Среда, 04.12.2024, 01:56


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ отрывка из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

Начиная с 5-го класса мы говорим о стиле писателя. Изучаем с учениками рассказы А.П. Чехова, анализируем язык, выделяем основные особенности стиля Чехова, потом ученики пишут рассказы о современной жизни в его стиле.

Читаем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – создаем сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. Изучаем былины – сочиняем свои былины. Сегодня нам предстоит анализировать стиль Н.В. Гоголя.

– Какие средства создания художественного образа персонажа использует писатель?

(Описание внешности и действий героя, интерьера, создание пейзажей и т.д.)

– Об одном из средств пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы продолжим анализировать стиль Н.В. Гоголя. В 6-м классе вы уже писали в стиле Гоголя русскую народную сказку о курочке Рябе. Вспомним одну из сказок.

Русская народная сказка, пересказанная Н.В. Гоголем
и учеником 6-го класса Андреем Фесенко

В некой глухой, забытой Богом деревеньке жили дед да баба. Бабка была древних лет, носила на голове чепец и три бородавки на носу да потертое, выцветшее платье с желтыми цветами и в сплошных заплатах. Сама она была похожа на старую кадь от огурцов, и поэтому понять, где у нее талия была, было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ноги у нее были короткие, на манер двух подушек. Больше всего она любила гостить у своих кумушек, где она сплетничала и ела с большим аппетитом, при этом выражение ее лица никогда не менялось, что присуще только одним женщинам.

Дед был видавший виды и жизнь старик, со смуглым лицом и длинными усами. В молодости дед не спускал ни одному из односельчан, за что его побаивались и сторонились. Бывало, дед с кулаками промеж драчунов появится, все, как груши, повалятся на землю. Разговаривать много дед не любил. Когда ему наскучивало слушать трескотню своей старухи, он садился на скамейку около хаты и курил трубку.

Избенка у них была ветхая, а из всей живности курочка Ряба да одна мышь. Курочка Ряба была дедовой любимицей. Будучи рябой масти, она имела несвойственный домашней птице дар – улавливать настроение хозяев и изящно, как барыня на светском балу, перебирать своими тонкими точеными лапками.

Мышку же не любили и сравнивали с чертом. Ее маленькие, как пуговки, глазки казались сущим олицетворением вселенской хитрости, ее вороватая, вечно семенящая походка создавала ощущение того, как будто мышь что-то украла и спешит это спрятать. Ее длинный хвост, постоянно волочившийся за ней, окончательно завершал этот унылый, жалкий образ всего истинно серого во всех смыслах существа.

И вот однажды в этом Богом забытом уголке случилось нечто. В корзине курочки Рябы бабка обнаружила золотое яйцо! Дед бил, бил – не разбил, бабка била, била – не разбила. Прибежала мышка, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят. Подошла курочка к деду с бабкой, вздохнула и говорит: «Не плачь, баба, не плачь, дед. Я снесу яичко другое, не золотое, а простое».

Снесла курочка яичко ближе к ночи. И наступила ясная зимняя ночь. С одной стороны на небо глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело. С другой стороны небольшие тучи усиливались, не было звезд и мрак сгущался. И как будто было противостояние сил тьмы и света. Обычное яйцо было даром Всевышнего.

– Сегодня нам предстоит проанализировать отрывок из повести «Старосветские помещики» и посмотреть на один из видов создания художественного образа – на стиль Н.В. Гоголя.

Вспомним, что такое стиль.

Стиль писателя – у древних греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом кончавшуюся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное). Далее стилем стали называть почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма – слог – и, наконец, идейно-художественные особенности творчества писателя в целом.

Ф.А. Раскольников в своей книге «Статьи о русской культуре» пишет: «Если перед нами действительно талантливый писатель, то его стиль индивидуален, и это относится ко всем компонентам: словарю, синтаксису, ритму, интонации» (стр. 180).

– Чем отличается язык Н.В. Гоголя от языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова?

(В прозе А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова встречаются, с одной стороны, пышные, красивые фразы, с другой – очень краткие, динамичные предложения. Стиль Н.В. Гоголя совершенно другой: многословные предложения, тяжелые на слух.)

Но именно это и делает язык Гоголя разнообразным и живым. Понаблюдаем за стилем писателя на конкретном примере.

– О чем мы узнаем из повести «Старосветские помещики»?

(В Малороссии живут добрые, хлебосольные, милые старички супруги Товстогубы – Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, все их интересы сводятся к еде, к собственному домашнему хозяйству и заботе друг о друге.)

– Чем интересна экспозиция повести?

(Мы знакомимся с повседневной жизнью героев, причем видим мир старичков глазами рассказчика.)

– Какие важные особенности стиля Гоголя вы увидели в повести «Старосветские помещики»?

