Перед вами набор "рассыпанных" предложений.
Составьте из них текст.
последовал ответ.
— А что вы делаете днем? -
— Послушайте, а когда же вы думаете?
Да, профессор, и утром работаю, —
Что вы делаете так поздно? -
- подтвердил ученик.
Как-то вечером знаменитый
английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных
своих учеников.
- Работаю,
- спросил Резерфорд.
- Тоже работаю.
- И рано утром работаете?
Резерфорд помрачнел и коротко
бросил:
Ответ
Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд
зашел в лабораторию и застал там одного из многочисленных своих учеников.
- Что вы
делаете так поздно? — спросил
Резерфорд.
- Работаю, — последовал ответ.
- А что вы
делаете днем?
- Тоже
работаю.
- И рано
утром работаете?
Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик.
Резерфорд
помрачнел и коротко бросил:
Послушайте, а когда же вы думаете?
VII. ЧТО ТАКОЕ УСТАНОВКА
Прочтите начало рассказа А. П. Чехова "Моя
"она".
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники,
родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни
одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой
ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не высказываю поползновения
удрать от нее, -
связь, стало быть, крепкая, прочная...
Но не завидуйте, юная читательница!... Эта трогательная
связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя "она",
не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне
читать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она
толкает меня под локоть и ежесекундно... манит меня к ложу. Во-вторых, она
разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой,
комфортом...
Интересно, какие догадки у вас
возникли: о ком здесь идет речь? Скорей всего вы думаете, что речь идет о
какой-то женщине. Читая дальше, проверьте свое предположение
Все, все пожирает
она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней...
Детей у нас пока нет.
Держим
пари, что теперь вы еще больше утвердились в своей правоте. К тому же
выясняется, что это не просто женщина, а жена. Читайте, однако, дальше.
Хотите
знать ее имя? Извольте...
Ее зовут - Лень.
Ну как? Не ожидали? Но намек на
такой ответ Чехов дал в самом
начале рассказа. Если бы вы вспомнили
пословицу про лень, которая раньше
нас родилась, может быть, конец
рассказа не был бы для вас такой неожиданностью. Но Чехов, подкинув эту
подсказку, дальше все больше запутывает
нас.
Итак, ваше предположение не
подтвердилось, зато вы, наверное,
засмеялись или по крайней мере улыбнулись. Вот так часто и рождается смешное.
Развязка рассказа вас
рассмешила. Но не только. Благодаря ей вы узнали об одном очень важном
психологическом механизме, который часто руководит поведением и мыслями людей.
Называется он - установка. Это
настрой человека на что-то определенное.
Установка может быть гибкой, то есть меняться по мере получения новой информации, или негибкой, то есть сохраняться вопреки
всему. Вам, наверное, знакомо словечко упертый.
Именно так часто говорят о людях с негибкой установкой.
Только что мы с вами попались
"на крючок", который забросил А. П. Чехов. Однако внимательный
читатель непременно заметит в тексте детали, которые помогут ему не проглотить
"наживку". Он обратит внимание, что слово она взято в кавычки, что она
родилась раньше меня, что она не
покидает меня день и ночь и т.д. Такой читатель не "зациклится"
на одном варианте прогноза (например, что это жена), а, наоборот, обращая
внимание на детали, станет проверять свои предположения. И тогда у читателя
возникнет гибкая установка,
помогающая при чтении.
Установка может играть в нашей
жизни разную роль: если ожидания оправдываются, то установка помогает ориентироваться в окружающем мире, если нет —
поведение человека может стать неадекватным. Установка живет в нас всегда: и
когда мы слушаем объяснения учителя, и когда смотрим фильм, и когда выясняем
отношения с окружающими.
Ученые осознали существование
установки во второй половине XIX века. Наличие установки доказали
эксперименты, в которых испытуемые поднимали за шнур два деревянных цилиндра
одинакового веса, но разной величины. При этом большой предмет казался намного
легче. Почему? - Потому что рука настроилась на большой вес, а
приготовленные усилия не пригодились. Не сбылось ожидаемое.
Как правило, человек узнает об
установке только тогда, когда его ожидание не оправдывается. Этот психологический
механизм виртуозно использовал Н.В. Гоголь в комедии "Ревизор", хотя
в те времена еще никто не занимался изучением данного феномена.
Вспомните: "Ревизор"
начинается со знаменитой фразы городничего: Я
пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К
нам едет ревизор. Это сообщение о ревизоре и запускает установку. А тут еще
в городе появляется новое лицо...
Когда городничий приезжает к
Хлестакову в трактир, он уже находится в плену у установки. Притом его установка
негибкая: он "вбил себе в голову", что перед ним ревизор, и, как вы
помните, никакие поступки и слова Хлестакова не могут поколебать
Сквозник-Дмухановского. Эта негибкая установка блокирует все, и становится
понятно, почему умный городничий и другие чиновники принимают Хлестакова за
ревизора, хотя читателя и зрителя это не может не удивлять. Загадка
гипнотического воздействия Хлестакова в самом механизме установки.
