Четверг, 25.04.2024, 00:59


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Задание 80
14:16
Задание 80
Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

Вопросы

- Почему это Поползень

Вдруг уселся на оползень,

Ведь с него очень просто упасть?

 

- И зачем Уголовник

Утащил уполовник?

Мог бы что и получше украсть!

 

- Где и как Гладиатор

Мог найти радиатор

В лупанарии Древнего Рима?

 

- А зимою в Пекине

Разве ходят в бикини?

Как все это, поэт, объяснимо?

 

И подобные вещи,

А то и похлеще,

Преподносят нам

Взрослые дяди!

 

Но поэт

Не смутился

 И легко

Отшутился:

Ради рифмы, друзья,

Рифмы ради!

 

1.  Все ли вы понимаете в этом тексте? Выясните значения незнакомых вам слов, используя любой имеющийся толковый словарь.

(Но в нем вряд ли найдется объяснение слова лупанарий. По­пробуем понять его значение без словаря? По-латыни люпус (lupus) - "волк", сравните пословицу Хомо хомини люпус эст -Человек человеку волк. Суффикс -арий (-ариум) известен по словам планетарий, делъфинарий, аквариум, террариуму др. Получается, что лупанарий - что-то вроде волчатника, зве­ринца...)

Теперь займемся употреблением слов. На минуту отвлекитесь от текста Б. Заходера. Представьте, что вы читаете стихотворение неизвестного автора, в котором говорится: Поползень усел­ся на оползень, Уголовник утащил уполовник, Зимою в Пекине  ходят в бикини, а еще (наши примеры): На Луне горит огонь в окне, О молоке мечтают на потолке, Спрятан ключик под солнечный лучик. Поверите ли вы таким утверждениям? Если вы настраивались читать серьезные стихи, то какие вопросы вам захочется задать автору?

2.  Как вам кажется, один герой задает вопросы или несколько? Хочет ли тот, кто задает вопросы, получить ответ? Посмотрите реплики внимательнее: только ли из вопросов они состоят?

Попробуйте сформулировать общий смысл "вопросов", позицию того, кто их задает, его отношение к стихам "поэта".

Определите, как соотносятся стихотворения Н. Матвеевой и Б. Заходера по своим идеям. Они дополняют друг друга? Повторяют? Противоположны?

 

Ответ

1. Всерьез такие утверждения воспринимать трудно, они не соответствуют действительности или "притянуты за уши", вряд ли они истинные. Вопросы, которые хочется задать, как раз и звучат в стихотворении: "Почему это...?", "И зачем...?", "Разве...?"

2. В стихотворении Б. Заходера мы слышим целый хор недоумевающих голосов, хотя, конечно, это может быть и один "упорный" читатель. Вопросы эти касаются поэти­ческого словоупотребления. Они риторические: тот, кто их задает, хорошо знает ответ. Ответ же такой: упо­треблять созвучные слова "просто так", для игры, "ради рифмы", нельзя. Кроме вопросов, в стихотворении звучит прямая критика поэта за то, что он "непонятно зачем" соединяет слова так, что получается бессмыслица.

Тот, кто задает вопросы, занимает обвинительную пози­цию: И подобные вещи, а то и похлеще... За этими сло­вами как бы есть продолжение: "Чему вы учите моло­дежь?!"

3. Паронимы (слова, звучащие похоже, но разные по значениям) подходят и для рифмы: поползень — оползень, чело - чулок. Но не всегда: например, парни и Парни, различающиеся ударением, не подойдут.

Позиции двух поэтов, идеи их стихотворений противо­положны: Н. Матвеева доказывает, что поэт не должен употреблять слова "ради рифмы", а Б. Заходер - что "созвучья для созвучья" тоже имеют право на поэтическую жизнь, хотя бы и в шутку.

С кем из авторов вы согласны? А может быть, у вас иная, третья, точка зрения?
Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1787 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, практикум по русской литературе, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0