(В ней очень много бытовых картин, описаний прозаических сторон жизни супругов Товстогубов.)

Сравним два отрывка – начало повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и 1-й абзац повести «Старосветские помещики».

1. В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи, приезжавшие к нему гостить со своими семействами и собаками...

2. Чтение 1-го абзаца повести Н.В. Гоголя.

– Что бросается в глаза в 1-м абзаце в построении предложений?

(У Гоголя очень длинные, многосоставные предложения, поэтому фразы кажутся сложными и громоздкими. У Пушкина проза динамичная – у Гоголя, наоборот, мало глаголов, зато большое количество однородных членов и разных определений.)

– Какие определения мы встречаем у Н.В. Гоголя?

(Простые и распространенные. Простые определения выражены прилагательными и причастиями («душистая черемуха», «яхонтовое море слив», «неизъяснимая прелесть»). Но у писателя больше распространенных определений («отпряженный вол, лениво лежащий возле него»; «длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами».)

– Какие виды определений вы знаете?

(Согласованные и несогласованные.)

– Встречаются у писателя предложения, где есть и согласованные, и несогласованные определения?

(«...зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками». В этом отрывке есть согласованные определения («черными точками») и несогласованные («зеркалом в рамах») и причастные обороты.)

Ребята в 8-м классе уже хорошо знают виды сложных предложений (сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные), но виды придаточных им определить еще сложно. Однако такая работа необходима, и предложение Н.В. Гоголя как нельзя лучше подходит для этого.

– Какое это предложение по структуре?

(Сложноподчиненное.)

– Какой вопрос можно поставить к придаточному?

(Какими?)

– Какой член предложения отвечает на такой вопрос?

(Определение.)

– Как будет называться придаточное, которое отвечает на вопрос определения?

(Придаточное определительное.)

Такая пропедевтическая работа по определению видов придаточных необходима и в 7-м, и в 8-м классах. Лучше всего вводить детей в курс дела при анализе стиля русского писателя.

– Итак, мы увидели, что в повести Н.В. Гоголя большое количество перечислений и определений, но очень мало глаголов. Какой делают речь Н.В. Гоголя все эти особенности языка?

(Они делают речь Н.В. Гоголя тяжелой и замедляют ритм речи. Такое детальное описание прозы жизни кажется скучным, при чтении хочется пропустить данное повествование.)

– Как вы думаете, какую цель преследовал писатель, замедляя ритм повествования?

(Это лучшее средство создания образа супругов Товстогубов. Замедленный ритм повествования показывает своеобразие жизни старосветских помещиков: все у них происходит медленно, тягуче, скучно, однообразно, тоскливо, старомодно.)

– Что еще делает речь автора старомодной?

(Гоголь употребляет архаичные обороты: «в натуральном виде», «какими обыкновенно отличается старина»; «зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками». Встречаются в речи писателя и просторечия: «дверь... издавала звук, так что ...очень ясно слышалось: "батюшки, я зябну!”». Не раз мы находим даже неблагозвучные слова: «скрып», «перержавевшие петли», «трехугольные столики».)

– Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

(Большое количество перечислений и определений, минимум глаголов, употребление просторечий и архаичных речевых оборотов – это средства создания художественного образа старосветских помещиков.)

– Как относится Гоголь к своим героям и к укладу их жизни?

Этот вопрос вызывает споры у учеников. Одни считают, что писатель смеется над бессмысленной жизнью старичков, жизнь которых напоминает животное существование. Другие школьники высказывают мысль, что Гоголю нравится такая спокойная патриархальная старина. Цель учителя – предостеречь учеников от такого однозначного ответа. И тут поможет методика медленного чтения, или, как я обычно говорю, «чтение между строк».

Берем для анализа отрывок из экспозиции повести (от слов «Но самое замечательное в доме были поющие двери...» до слов «...домика, где жили мои старики»).

– Как бы вы определили жанр этого отрывка?

(Ода в прозе.)

– Какую оду мы изучали? Что такое ода? Почему этот отрывок можно назвать одой?

(М.В. Ломоносов в своей оде воспевал дщерь Петра Первого Елизавету за ее достоинства – Н.В. Гоголь тоже поет гимн... дверям, стульям, столам, зеркалу, ковру.)

– Как Гоголь воспевает мебель? Какие художественные средства использует автор?

(Писатель поет гимн мебели с комической торжественностью, используя при этом олицетворения: дверь поет особым голосом – то тоненьким дискантом, то хрипит басом, то издает стон: «батюшки, я зябну!». Эти фразы нельзя читать без улыбки. Встречаем мы и юмористические сравнения: «ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц». А как не посмеяться над зеркалом «в золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками».)

Кстати, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголь будет воспевать ... лужу: «Если будете подходить к площади, то, верно, на время остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!».