У Хлестакова тоже есть
установка: он боится, что его посадят в тюрьму. Но, в отличие от городничего, у
Хлестакова установка гибкая: из слов городничего ему становится ясно, что
никто не собирается его арестовывать, и поведение его становится другим.
Работает установка и при чтении художественной
литературы. Гибкая установка помогает ее пониманию и восприятию, негибкая -
мешает.
Что же нужно делать, чтобы
установка помогала, то есть была гибкой?
Давайте с вами вместе
поработаем над одним текстом. Это стихотворение в прозе И. С. Тургенева
"Довольный человек".
По улице столицы
мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют,
ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь довольство и радость.
Какой вопрос у вас
здесь возник?
Наверное, вы подумали:
"Что же с ним случилось? Чему он
так радуется?"
Что с ним случилось?
Как видите, у автора возник
такой же вопрос. А какие предположительные ответы можете вы дать на этот
вопрос?
Вы могли предположить что-то
хорошее, радостное. Например, он сделал какое-то открытие, получил премию,
влюбился, принес радость другому человеку и т.д. Сравните ваши предположения с
предположениями автора.
Досталось ли ему
наследство? Повысили его чипом? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто -
он хорошо позавтракал, — и чувство здоровья, чувство сытой
силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой
осъмиугольный крест, о, польский король Станислав?
Наверняка не все предположения
у вас с автором совпали, ведь И. С. Тургенев дает ответы с позиции своего
времени. Вы, вероятно, тоже могли подумать о повышении на службе, но не
выразили бы свою мысль такими словами - повысили его чином. И уж, конечно, не говорили
бы об ордене, который в те времена люди называли "Станислав на шее",
потому что его не пристегивали к мундиру, а на ленте вешали на шею.
Сравните свою догадку с
продолжением рассказа.
Нет. Он сочинил
клевету па знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую
клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил.
Такой ответ на вопрос вряд ли
мог прийти вам в голову. И вряд ли такой человек мог вам понравиться. А как
относится к нему автор? Было ли что-нибудь в тексте, что помогло бы понять это
отношение и насторожило вас?
Может быть, вы обратили
внимание на выражение ухмыляются губы
(он не смеется, не улыбается - у него губы ухмыляются) А вот еще
одно выражение: приятно алеет умиленное
лицо. В нем особый смысл. Ведь речь идет не о красной девице, а о молодом
человеке. В этих словах вы, наверное, почувствовали брезгливо-презрительное
отношение автора к герою, но говорит он об этом не впрямую, а иронически. Его
герой - молодой еще человек.
Может быть, есть какой-то особый, едва уловимый оттенок в этом словечке еще', наверное, Тургенев хочет
намекнуть, что у этого молодого человека впереди еще много подлостей.
Единственное чувство, которое он может вызвать, — это омерзение, и
Тургенев еще раз выражает свое отношение к нему.
О, как доволен, как
даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!
Вы можете спросить: "А
какое отношение имеет к этому рассказу установка?"
В начале чтения у нас возникает
установка, что с молодым человеком произошло что-то хорошее. Однако в самом
описании молодого человека что-то вызывает настороженность и не дает этой
установке завладеть нами. Мы вчитываемся в каждое слово, выдвигаем свои предположения,
контролируем себя, и тогда наша установка делается гибкой и не мешает
правильному восприятию рассказа.
Как видите, высказывая предположение,
мы давали несколько вариантов прогноза.
При поступлении новой
информации мы соотносили ее с нашим предположением — совместимы ли они. А если
предположений было несколько, то смотрели, на какое из них работает новая
информация. Для этого у нас постоянно был включен самоконтроль. Если его не
будет, победит негибкая установка. Тогда текст начнет ей сопротивляться,
понимание затруднится, и читать станет неинтересно. Поэтому, когда у вас
возникает установка, не поддавайтесь ей, а подвергайте ее контролю.
Когда вы будете самостоятельно решать задачи, помещенные
в этой книге, вам встретятся разные виды установки. Есть, например, установка,
которая зависит от самого человека: от его опыта, взглядов на жизнь,
настроения. Вы будете работать с литературными текстами, где сможете
пронаблюдать, какая установка возникает у персонажей, как она появляется, от
чего зависит и какое влияние на них оказывает.
А бывает читательская установка, которая рождается в
процессе чтения. Она тоже может зависеть от самого читателя: от его опыта,
настроения, умения читать. Но чаще такая "текстовая" установка
возникает по воле автора, когда он манипулирует читателем. Это особый авторский
прием: автор намеренно создает определенную установку, чтобы потом эффектно обмануть
читателя, как мы только что видели в рассказе А. П. Чехова. Об этом приеме
читайте также в разделе "Эффект обманутого ожидания". |