Большое
значение в нашем общем и литературном развитии имеет усвоение понятия
художественного образа, образности искусства в целом. Образ — это обобщенная и
типизированная картина человеческой жизни. Художественному образу присущи
живая контрастность, богатство индивидуальных свойств и типичность. В центре
всякого художественного произведения находится картина человеческой жизни. Жизнь человека в
определенных общественно-исторических условиях является предметом образного
воспроизведения. Не случайно М. Горький называл литературу «человековедением».
Понятие
«образ» шире понятия «характер». Говорить о чертах характера героя можно
только иа основе анализа его поступков, мыслей. На формирование личности
героя, его характера оказывают влияние определенные социально-исторические условия
той или иной эпохи. За характером героя всегда нужно видеть его создателя —
автора произведения. Целостное единство художественному произведению придает,
по словам Л. Н. Толстого, «единство самобытного нравственного отношения автора
к предмету».
Трудным
оказывается использование понятия композиции в подготовке сочинений и устных
ответов — даже при наличии четких представлений о самом понятии. Прежде всего
вспомним наши школьные занятия. Чему мы научились или должны были
научиться в смысле анализа композиции
и использования самого понятия композиции? Прежде всего, составлять план и
определять значение отдельных элементов композиции: взаимоотношения героев,
роль пейзажа («Дубровский» Пушкина, «Тарас Бульба» Гоголя, «Бежин луг»
Тургенева), роль антитезы как композиционного приема («Железная дорога»
Некрасова). В старших классах мы осознаем ряд моментов: переплетение двух
сюжетных линий — общественной и личной («Горе от ума» А. С. Грибоедова);
значение лирических отступлений, композиционная и идейная роль образа автора
(«Евгений Онегин» А. С. Пушкина); хронологическая и композиционная
последовательность расположения повестей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени»; путешествие героя как прием воссоздания панорамы Руси,
характер лирических отступлений, единство сатирического и лирического начал
(«Мертвые души» Н. В. Гоголя); аллегорические образы и символы («Что делать?»
Н. Г. Чернышевского); своеобразие конфликта, приемы психологической
характеристики героев, роль диалогов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»;
«диалектика души», роль художественной детали и внутренних монологов («Война
и мир» Л. Н. Толстого); роль гротеска и прием иносказания (М. Е.
Салтыков-Щедрин); роль пауз, лирических монологов, авторских ремарок, пейзажа,
символический смысл отдельных картин и деталей («Вишневый сад» А. П. Чехова);
роль условности и фантастики («Фауст» И. В. Гете); антитеза как основа композиции
(«Старуха Изер-гиль» М. Горького); роль образов-символов в лирике А. А. Блока;
значение массовых сцен, пейзажных зарисовок, острота социального конфликта
(«Поднятая целина» М. А. Шолохова). Мы взяли этот материал из школьной
программы по литературе, чтобы представить себе возможность и разнообразие работы
над композицией произведения или возможности использования самого
теоретико-литературного понятия.
Необходимость
владения понятием композиции имеет в целом большое значение в нашем
культурном, эстетическом развитии, в художественном образовании. Многие
исследователи считают, что понятие композиции (построения) применительно к
литературе стали употреблять по аналогии с живописью. В любой картине легко
уловить, какое место занимают в ней те или иные предметы в соответствии с
замыслом художника. То, что писатель
выделяет словом, живописец
выделяет красками.
Всегда
ли задумываемся мы над тем, какая напряженная творческая работа связана с
созданием литературного произведения, с выбором его композиции? А ведь чтение
— это тоже труд, и труд творческий. М. А. Рыбникова была не просто учителем и
ученым, она была вдумчивым читателем, читателем-исследователем. Прочитаем, что
пишет она по вопросам композиции:
«Замышляя
такую громаду, как «Война и мир», Толстой, конечно, должен был иметь в голове
стройный план романа. Если могут пройти по улице не в ногу пятеро людей, то
полк солдат должен идти в ногу».