– Зачем Н.В. Гоголь так детально показывает мебель, ведь это загромождает описание, делает его скучным?

(Это помогает писателю показать супругов Товстогубов, вся жизнь которых подчинена обычным житейским заботам и для которых каждый предмет интерьера имеет высокое назначение.)

– А разве такие описания не помогают писателю выразить свое отношение к патриархальному быту? Какое это отношение?

(Ироническое, с добрым юмором. Смешно читать: «Из узеньких рам глядела герцогиня Лавальер, запачканная мухами». Гоголь открыто насмехается над скучной и однообразной жизнью помещиков. И как же можно не насмехаться над людьми, для которых лужа является величайшим достоянием города, а еда – первоочередным делом?!)

– Возникают ли у вас литературные ассоциации?

(В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» показан город, где царит такая же скука, тоска и однообразие, что даже нелепый случай вызывает огромный интерес.)

Именно такая провинциальная жизнь вызывает горький смех Н.В. Гоголя.

– Неужели ирония и юмор – это единственные компоненты стиля Гоголя в данном отрывке?

(Не только юмор, есть еще и лиризм. С одной стороны, Гоголь открыто смеется над жизнью супругов, которые обожествляют предметы быта, а с другой – показывает читателю очарование старосветского быта. Например, описывая деревню, автор прямо говорит, что душистая черемуха, багрянец вишен и море слив, развесистый клен, свежая травка, длинношейный гусь, частокол, вол – все это имеет для него «неизъяснимую прелесть», которая, увы, не появляется при наблюдении современной писателю жизни. Гоголь прямо заявляет, что даже его душа принимает «удивительно приятное и спокойное состояние» при приближении к дому супругов. Да что там душа человека – «лошади весело подкатывали», даже лай «флегматичных барбосов» был приятен ушам повествователя и «дождь роскошно шумел».)

С какой любовью повествователь описывает этот патриархальный быт! Как же можно любить эту «сферу ...уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол»?

(Здесь нет высоких дум, умных мыслей – зато все в этом крае доброе, отсутствует «злой дух», люди отдаются хорошим желаниям накормить другого, послушать гостя.)

– Что еще восхищает автора?

(Доброта, радушие и чистосердечие старичков и старушек, при встрече с которыми отказываешься «от всех дерзких мечтаний», т.е. становишься добрее, чище душой, естественнее. Именно эта естественность, «натуральность» отсутствует в современном городе.)

– Какой прием использует писатель для выражения собственной точки зрения?

(Прием антитезы. Гоголь противопоставляет старосветским помещикам «толпу модных фраков». У старосветских помещиков даже мебель натуральная: «Стулья были деревянные, массивные... с высокими выточенными спинками, в натуральном виде, без всякого лака и краски; они не были даже обиты материей». Вот что ценят старосветские помещики: естественность, «натуральность», фальшивое не для них. Именно это вызывает у Гоголя восторг и восхищение. Ведь он прекрасно знал, с каким презрением относились современные дворяне ко всему простому, естественному, вносили в свои поместья черты английского сада, обивали мебель индийским шелком. Разве могут современные помещики услышать «пение дверей», каждая из которых поет своим голосом?! Гоголь даже заявляет: «Я знаю, что многим очень не нравится этот звук, но я его очень люблю».)

– Найдите предложение, где Гоголь заявляет открыто о своей позиции?

(«Боже... какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний.)

– Какое это предложение по интонации?

(Восклицательное.)

– Чем насыщено это предложение с точки зрения звукописи?

(Аллитерацией: навевается – вереница – воспоминаний.)

– Зачем Гоголь использует данные средства?

(Это позволяет писателю «очеловечить» интерьер и пейзаж, возвысить описание предметов быта до высокой поэзии, показать прекрасное во внешне некрасивом.)

«Интерьер становится своеобразным "портретом” героев повести, раскрывающим их смешные и трогательные стороны, а стилистическая манера его описания помогает Гоголю выразить свое противоречивое отношение к патриархальности», – пишет Ф.А. Раскольников (стр. 186).

– Теперь вы можете сказать, в чем же особенность стиля Гоголя.

Язык Н.В. Гоголя – это важное средство создания литературного образа, отражающего объективно и современную действительность, и субъективное восприятие ее автором.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пушкин А.С. Собрание сочинений в восьми томах. Том седьмой. Романы и повести 1827–1833. М.: Издательство Художественная литература, 1970.

2. Гоголь Н.В. Избранное. М.: Просвещение, 1986.

3. Раскольников Ф. Статьи о русской литературе. М.: Вагриус, 2002.

4. Литература. Справочные материалы. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1988.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (12.05.2012)
Просмотров: 5673 | Теги: урок, анализируем художественное произвед, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0