Среда, 04.12.2024, 02:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ мотивной организации и его место в системе уроков по пьесе А.Н.Островского "Гроза"
Анализу мотивной организации драмы по необходимости предшествует ставшее в школьной практике уже традиционным обращение к системе персонажей, когда выявляются отношения героев друг с другом, их характеристика. В ходе этой работы без труда обнаруживаются две группы действующих лиц: носители ценностей патриархальной, домостроевской старины в варианте самодурно-ханжеском, непросвещённом (Кабаниха и Дикой) и те, кто так или иначе (иногда на словах, а не на деле) выступает против средневековых ценностей, нарушает установленные предписания, регламент, отстаивая право на личную волю (Кулигин, Борис, Кудряш, Варвара, Тихон). Строго следуя фабуле и учитывая факт измены мужу, и Катерину следовало бы отнести к этой группе героев, но есть черта, которая позволяет рассматривать этот персонаж в противостоянии всем остальным. Эта черта – истовая вера в Бога.

Со второй группой героев, без сомнения, связан процесс утраты веры в Бога, именно поэтому религиозная экзальтация Катерины кажется и Варваре, и Борису личной странностью, чудачеством или, в лучшем случае (Кулигин), чем-то необычным в своей чистоте. Более трудным оказывается сопоставление в этом плане образов Катерины и Кабановой (о Диком – особый разговор, он не верит в Бога и даже не пытается в своих действиях прикрываться его именем). Большинство учеников интуитивно понимает, что отношение Кабановой и Катерины к Богу различно, однако перевести интуитивные ощущения на язык рациональный бывает непросто и оказывается под силу лишь тем, кто наиболее склонен к размышлениям религиозно-философского плана.

В краткой форме выводы могут прозвучать следующим образом:

Катерина любит Бога как некий идеал любви, гармонии, прощения; любовь к Богу в её душе – это одно из проявлений любви к миру, людям. Катерина – личность чистая, гармоничная, душа её светлая, цельная, открытая. Вера в Бога и рождена этой изначальной чистотой. Любовь не терпит насилия по отношению к миру (а "Я” в данном случае рассматривается как часть этого мира, поэтому и насилие над собой неприемлемо для героини). Она предполагает, следовательно, наличие духовной свободы (это понятие приобретает в речах Катерины метафорическую форму, когда она говорит о своём желании полететь как птица). Это та свобода, которая, в отличие от воли, носит характер добровольного ограничения узко эгоистических интересов во имя того, кого человек любит так же, как себя. Итак, вера Катерины – это любовь к миру.

Вера Кабановой – как это ни парадоксально, - это любовь к самой себе. Бог и его закон нужны ей только затем, чтобы оправдать, узаконить всю полноту её власти в доме, власти, покоящейся на установлениях "Домостроя”. Кабаниха, как человек средневекового типа, догматизирует установленный издревле порядок, любит его, а не живую жизнь и людей, будь даже это её родные. Да, она заявляет неоднократно о своей любви к сыну, с ревностью матери требует ответных проявлений, но её чувство не носит того безусловного характера, который присущ настоящей, непостигаемой рационально любви. Условием становится выполнение предписаний, сохранение того порядка, без которого немыслимо для Кабанихи душевное спокойствие. При этом оказывается неважным, каково душевное состояние других членов семьи, счастливы ли они в атмосфере внутренней несвободы. Кабаниха начисто лишена таких черт верующего человека, как умение простить грех, в окружающих она видит прежде всего врагов, подозревает в них угрозу себе. Самодурство Кабанихи с течением действия пьесы усиливается, поскольку она предчувствует своё поражение: само время неумолимо надвигается на тот порядок, который она пытается охранять.