«Располагая
человеческие образы по какой-то ведомой ему и понятной нам классификации,
Толстой и сцены романа, и явления этих лиц группирует, также согласуясь с
порядком их взаимоотношений. Если вы ищете ассоциаций по контрасту, Толстой дал
вам их сотни».
«Тщательная
планировка в группировке целого, контрастность идущих одна за другой сцен —
все эти основные черты композиции романа отражаются в самом языке. Он изобилует
антитезами. Возьмите вы само заглавие «Война и мир».
«Разбираясь
в деталях, как-то особенно ясно чувствуешь, что элементы языка есть и элементы
композиции».
«Если
вы начнете вспоминать пейзаж этого романа, то он всегда соединяется в вашем
сознании с каким-то большим моментом жизни героя».
«Узловыми,
центральными местами «Войны и мира», с идейной его стороны, являются, на наш
взгляд, Аустерлиц, коим замыкается I том, Бородино, стоящее в центре III тома, и плен Пьера в IV томе.
В ходе романа это именно те страницы, где историческое пересекается личным,
где мир и война завязываются опять в какой-то узел, осмысливая взаимно друг
друга».
Высказанные
мысли сопровождаются анализом примеров, написанным живым образным языком.
Обычно
на экзамене вы на вопросы о понятиях основных родов и жанров литературы четко и
содержательно отвечаете. Однако можно ли утверждать, что в конкретной деятельности,
в анализе произведения того или иного рода, жанра их специфика всегда
учитывается? Нет, нельзя, так как, рассматривая эпические произведения, вы
иногда забываете об особой роли автора, авторской речи, об изобразительности
слова в эпосе.
Нередко
не подчеркивается сущность лирики, то, что жизнь отражена в ней через
изображения отдельных состояний — переживаний, чувств лирического героя, что
даже небольшое лирическое произведение может иметь огромное общечеловеческое
значение.
В
оценке идейно-эстетической значимости драматического произведения чаще всего ведется
рассказ о делении пьесы на акты, явления, об отсутствии авторской речи и о
наличии ремарок. А напряженность действия, необходимость сценического
воплощения, наконец, просто наличие не только слова, но и действия — без чего
драма мертва! Обо всем этом надо помнить, когда мы размышляем о прочитанном,
готовим устный или письменный ответ.
Известную
трудность представляют для выпускников школ понятия лирического героя, стиля
писателя и композиции. Приведем в качестве примера содержание доклада десятиклассника
на тему «Образ лирического героя в лирике А. С. Пушкина». Подготовленный на
основе изучения ряда пособий, этот доклад поможет нам определить возможности
обращения к понятию лирического героя при раздумьях о конкретных фактах
художественного творчества.
«В
центре лирического произведения всегда находится образ лирического героя.
Раскрывая этот образ, читатель открывает для себя лирическое «я» самого автора
и уже способен заглянуть в духовный мир поэта как личности и оценить все
многообразие его переживаний и силу эмоционального напряжения, того самого
момента, когда лирическому герою открывается какая-то истина, овладевающая всем
его сознанием, когда он постигает то или иное явление или событие. Само такое
напряжение не может длиться долго, и поэтому одним из основных законов
лирических произведений является их краткость, лаконичность. Мастерство
художника состоит в том, чтобы лирический герой в достаточно узких рамках
стихотворения сумел передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера,
отражающие реальный, действительный мир чувств и стремлений и вместе с тем
раскрывающие отношение и понимание данного явления или переживания с точки
зрения самого поэта. Гоголь имел полное право написать следующие строчки,
размышляя о лирике А. С. Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что
обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как
поэт».
