Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
Вопросы
- Почему это Поползень
Вдруг уселся на оползень,
Ведь с него очень просто упасть?
- И зачем Уголовник
Утащил уполовник?
Мог бы что и получше украсть!
- Где и как Гладиатор
Мог найти радиатор
В лупанарии Древнего Рима?
- А зимою в Пекине
Разве ходят в бикини?
Как все это, поэт, объяснимо?
И подобные вещи,
А то и похлеще,
Преподносят нам
Взрослые дяди!
Но поэт
Не смутился
И легко
Отшутился:
Ради рифмы, друзья,
Рифмы ради!
1. Все ли вы
понимаете в этом тексте? Выясните значения незнакомых вам слов, используя любой
имеющийся толковый словарь.
(Но в нем вряд ли найдется объяснение слова лупанарий. Попробуем понять его
значение без словаря? По-латыни люпус (lupus)
- "волк", сравните пословицу Хомо
хомини люпус эст -Человек человеку волк. Суффикс -арий (-ариум) известен по словам планетарий, делъфинарий, аквариум,
террариуму др. Получается, что лупанарий
- что-то вроде волчатника, зверинца...)
Теперь займемся употреблением слов. На минуту отвлекитесь
от текста Б. Заходера. Представьте, что вы читаете стихотворение неизвестного
автора, в котором говорится: Поползень
уселся на оползень, Уголовник утащил уполовник, Зимою в Пекине ходят в бикини, а еще (наши примеры): На Луне горит огонь в окне, О молоке мечтают
на потолке, Спрятан ключик под солнечный лучик. Поверите ли вы таким
утверждениям? Если вы настраивались читать серьезные стихи, то какие вопросы
вам захочется задать автору?
2. Как вам
кажется, один герой задает вопросы или несколько? Хочет ли тот, кто задает
вопросы, получить ответ? Посмотрите реплики внимательнее: только ли из вопросов
они состоят?
Попробуйте сформулировать общий смысл
"вопросов", позицию того, кто их задает, его отношение к стихам
"поэта".
Определите, как соотносятся стихотворения Н. Матвеевой и
Б. Заходера по своим идеям. Они дополняют друг друга? Повторяют?
Противоположны?
Ответ
1. Всерьез такие утверждения воспринимать трудно, они не
соответствуют действительности или "притянуты за уши", вряд ли они
истинные. Вопросы, которые хочется задать, как раз и звучат в стихотворении:
"Почему это...?", "И зачем...?", "Разве...?"
2. В стихотворении Б. Заходера мы слышим целый хор
недоумевающих голосов, хотя, конечно, это может быть и один "упорный"
читатель. Вопросы эти касаются поэтического словоупотребления. Они риторические:
тот, кто их задает, хорошо знает ответ. Ответ же такой: употреблять созвучные
слова "просто так", для игры, "ради рифмы", нельзя. Кроме
вопросов, в стихотворении звучит прямая критика поэта за то, что он
"непонятно зачем" соединяет слова так, что получается бессмыслица.
Тот, кто задает вопросы, занимает обвинительную позицию:
И подобные вещи, а то и похлеще... За
этими словами как бы есть продолжение: "Чему вы учите молодежь?!"
3. Паронимы (слова, звучащие похоже, но разные по
значениям) подходят и для рифмы: поползень
— оползень, чело - чулок. Но не всегда: например, парни и Парни, различающиеся
ударением, не подойдут.
Позиции двух поэтов, идеи их стихотворений противоположны:
Н. Матвеева доказывает, что поэт не должен употреблять слова "ради рифмы",
а Б. Заходер - что "созвучья для созвучья" тоже имеют право на
поэтическую жизнь, хотя бы и в шутку.
С кем из авторов вы согласны? А может быть, у вас иная, третья, точка
зрения? |