Уже название произведения говорит нам о каких-то
страшных, неприятных событиях, которые приведут к изменению в жизни природы или
человека. В словаре С.И.Ожегова слово «метель» имеет следующее значение: «сильный
ветер со снегом, вьюга».
И
эпиграф подтверждает наши предположения. В нём две части. В первой мы видим
церковь, «Божий храм». Во второй части появляется образ чёрного ворона, который
вьётся над санями, символизирует беду, возможно гибель.
Читаем
повесть и узнаём, что героиней её является Марья Гавриловна, «Стройная, бледная
и семнадцатилетняя девица». Она воспитывалась на французских романах и была
влюблена. Автор использует вводное слово «следственно», потому что само собой
подразумевалось, так как французские романы повествовали о красивой,
необыкновенной, пылкой и загадочной любви. И Марья Гавриловна, воспитанная ин
этих книгах, не могла не быть влюблена.
Родители
невесты недолюбливали жениха, потому что он был всего-навсего «бедный армейский
прапорщик». Чин незначительный, а они богатые помещики, и в жениха и своей
дочери прочат, по всей видимости, тоже состоятельного человека.
Можно
предположить, что влюблённые, встретив преграду, решатся на что-то отчаянное.
Действительно, они решили тайно обвенчаться: «В назначенный день Марья должна
была ужинать и удалиться в свою комнату под предлогом головной боли».
Обвенчаться предполагалось в деревне Жадрино, в церкви, где её ждал Владимир.
Вот и церковь, о которой говорилось в эпиграфе.
Чтобы
показать силу чувств Владимира Николаевича, автор использует глаголы: «умолял
предаться…», «венчаться тайно», «скрываться». Идейно важные слова здесь –
«тайно», «скрываться». Скрываются только преступники. Автор с помощью этого
глагола выразил своё отношение к замыслу Владимира Николаевича: он осуждает
героя. А такой священный обряд, как венчание, не должен быть связан с
нечестными замыслами, так как церковь – святое место. Автор хочет нас
предупредить о провале задуманного влюблёнными.
Марья
Гавриловна колебалась, потому что не хотела огорчать родителей и боялась позора
для себя. Но любовь затмила ей глаза. День побега автор называет «решительным
днём». От этого дня зависела судьба Марьи Гавриловны. Автор тонко чувствует
состояние героини и передаёт её беспокойство нам: «не спала всю ночь, написала
письмо к чувствительной барышне, прощалась с родителями в самых трогательных
выражениях, извиняла свой поступок неодолимою силою страсти». Её сердце
подсказывает ей, что она совершает ошибку. Ей тяжело оттого, что своё решение
она должна держать в тайне, т.е. обманывать, притворяться, а этого она не
умеет: «ужасные мечтания поминутно её пробуждали, другие безобразные видения
носились перед нею одно за другим».
Накануне
побега, вечером, её душевное беспокойство усилилось: «стеснялось её сердце, она
была чуть жива, сердце её сильно билось, был дрожащий голос, чуть не плакала,
кинулась в кресло и залилась слезами, втайне прощалась».
Оставшись
одна в своей комнате, Маша плачет, потому что не хочет уходить из дома, потому
что в первый раз обманывает родителей, огорчает их. Всё в её окружении мило ей.
Автор располагает слова по степени их значимости: «оставить родительский
дом» - «свою комнату» = «тихую девическую жизнь». И мы
понимаем, что спокойствия, которое испытывала Маша в родительском доме, больше
не будет. Следующее за нашим предположением описание метели жутко. Всё
предвещает беду: «ветер выл», «ставни тряслись и стучали». И как следствие
Машиных душевных переживаний и вмешательства природы – «всё казалось ей угрозой
и печальным предзнаменованием». В этом словосочетании все слова эмоционально значимы и
предвещаю беду.
«Ветер дул навстречу, как будто силясь остановить
молодую преступницу». Употребив это слово, автор выразил своё отношение
к поступку Маши. Она преступница, потому что совершила самое страшное
преступление – преступление против родителей: тайно, позорно покинула
родительский дом, нарушив закон жизни. Такое преступление ин к чему хорошему
привести не может, и мы может предположить, что судьба Маши будет драматична, в
чём убеждаемся при дальнейшем чтении. |