Суббота, 03.12.2016, 01:15

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [53]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Задание 79
14:19
Задание 79
Прочтите рассказ А. Чехова.

С женой поссорился

- Черт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как собака, а они черт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился!

Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже вышла. Обед кончился.

Муж пришел в кабинет, повалился на диван и уткнул свое лицо в подушку.

"Черт тебя дернул жениться! - подумал он. - Хороша "семейная" жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж стреляться хочется!"

Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги...

"Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась, а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, черта с два! Скорее повешусь, чем помирюсь!"

 Дверь отворилась с тихим скрипом и не затворилась.  Кто-то вошел и тихими, робкими шагами направился к дивану.                                            

"Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш с  маслом получишь! черта пухлого! Ни одного слова не до-  бьешься, хоть умри... Сплю вот и говорить не желаю!"    

Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел. Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их  легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей  спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к спинке дивана и дернул ногой.                                

"Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизы­ваемся... Скоро начнем в плечико целовать, на колени

становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки...  нужно будет ее извинить. Ей в ее положении вредно тревожиться. Помучу часик, накажу и прощу".            

Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За  ним другой, третий... Муж почувствовал на плече  прикосновение маленькой ручки.                      

"Ну, Бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее мучить,  бедняжку! Тем более, что я сам виноват! Из-за ерунды бунт поднял..."

- Ну, будет, моя крошка!

Что, по-вашему, произойдет дальше? Муж протянул назад руку и обнял теплое тело.

- Тьфу!!.

Около него лежала его большая собака Дианка.

 

Ответ

 

Признайтесь: вас удивил такой конец?

Возможно, кто-то из вас удивился, потому что, как и ге­рой рассказа, ждал, что придет жена мириться с мужем.    А кто-то, возможно, читая рассказ, чувствовал, что здесь    что-то не так, что какую-то ловушку, наверное, устроил автор читателю. А кто-нибудь, может быть, даже дога­дался, что пришла не жена, а собака.

Однако представьте себе, что к герою рассказа вместо со­баки Дианки действительно пришла бы его жена. Тогда для чего Чехову понадобилось бы писать этот рассказ? Ну, поссорились муж с женой; ну, помирились - разве это сю­жет для рассказа? Кто-то может сказать: "Но ведь глав­ные события могут начаться потом, после примирения". Но тогда при чем тут название рассказа? Ведь вы знаете, что автор обычно отводит важную роль названию: оно на­страивает читателя, создает у него определенную уста­новку. А если все важное произойдет после примирения, то и ссора не так уж важна, и тем более не надо выносить ее в заголовок.

А теперь подумайте, какие детали в рассказе должны были нас насторожить (кто-то, может быть, действитель­но насторожился).

Вас не удивило, что автор так подробно описывает, как "жена" пришла мириться с мужем? Вы не почувствовали в этом какой-то подвох? Вспомните, как бывает в детек­тивных романах, когда автор нарочно "подбрасывает" чи­тателю детали, которые ведут его по ложному следу. Так делает и Чехов. При этом он как бы учит нас обращать внимание на детали: если бы они ничего не значили, он бы их и не приводил. Создавая "хитрую" драматургию рассказа, автор делает все, чтобы у читателя возникла установка на то, что сейчас к герою рассказа придет жена и они помирятся.

Какие же это детали?

Обратили ли вы внимание, что дверь отворилась и не затворилась? Собака действительно не привыкла за­крывать за собой дверь, а жена вряд ли бы этого не сде­лала.

Потом кто-то вздыхает, прикасается к герою, но не произносит ни слова. Может так вести себя женщина? -Конечно! Но все-таки уж очень долго она молчит...

Наконец муж решил простить жену, и он обнял... не жену, не ее талию, а ... теплое тело.

Посмотрите, как умело поддерживает нашу установку Чехов: ведь именно тело может быть и у жены, и у со­баки. Вот как мастерски заманивает нас в свою ловушку автор. Скажите честно: вы в нее попались?

Если попались, то это не удивительно. Но как мог так об­мануться муж? Ведь он-то знал, что в доме есть собака, и, наверное, она не раз таким образом заходила к нему в ком­нату. Все дело в том, что у мужа тоже была установка: он ждал свою жену и очень хотел с ней помириться, тем более что она ждала ребенка, а он чувствовал, что сам виноват в ссоре.

Теперь вы видите, как установка помогла Чехову сделать таким неожиданным конец рассказа. Мы взяли этот рассказ А.П. Чехова, чтобы вы могли на себе по­чувствовать, что такое установка и какое большое зна­чение она имеет и при восприятии художественного текста, и в жизни.

Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 415 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, практикум по русской литературе, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0