Суббота, 23.11.2024, 02:53


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Задание 34
18:55
Задание 34
Прочитайте отрывок из текста, который вы все очень хорошо знаете, - из повести И.С. Тургенева "Муму".

Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать ее от забора. "Вот... вот... опять..."

пролепетала барыня и снова подкатила глаза под лоб.

Можно ли по этому небольшому фрагменту узнать, что слу­чилось с барыней, и понять ее характер? Давайте попробуем. Присмотримся внимательнее к каждому слову.

 

1.  Для того чтобы понять, какую информацию передает гла­гол пролепетала, нужно заменить его вариантами, близкими по смыслу: пролепетала - прошептала - простонала - про­говорила (добавьте свои варианты). Что изменится при такой замене?

2.  Как вы поняли, что случилось с барыней? Что должны бы­ли означать подкатившиеся под лоб глаза? Какие смыслы со­держатся в глаголе подкатила?                            

3.  Какие свойства характера барыни проявляются в ее дейст­виях, названных этими глаголами? Что мы узнали о характе­ре барыни из этого небольшого отрывка?

 

Ответ

1. Из сопоставления глаголов становится видно не только, что голос барыни был слабым, но и что слова она произносила нетвердо, неуверенно, как ребенок: вспомни­те выражение детский лепет: Перед нами пожилая бары­ня с "детским" поведением. Что это значит? Как к этому относиться? Это, наверное, смешно. А если вдуматься, становится грустно... Потому что не зря ведь говорят "старый что малый", старому человеку, как и ребенку, нужно много внимания и заботы... Есть и третий вариант: такое, как говорят психологи, неадекватное поведение заставляет подозревать в неискренности, в наигранности.

2. Барыня упала в обморок. А скорее всего только сде­лала вид, что упала. Сравните, если бы в тексте стояло глаза ее подкатились под лоб. Сами подкатились? Нет, барыня делает это сознательно, намеренно, она ведет игру, чтобы добиться каких-то своих целей. Ясно, что и обморок - тоже ложь.

3. Мы узнали, что барыня хочет казаться слабой, безза­щитной (как ребенок) и впечатлительной, нервной, боль­ной (подверженной обморокам). Для этого она лепечет и делает вид, что падает в обморок. ...Но не ошиблись ли мы? Можно ли проверить, правильно мы поняли характер барыни и то, что с ней случилось, или нет?

Проверить это можно. Дело в том, что Тургенев не скрывает своего, авторского, отношения к героине. В других местах повести о барыне говорится то же самое, что нам с вами уда­лось "вычерпать" из двух глаголов, но уже прямо, "от­крытым текстом": .. она закинула голову назад что должно было означать обморок, - слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти; ... она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей. Прикинуться вот слово, ключевое для понимания образа барыни в повести И.С. Тургенева "Муму". Заметьте, если бы Тургенев не написал прямо, что барыня при­кидывается, внимательный читатель все равно бы это понял - даже по такому небольшому фрагменту, какой мы рас­смотрели.
Категория: ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" | Просмотров: 1485 | Добавил: admin | Теги: факультативные занятия по литератур, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, учителю-словеснику, юный филоло, уроки литературы в школе, практикум по русской литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0