Итак, в отличие от других главных героев, и Катерина, и Кабаниха могут быть рассматриваемы как личности средневекового типа, которым открывается религиозная картина мира (напомним, что в средневековом мышлении мир делится на небесный и земной, первый определяется высшим, и смыслом земного существования человека объявляется всяческое приуготовление к вечному, небесному бытию). Но если в Кабанихе сконцентрированы худшие стороны средневекового мышления, такие как догматизм, авторитарность, неумеренный консерватизм, то Катерина демонстрирует его лучшие черты: концентрацию на духовном, цельность и универсализм.

Вопрос о причинах трагедии Катерины, её самоубийства – тема следующего разговора.

И анализ основных мотивов пьесы – одно из важнейших средств исследования этих причин.

В начале разговора целесообразно напомнить содержание понятия "мотив” в его расширительном значении (это устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении, а также сквозной образ в литературном произведении). Затем ученикам предлагается выделить сквозные образы в тексте пьесы. Они выдвигают обычно значительный перечень. Здесь и тема ханжества и самодурства, и образ грозы, и мотив греха и смерти, и тема свободы, воли и др. Наиболее важными для нас становятся мотивы греха и смерти, именно они - своеобразный ключ к разгадке самоубийства героини.

Предваряем работу с текстом сведениями о понимании греховности в средневековье. Эти сведения ученики достаточно легко иллюстрируют примерами из текста пьесы.

В Средние века существовало резкое разграничение преступления и греха. Преступлениями занималось мирское право, оно почти не касалось побуждений преступника, был важен лишь факт противоправного действия. Грех же оставался грехом и в том случае, когда имело место одно побуждение (самоощущение Катерины в явлении седьмом и девятом первого действия), а поступка не следовало. От грешника, в отличие от преступника, требовалось обязательное признание и раскаяние (что и совершает Катерина принародно в явлении шестом четвёртого действия). Затем следовало довольно жестокое наказание, основная идея которого предполагала воздействие на душу грешника посредством страданий, причиняемых его телу ("Вот маменька говорит - её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!”). В своей глубинной сущности средневековый грех – это либо мятеж духа против ведущих идей общества, либо мятеж тела против духа. Так, Кулигин подвержен первому виду греха, предлагая идеи научного понимания действительности и разрушая тем самым целостность религиозной картины мира, существующей в сознании калиновцев. Варвара же, Тихон, Катерина становятся жертвами плотских соблазнов. Да и Катерина тоже, поскольку в сознании средневекового человека преступно любое чувство, обращенное не к мужу.

Иерархия средневековых грехов была разработана в V веке. Самым большим грехом являлась гордыня, затем по нисходящей линии - тщеславие, слабость, уныние, гнев, жадность, прелюбодеяние, чревоугодие. Исходя из этой последовательности Кабаниха и Дикой бо?льшие грешники, чем Катерина, Варвара, и Тихон, ибо прелюбодеяние и чревоугодие – меньшие грехи, нежели гордыня, гнев и жадность.

Прослеживая последовательно мотивы греха и смерти, обнаруживаем:

1. Говорить о своей греховности и смерти Катерина начинает задолго до самого факта измены мужу (действие первое, явление седьмое). В разговоре с Варварой Катерина настойчиво повторяет: "Я умру скоро”, "Нет, я знаю, что умру”, "Быть греху какому-нибудь!”, "Грех у меня на уме!”, "Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти”. Грех и гибель (духовная, а затем уже физическая) слиты в её сознании уже изначально.

2. Как человек истинно религиозный, Катерина не боится смерти, ибо смерть – лишь переход в иной, лучший мир. Боится она иного: "Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…” (действие первое, явление девятое). Одним словом, Катерина боится не исполнить важнейшую свою миссию на земле – приготовиться к смерти.

3. Катерина направляет всю свою энергию, чтобы уберечься от греха, просит мужа не уезжать, чтобы не увеличивать силу искушения, просит взять с неё клятву: "Умереть мне без покаяния, если я …(согрешу)”.

