Прочитайте фрагменты стихотворений разных поэтов.
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
(А.
Пушкин.)
Смеркает день. В бору темнеет.
Пожар зари над ним
краснеет.
(И.
Никитин.)
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
(А.
Фет.)
В столетнем мраке черной ели
Краснела темная заря...
(И.
Бунин.)
Небес сияющая сила
без суеты и без труда
сосняк и ельник просквозила,
да так, как будто
навсегда.
(Я.
Смеляков.)
Определите,
что общего во всех этих описаниях. Какое время суток? Какие две составляющие
пейзажа присутствуют во всех контекстах? Сравните свои наблюдения с ответом.
Как
вы думаете, почему поэты рисуют зарю на фоне елей, сосен, бора - а не на фоне,
скажем, березняка или рощи?
Ответ
Во всех контекстах обязательно есть свет (чаще - свет вечерней
зари, заката) и есть сосны, ели, бор
- словом, хвойные деревья.
Почему это так, объясняет М. Эпштейн в книге
"Природа, мир, тайник вселенной", посвященной системе пейзажных
образов в русской поэзии. Автор пишет:
"Чаще, чем другие деревья, сосны и ели описываются
на фоне заката или восхода. Поэты самых разных стилей и ориентаций находят
поэтическое именно в том, что солнце или луна показываются между стволами
"мрачных" деревьев. Образуется как бы волшебная сетка из древесных
"лучей" и световых "стволов" - тот эффект контраста,
который невозможен в лиственном лесу: густота листвы не позволяет пробиться
солнечным лучам. И хотя солнце столь же часто заходит за дубы и березы, как за
сосны и ели, но именно "заря над бором" становится фактом поэзии". |