Созданный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в период с 1929 по 1940
годы уникальный роман «Мастер и Маргарита», по-прежнему остается одним
из самых необычных произведений русской литературы. Литературоведы
причисляют роман к жанру фантастического реализма, традиции которого
заложены в свое время такими писателями как Гоголь, Гете, Гофман.
Роман насквозь пронизывает нить сверхъестественных событий.
Начиная с развития сюжетной линии и заканчивая обыденной жизнью
персонажей произведения, повсюду в романе встречается мистицизм. Тут и
там проявляются неожиданные чудеса и зашифрованная символика. Окутаны
тайной и взаимоотношения героев романа.
Конечно, героями первого плана в романе являются Мастер и его
возлюбленная Маргарита. Но присутствует также Иван Бездомный, к
которому, по сути, обращается автор через все происходящие в романе
события.
По
мнению исследователей, Михаил Афанасьевич Булгаков распределил всех
действующих лиц романа по определенным группам. В романе таких групп
девять. В их составе одна диада и восемь триад. В каждую группу, помимо
ярких выраженных персонажей, включен двойник - скрытый персонаж
неприметный, находящийся в тени.
Первая триада включает в себя знаковых персонажей: Воланда,
доктора Стравинского и Понтия Пилата. Они – каждый по-своему - вершат
людские судьбы, при этом, идея спасения просто витает в воздухе. Доктор
Стравинский стремится спасти Мастера в московском сумасшедшем доме.
Воланд, в нездешних сферах, как бы спасает Мастера. От Понтия Пилата в
Ершалаиме зависит участь проповедника Иешуа. Но Пилату предначертано
было отступить.
Во вторую триаду входят первые помощники «властителей»: врач Федор
Васильевич – помощник доктора Стравинского; Коровьев-Фагот – подручный
Воланда; Афраний – правая рука Понтия Пилата.
Триада номер три состоит из палачей. Демонический Азазело
выполняет все грязные поручения Воланда. Марк Крысобой «обучает» Иешуа
правильному поведению с Прокуратором Пилатом. Арчибальд Арчибальдович –
как будто копия их в реальном мире.
В четвертую триаду входят, как ни странно, животные. У Воланда -
это его любимый кот по имени Бегемот, наделенный Булгаковым
сверхъестественными способностями. У Пилата – собака по кличке Банга.
Одна лишь Банга облегчает страдания пятого Прокуратора Иудеи во время
мучающих его страшных приступов мигрени, поскольку любит и понимает
хозяина. Милицейский пёс Тузбубен – перенесенная в реальный мир проекция
Пилатовской Банги.
Пятая триада состоит из женщин. У Коровьева-Фагота есть служанка
Гелла, смущающая своим видом посетителей нехорошей квартиры. Служанка
Маргариты Наташа становится ведьмой. Агент Афрания по имени Низа мстит
за предательство Иешуа. В шестой триаде собраны Иосиф Каифа, Берлиоз и редактор «толстого»
журнала. В каждом характере прослеживается некая ущербность, что
позволяет отнести этих персонажей к героям со знаком минус. Редактор
лукавит, изображая иностранца. Берлиоз размахивает как флагом своим
воинствующим атеизмом. Каифа, хоть и осознает нелепость казни Иешуа,
повелевает её совершить.
Седьмая триада состоит из предателей. Это Барон Майгель, который
подвел Воланда, Алоизий Могарыч, сделавший больно Мастеру и Иуда,
предавший Иешуа.
Последняя, восьмая триада включает учеников своих наставников. В
их числе Рюхин - неудачный ученик Пушкина, Иван Бездомный – ученик
Мастрера, предназначенный продолжить его роман и Левий Матвей – верный
последователь Иешуа.
Диада
в романе «Мастер и Маргарита» одна. Входят в неё главные герои: Мастер,
совершивший подвиг творческий, и Иешуа, сотворивший спасительный подвиг
жертвенности.
Столь необычные группировки действующих лиц романа также составляют одну из его неразгаданных загадок. |