Прочтите рассказ А. Чехова.
С женой поссорился
- Черт вас возьми! Придешь со службы домой голодный, как
собака, а они черт знает чем кормят! Да и заметить еще нельзя! Заметишь, так
сейчас рев, слезы! Будь я трижды анафема за то, что женился!
Сказавши это, муж звякнул по тарелке ложкой, вскочил и с
остервенением хлопнул дверью. Жена зарыдала, прижала к лицу салфетку и тоже
вышла. Обед кончился.
Муж пришел в кабинет, повалился на диван и уткнул свое
лицо в подушку.
"Черт тебя дернул жениться! - подумал он. - Хороша
"семейная" жизнь, нечего сказать! Не успел жениться, как уж
стреляться хочется!"
Через четверть часа за дверью послышались легкие шаги...
"Да, это в порядке вещей... Оскорбила, надругалась,
а теперь около двери ходит, мириться хочет... Ну, черта с два! Скорее повешусь,
чем помирюсь!"
Дверь отворилась с тихим скрипом и не
затворилась. Кто-то вошел и тихими,
робкими шагами направился к дивану.
"Ладно! Проси прощения, умоляй, рыдай... Кукиш
с маслом получишь! черта пухлого! Ни
одного слова не до- бьешься, хоть
умри... Сплю вот и говорить не желаю!"
Муж глубже зарыл свою голову в подушку и тихо захрапел.
Но мужчины слабы так же, как и женщины. Их
легко раскислить и растеплить. Почувствовав за своей спиной теплое тело, муж упрямо придвинулся к
спинке дивана и дернул ногой.
"Да... Теперь вот мы лезем, прижимаемся, подлизываемся...
Скоро начнем в плечико целовать, на колени
становиться. Не выношу этих нежностей!.. Все-таки... нужно будет ее извинить. Ей в ее положении
вредно тревожиться. Помучу часик,
накажу и прощу".
Над самым ухом его тихо пролетел глубокий вздох. За ним другой, третий... Муж почувствовал на
плече прикосновение маленькой
ручки.
"Ну, Бог с ней! Прощу в последний раз. Будет ее
мучить, бедняжку! Тем более, что я сам
виноват! Из-за ерунды бунт поднял..."
- Ну, будет, моя крошка!
Что, по-вашему, произойдет дальше? Муж протянул назад
руку и обнял теплое тело.
- Тьфу!!.
Около него лежала его большая собака Дианка.
Ответ
Признайтесь: вас удивил такой конец?
Возможно, кто-то из вас удивился, потому что, как и герой
рассказа, ждал, что придет жена мириться с мужем. А кто-то, возможно, читая рассказ,
чувствовал, что здесь что-то не так,
что какую-то ловушку, наверное, устроил автор читателю. А кто-нибудь, может быть,
даже догадался, что пришла не жена, а собака.
Однако представьте себе, что к герою рассказа вместо собаки
Дианки действительно пришла бы его жена. Тогда для чего Чехову понадобилось бы
писать этот рассказ? Ну, поссорились муж с женой; ну, помирились - разве это сюжет
для рассказа? Кто-то может сказать: "Но ведь главные события могут
начаться потом, после примирения". Но тогда при чем тут название рассказа?
Ведь вы знаете, что автор обычно отводит важную роль названию: оно настраивает
читателя, создает у него определенную установку. А если все важное произойдет
после примирения, то и ссора не так уж важна, и тем более не надо выносить ее в
заголовок.
А теперь подумайте, какие детали в рассказе должны были
нас насторожить (кто-то, может быть, действительно насторожился).
Вас не удивило, что автор так подробно описывает, как
"жена" пришла мириться с мужем? Вы не почувствовали в этом какой-то
подвох? Вспомните, как бывает в детективных романах, когда автор нарочно
"подбрасывает" читателю детали, которые ведут его по ложному следу.
Так делает и Чехов. При этом он как бы учит нас обращать внимание на детали:
если бы они ничего не значили, он бы их и не приводил. Создавая
"хитрую" драматургию рассказа, автор делает все, чтобы у читателя
возникла установка на то, что сейчас к герою рассказа придет жена и они
помирятся.
Какие же это детали?
Обратили ли вы внимание, что дверь отворилась и не затворилась? Собака действительно не привыкла закрывать
за собой дверь, а жена вряд ли бы этого не сделала.
Потом кто-то вздыхает, прикасается к герою, но не
произносит ни слова. Может так вести себя женщина? -Конечно! Но все-таки уж
очень долго она молчит...
Наконец муж решил простить жену, и он обнял... не жену,
не ее талию, а ... теплое тело.
Посмотрите, как умело поддерживает нашу установку Чехов:
ведь именно тело может быть и у жены,
и у собаки. Вот как мастерски заманивает нас в свою ловушку автор. Скажите
честно: вы в нее попались?
Если попались, то это не удивительно. Но как мог так обмануться
муж? Ведь он-то знал, что в доме есть собака, и, наверное, она не раз таким
образом заходила к нему в комнату. Все дело в том, что у мужа тоже была
установка: он ждал свою жену и очень хотел с ней помириться, тем более что она
ждала ребенка, а он чувствовал, что сам виноват в ссоре.
Теперь вы видите, как установка помогла Чехову сделать
таким неожиданным конец рассказа. Мы взяли этот рассказ А.П. Чехова, чтобы вы
могли на себе почувствовать, что такое установка и какое большое значение она
имеет и при восприятии художественного текста, и в жизни. |