4. Кульминацией развития обоих мотивов становится сцена с ключом (действие второе, явление десятое). Ключ является здесь символическим образом, знаменующим и ключ к калитке, за которой открывается путь одновременно ко греху и к земному счастью – любви – и саму гибель героини ("Вот погибель-то!”) на этом пути, и готовность по нему идти. Таким образом, ключ в этой сцене становится ключом к её судьбе.

5. В сцене свидания с Борисом (действие третье, сцена вторая, явление третье) вновь переплетаются оба мотива. Борис (любимый!) назван Катериной "окаянным человеком”, "погубителем”, "врагом”, четырежды звучит слово "загубил”, она не может держать в себе мысли о своём безбожном поведении: "Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!” и вновь предчувствует смерть: "Теперь мне умереть вдруг захотелось!”

Немаловажными являются в этой сцене слова о том, что Катерина не боится людского суда, считая его справедливым наказанием за её грех: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься”. Таким образом, она прогнозирует свою будущую судьбу: будущее раскаяние, наказание и смерть.

6. Сцена раскаяния (действие пятое, явление второе) предваряется появлением Барыни, речи которой кажутся безумными всем, кроме Катерины, поскольку мысли о красоте плотской и о плотских грехах переполняют её. Раскаты грома воспринимаются ею как божье наказание, и Катерина сознаётся в своём грехе по всем средневековым канонам. Она делает это на людях, называя себя "беспутной”. Цель покаяния – унять мучения совести, жаждущей цельности, чистоты, гармонии.

7. Показательно то, что цели своей покаяние и суд людской не достигают. Причин, по-видимому, несколько. Во-первых, очень велика сила религиозного раскаяния Катерины; во-вторых, отсутствует важный психологический компенсатор: не исходит от близких ей людей волны прощения (Кабаниха "её поедом ест”, Тихон боится ослушаться маменьку, хоть сам и простил бы уж давно Катерину, у Бориса нет возможности с Катериной видеться, Варвара же, так усердно искушавшая невестку, сбежала с Кудряшом).

8. Единственным способом избавления от мук душевных становится смерть. Об этом монолог Катерины в явлении втором пятого действия:

"Отчего это нынче не убивают?…Взяли бы, да и бросили меня в Волгу… Казнить-то тебя, говорят, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся со своим грехом”.

Слова эти вновь обращены к идее физических страданий, снимающих душевную боль.

Она не видит смысла жить дальше: "Для чего мне теперь жить, ну для чего?” Ученики часто пытаются найти для героини духовную опору в её любви к Борису. Но она отсутствует, и об этом написано в монологе чёрным по белому: "Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела…Что ж: уж всё равно, уж душу свою я ведь погубила…” Сознание религиозного человека диктует только один смысл бытия: и это не плотская любовь, а спасение чистой своей души для будущей вечной жизни. Катерина не видит способа обрести этот смысл вновь.

9. Именно поэтому в последнем разговоре с Борисом она не настаивает на том, чтобы он увёз её. Реплика "Возьми меня с собой отсюда!” вырывается из её уст случайно, и после отказа она не настаивает на этом. Больше всего Катерина думает о том, что давно решила сказать Борису на прощание и теперь припоминает: "Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу”. Эта молитва странников, особенно Богу угодная, по мнению Катерины, должна хоть как-то связать её с Богом, на неё последняя надежда.

10. Предсмертный монолог героини – последний приговор себе: "Жить нельзя! Грех!”

Это высказывание, по-видимому, до?лжно истолковать как невозможность осуществления своей миссии на земле человеку верующему, но грешному и не искупившему свой грех. При этом ещё бо?льший грех, грех самоубийства, в расчёт уже не берётся. Душа уже погублена, нет ей спасения, не жить ей вечно, и поэтому никакие новые грехи уже не страшны.

11. Последний раз слово "грех” звучит из уст Кабанихи: "Об ней и плакать-то грех!” – говорит она о Катерине, обнаруживая как раз греховность своей натуры. Это приговор тем, кто, действуя именем Бога, Бога в себе не несёт, приговор " тёмному царству”.

