообразие, что даже нелепый случай вызывает
огромный интерес.)
Именно такая провинциальная жизнь вызывает
горький смех Н.В. Гоголя.
– Неужели ирония и юмор – это единственные
компоненты стиля Гоголя в данном отрывке?
(Не только юмор, есть еще и лиризм. С одной
стороны, Гоголь открыто смеется над жизнью
супругов, которые обожествляют предметы быта, а с
другой – показывает читателю очарование
старосветского быта. Например, описывая деревню,
автор прямо говорит, что душистая черемуха,
багрянец вишен и море слив, развесистый клен,
свежая травка, длинношейный гусь, частокол, вол –
все это имеет для него «неизъяснимую прелесть»,
которая, увы, не появляется при наблюдении
современной писателю жизни. Гоголь прямо
заявляет, что даже его душа принимает
«удивительно приятное и спокойное состояние»
при приближении к дому супругов. Да что там душа
человека – «лошади весело подкатывали», даже лай
«флегматичных барбосов» был приятен ушам
повествователя и «дождь роскошно шумел».)
С какой любовью повествователь описывает этот
патриархальный быт! Как же можно любить эту
«сферу ...уединенной жизни, где ни одно желание не
перелетает за частокол»?
(Здесь нет высоких дум, умных мыслей – зато
все в этом крае доброе, отсутствует «злой дух»,
люди отдаются хорошим желаниям накормить
другого, послушать гостя.)
– Что еще восхищает автора?
(Доброта, радушие и чистосердечие старичков и
старушек, при встрече с которыми отказываешься
«от всех дерзких мечтаний», т.е. становишься
добрее, чище душой, естественнее. Именно эта
естественность, «натуральность» отсутствует в
современном городе.)
– Какой прием использует писатель для
выражения собственной точки зрения?
(Прием антитезы. Гоголь противопоставляет
старосветским помещикам «толпу модных фраков». У
старосветских помещиков даже мебель
натуральная: «Стулья были деревянные,
массивные... с высокими выточенными спинками, в
натуральном виде, без всякого лака и краски; они
не были даже обиты материей». Вот что ценят
старосветские помещики: естественность,
«натуральность», фальшивое не для них. Именно это
вызывает у Гоголя восторг и восхищение. Ведь он
прекрасно знал, с каким презрением относились
современные дворяне ко всему простому,
естественному, вносили в свои поместья черты
английского сада, обивали мебель индийским
шелком. Разве могут современные помещики
услышать «пение дверей», каждая из которых поет
своим голосом?! Гоголь даже заявляет: «Я знаю, что
многим очень не нравится этот звук, но я его очень
люблю».)
– Найдите предложение, где Гоголь заявляет
открыто о своей позиции?
(«Боже... какая длинная навевается мне тогда
вереница воспоминаний.)
– Какое это предложение по интонации?
(Восклицательное.)
– Чем насыщено это предложение с точки зрения
звукописи?
(Аллитерацией: навевается – вереница
– воспоминаний.)
– Зачем Гоголь использует данные средства?
(Это позволяет писателю «очеловечить»
интерьер и пейзаж, возвысить описание предметов
быта до высокой поэзии, показать прекрасное во
внешне некрасивом.)
«Интерьер становится своеобразным
"портретом” героев повести, раскрывающим их
смешные и трогательные стороны, а стилистическая
манера его описания помогает Гоголю выразить
свое противоречивое отношение к
патриархальности», – пишет
Ф.А. Раскольников (стр. 186).
– Теперь вы можете сказать, в чем же
особенность стиля Гоголя.
Язык Н.В. Гоголя – это важное средство
создания литературного образа, отражающего
объективно и современную действительность, и
субъективное восприятие ее автором.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А.С. Собрание сочинений в восьми
томах. Том седьмой. Романы и повести 1827–1833. М.:
Издательство Художественная литература, 1970.
2. Гоголь Н.В. Избранное. М.: Просвещение,
1986.
3. Раскольников Ф. Статьи о русской
литературе. М.: Вагриус, 2002.
4. Литература. Справочные материалы. Краткий
словарь литературоведческих терминов. М.:
Просвещение, 1988. |