Для
того чтобы раскрыть многогранный и вместе с тем гармоничный образ лирического
героя в пушкинских произведениях, необходимо, конечно, охарактеризовать их
проблематику и содержание, определить мотивы и настроения, лежащие в основе
его лирики, выявить их истоки и тем самым проследить за эволюцией лирического
героя, идущей параллельно с эволюцией Пушкина-художника от раннего романтизма
до глубоко реалистических идей в его лирике. Вольнолюбивая лирика занимает
центральное место в творчестве Пушкина, и образ лирического героя во многом
сформирован вольнолюбивыми мотивами в его поэзии. В этой «жгучей, вулканической
атмосфере пред декабристского времени» лирический герой таких
стихотворений, как «Лицинию»,
«Вольность», «К Чаадаеву», страстно
провозглашал идеи свободы, свободы духа и личности, освобождение от
«гнета власти роковой», призывал к посвящению прекрасных порывов души своей
Отчизне: «Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне
посвятим Души прекрасные порывы!» Лирический герой пред декабристской лирики
гневно обличал самодержавие, крепостное право: «Здесь Барство дикое, без
чувства, без Закона...» В то же время он еще был полон верой самого поэта в
возможность истинного счастья, обусловленного свободой русского народа, и он
готов пожертвовать своей личной свободой во имя «свободы просвещенной»:
«Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото
сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!» Декабристское восстание и
его печальный исход не убили в лирическом герое страстного пафоса свободы.
По-прежнему, какой бы стороны жизни ни касались стихотворения поэта, они так
или иначе будут связаны с идеей свободы. Но теперь лирический герой — человек
переживающий и страдающий за своих друзей, вынужденный в одиночестве нести
бремя глашатая передовых идей своего времени в начавшуюся тяжелую переходную
эпоху. Но он остается верным декабристским идеалам и призывает своих
современников хранить верность идеям декабризма. Особенно ярко выразились эти
мысли в «Послании в Сибирь», где лирический герой страстно сочувствует
декабристам и желает отдать им все свои душевные силы, часть своего сердца,
чтобы только облегчить их страдания; пытается донести до них свои светлые
надежды, храня «гордое терпенье», ждать того момента, когда «оковы тяжкие
падут». Лирический герой, образ которого воссоздается из самого сюжета, заставляет
заразиться нас эмоциональным напряжением, верой и надеждой, царящими в его
сознании.
Поэзия
Пушкина была «отголоском своего времени». Поэтому не случайно в стихотворении
«Арион», в котором поэт, будучи уже реалистом, уводит нас в романтическое
прошлое, призывая хранить верность идеалам декабристской эпохи,— лирический
герой уподобляется «певцу», который прославляет идеи декабризма: «Я гимны
прежние пою»,— несмотря на грозу, разразившуюся над ним. Лирический герой
Пушкина, в отличие от лермонтовского лирического образа, не переступал грань
между критическим отношением к действительности и опустошавшим душу
скептицизмом. Несмотря на, казалось бы, утраченную свободу, он твердо убежден
в высоком назначении человека в этом мире, ясно сознает долг поэта перед
современниками: «Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И,
обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Живость,
впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда
жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами
души, горячий темперамент — вот отличительные и характерные черты лирического
героя в произведениях Пушкина, то, что помогло ему сохранить вкус к жизни,
несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Лирический
герой особенно близок к лирическому «я» Пушкина, выражая субъективные
переживания поэта в интимной лирике:
дружеской и любовной. Пушкин пытался компенсировать отсутствие связей
социальных связями личного, интимного характера. Гармония в чувствах
лирического героя создается благодаря его общению с друзьями, с любимой. Отсюда
проверка лирического героя как личности в дружбе и любви, создание
своеобразного культа любви и дружбы, являющегося источником поэтического
вдохновения Пушкина. «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти
всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие
непосредственным источником счастья и горя всей его жизни»,— писал В. Г.
Белинский. Пушкин прославляет даже дружеские пирушки, имеющие, несомненно, и
социальный смысл, основанные на общих идеях, идеалах, тот пир, где рядом сидит
свобода — «За столом законодатель», и где лирический герой забывает свое
одиночество при звуках «вакхальных напевов», и где «ложная мудрость мерцает и
тлеет пред солнцем бессмертным ума». Любовь делает образ лирического героя чище
и благороднее, помогает ему увидеть истинную красоту человека и человеческих
чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Он
не эгоистичен в своих чувствах, свободен от предрассудков, всегда желает
любимой только добра и предельно искренен в выражении этих чувств. Встреча с
любимой, воплотившей в себе нежность и красоту, способна воскресить его сердце,
как и сердце самого поэта для новых страстей. Лирический герой выражает веру
Пушкина в истинную, глубокую любовь, которая выводит человека из тяжелого
состояния души:
И
сердце бьется в упоенье,
И для
него воскресли вновь
И
божество, и вдохновенье,
И
жизнь, и слезы, и любовь.