Выводы.

Основной причиной самоубийства Катерины является потеря духовных опор, невозможность в её понимании искупить грех, глубокое убеждение в бессмысленности бытия вне Бога; истоки трагедии в неумении разрешить в ситуации личной жизни антиномию "плоть – дух”.

Другой причиной, имеющей не религиозно-философский, а, скорее, психологический характер, является её душевное одиночество в мрачном доме Кабанихи, вся обстановка которого, основанная на угнетении, унижении, подталкивает к гибельному краю.

Противостояние Катерины всем героям делает её фигуру трагической, возвышенной.

На следующих уроках разговор по необходимости смещается в сторону идейного содержания пьесы, обсуждения положений статей А. А. Григорьева, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.

Является ли в драме идея обличения "тёмного царства”, бросает ли Катерина "вызов самодурной силе”, можно ли назвать её уход из жизни "протестом, доведённым до конца”, "восстанием против произвола” или это всё же "глупое средство, чтобы разрубить затянувшиеся узлы”, "исполнена ли героиня веры в новые идеалы” или "не может произвести ничего нового”, "самодурство” или "народность” – слово для разгадки художественной деятельности А. Н. Островского? Вот круг вопросов, который обычно вызывает желание поспорить.

При всей неоднозначности мнений и оценок обычно выявляется то общее, что кажется неоспоримым:

Мир города Калинова, мир патриархальный, изображён на стадии упадка, разложения. Именно поэтому в сознании защитников основ патриархальности (Кабаниха, Дикой) начинают господствовать охранительные тенденции. Они проявляются, как это часто бывает, в форме агрессивной, чрезмерной, а в итоге – компрометирующей саму сущность отстаиваемого порядка.

Поскольку сущностное, ценностное начало в сознании большинства утрачивается, охранители пытаются спасти от разрушения хотя бы внешнее: ритуал, обряд, церемонию.

Действия охранителей носят временный успех, поскольку они всегда теряют поддержку большинства.

Их противники: Кудряш, Варвара, Кулигин, Тихон – усиливают свой протест по закону противодействия. К концу пьесы это особенно ощутимо.

Та же, в ком сущностные начала патриархальности наиболее ярко выражены (Катерина), не может принять саму форму деятельности охранителей, её судьба – одиночество, непонимание. И непонимание это является всеобщим.

Да, Островский использует и обличительный, и сатирический пафос, изображая патриархальный мир на стадии его разложения и в лице его ярых защитников, пытающихся охранить от веяний нового времени весь уходящий порядок, в том числе и негативные тенденции прошлого. Прав Добролюбов, "тёмное” это царство, непросвещённое и злобное.

Но патриархальное сознание (Катерина) достойно и авторской поэтизации; то лучшее, что было в прошлом, удостоилось пафоса трагического. Поэтому и позиция А. Григорьева принимается отчасти.

Смысл пьесы – приговор "тёмному царству”, выносимый и из прошлого, и из будущего; "золотой век” патриархальности остался в прошлом, и он гибнет вместе с Катериной, и его гибель автор и с ним читатель переживает как трагедию, но то, чем патриархальность является ныне, вызывает только отторжение. Позиция автора, кажется, тяготеет к художественной объективности. Но есть сомнение.

Дело в том, что нет среди героев, представляющих новые тенденции, ни одной крупной фигуры (Кулигин?), хотя бы отчасти равной Катерине. Это заставляет задуматься: где же в большей степени покоятся симпатии автора, в прошлом или будущем? А может быть, это действуют законы трагедии, предполагающие несопоставимость трагического героя ни с каким другим?

Итак, работа над пьесой заканчивается новыми вопросами.
Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (26.04.2012)
Просмотров: 1628 | Теги: урок, анализируем художественное произвед, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0