Образ
лирического героя всегда бывает глубже и шире, чем только выражение личности
поэта. Поэтому такие, казалось бы, субъективные чувства и эмоции, лежащие в
основе лирических произведений (особенно это относится к интимной лирике),
находят отклик в сердцах всех людей, и пушкинские произведения лирического
характера носят общечеловеческий смысл, своей гуманностью и человечностью
становятся близкими и понятными каждому человеку. Лирический герой доносит до
нас всю глубину размышлений и переживаний поэта-художника и тем самым приоткрывает
его собственный духовный мир. Поэтому какие бы возвышенные чувства ни владели
лирическим героем, какие бы философские мысли ни озаряли его ум, всегда можно
найти их реальную, жизненную, человеческую основу. «В поэзии Пушкина есть небо,
но им всегда проникнута земля». Эти слова Белинского, характеризующие лирику А.
С. Пушкина, на мой взгляд, подходят и для характеристики характера образа
лирического героя в его лирических произведениях, как раз совмещающего «небо» и
«землю», что позволяет «превосходным образом воспитать в себе человека».
В
лирике Пушкина последекабрьской поры наиболее ярко выражена борьба мотивов
грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в закономерность
бытия. Оптимистические ноты неизменно побеждают в сознании лирического героя. В
элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» им овладевают печальные раздумья о
смерти как о неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но раздумья
заканчиваются мотивами победы жизни:
И
пусть у гробового входа
Младая
будет жизнь играть,
И
равнодушная природа
Красою
вечною сиять.
И для
более позднего Пушкина характерны стихотворения, где присутствует мотив
«младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени
полна горя, забот и страданий. Но Пушкин-мыслитель, Пушкин-гуманист полон
оптимистической веры в будущее, этот мотив пронизывает все его творчество.
Особенно ярко эти жизнеутверждающие, полные любви ко всему, что предлагает
человеку его судьба, мотивы выразились в «Элегии» («Безумных лет угасшее
веселье»), в которой лирический герой, размышляя о своей жизни, говорит:
Мой
путь уныл. Сулит мнe
труд и горе
Грядущего
волнуемое море.
Но не
хочу, о други, умирать:
Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать,
И
ведаю, мне будут наслажденья
Меж
горестей, забот и треволненья...
Так
всегда и неизменно преодолевались Пушкиным настроения тоски и уныния,
вызывавшиеся тягостной обстановкой жизни, а сам поэт называет свою печаль
светлой.
Нередко
тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем,
гармонирующим с тем чувством, которое владеет душой лирического героя. Мотив
как бы рождается в его сознании из созерцания какой-либо картины
природы, которая вообще всегда была для поэта самоцелью.
В
стихотворениях «Поэт», «Поэта и толпа», «Поэту» лирический герой, сам
являющийся поэтом, провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы,
черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к
подлинной поэзии и не видящих ее истинные задачи. «Дорогою свободной Иди, куда
влечет тебя свободный ум». Это не означало, конечно, что поэт выступал здесь
как проповедник «искусства для искусства», а выражало лишь стремления Пушкина с
предельной искренностью, тонкостью и широтой выражать в поэтическом слове то,
что его радует, тревожит в лучшие, достойные минуты».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
(По некоторым темам программы)
Попробуйте
определить, на каких сторонах литературного произведения вы останавливаетесь
при его анализе (на уроках или в процессе самостоятельной работы) и всегда ли
одинаково глубоко проводится анализ.
Дайте
определение критического реализма и литературного типа (если трудно, назовите
основные особенности критического реализма и литературного типа). Раскройте
оба понятия на примере конкретных произведений (или проиллюстрируйте основные
особенности критического реализма и литературного типа конкретными примерами из
художественных произведений).
Назовите
особенности индивидуального стиля писателя, который вам наиболее дорог.
Ответьте,
к примеру, на следующие вопросы к роману Лермонтова «Герой нашего времени»:
Какую
роль играет композиция романа в раскрытии характера главного героя?
Повесть
«Максим Максимыч». Кто вызывает больше сочувствия: Печорин или Максим
Максимыч?
Предисловие
к «Журналу Печорина». С какой целью напечатан журнал Печорина? Как
подчеркивает Лермонтов значение рассказа об «истории души человеческой?»
Повесть
«Тамань». Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести
«Максим Максимыч»?
Какую
оценку дает Лермонтов изображенным явлениям и «герою своего времени»? Осуждает
его или сочувствует ему?
Повесть
«Княжна Мери». Назовите средства типизации образа Печорина.
При
подготовке материала сочинения или устного ответа по поэме Гоголя «Мертвые
души» подумайте над вопросами:
Что
мне дало чтение поэмы?
Какие
явления русской действительности прошлого столетия отразил Гоголь?
Какие
нравственные проблемы поставлены в поэме?
Были
ли положительные задатки в натуре Чичикова? Если да, то почему они погибли?
С
какой целью Гоголь выбирает единую схему для типизации образов помещиков?
Для
чего нужен Гоголю капитан Копейкин?
Что вы
узнали из поэмы о русском народе и отношении Гоголя к нему?
Что
особенно ценно для современного читателя в раздумьях автора о будущем России?
Внес
ли Гоголь что-либо новое (после Пушкина и Лермонтова) в развитие русского
критического реализма? Перечитывая роман Достоевского «Преступление и наказание»,
рассмотрите сцены, в которых вы видите наиболее яркое обличение пороков
современной Достоевскому буржуазной действительности.
Какие
чувства вызывает у вас Раскольников?
Что
является причиной преступления Раскольникова (зло окружающего мира, нищета или
какая-то теория)?
Как
относится Достоевский к изображенной им в романе жизни, к героям романа?
Какое
значение имеет в романе точный отсчет времени?
Сопоставьте
Петербург Пушкина, Некрасова и Достоевского.
Какое
значение имеет история семьи Мармеладовых в романе?
Какое
значение имеет пейзаж в романе (например, на Николаевском мосту после
убийства)?
Как и
в каких сценах обсуждается теория Раскольникова?
Как
соотносится теория Раскольникова с проблемой народа в романе?
Назовите
повторяющиеся символические образы в романе.
Какое
значение имеют сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции
романа?
В чем
видит автор преступление и наказание?
Почему
в окончательной редакции романа события излагаются от третьего лица, а не от
первого, как было в первоначальном варианте романа?
Вопросы
к работе над текстом романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:
Что вы
можете сказать об отношении автора к изображаемому на основании анализа:
любой
сцены из военной жизни,
любой
сцены из мирной жизни,
любого
философского раздумья?
Кто из
героев романа вам ближе и понятнее других?
В чем
заключаются характерные признаки реалистической манеры Л. Толстого?
Чем
отличается роман-эпопея Л. Толстого от известных вам романов Лермонтова,
Тургенева, Достоевского? А в чем вы видите преемственность в развитии Толстым
лучших традиций русского реалистического романа?
Назовите
особенности индивидуального стиля Л. Толстого, которые представляют для вас
наибольший интерес.
Какие
нравственные идеалы Толстого созвучны нашей современности?
Вопросы
к анализу романа М. А. Шолохова «Поднятая целина»:
Назовите основные
проблемы, поставленные в
романе.
Определите
роль пейзажа в романе.
Охарактеризуйте
композиционное своеобразие романа. Когда и с какой целью используется
контраст?
Как
раскрывается отношение автора к событиям и героям романа?
Какое
место занимают в романе массовые сцены? Как они построены?
Проанализируйте
любые сцены, которые связаны, на ваш взгляд, единой мыслью, единой идеей. И т.
п.
Предлагая
названные вопросы, мы не думаем, что вы будете отвечать на каждый из них. Для
нас важно было показать, как сама система вопросов может помочь составить целостное
представление о художественном произведении |