Недавно в газетах проскользнуло сообщение: в Париже, в
возрасте 77 лет скончалась румынская княгиня Александра Карадже Фрекулеску —
прямой потомок князя Влада Трансильванского, жившего в XV веке и прозванного
Насаживателем за свою жестокость: известно, что он частенько насаживал своих
врагов на кол. Он же послужил прототипом вампира графа Дракулы в одноименной
книге Брема Стокера.
Смысл данной заметки, обошедшей многие газеты, вовсе не в
том, что старая аристократка была так уж знаменита, О ней вспомнили, пожалуй,
лишь в связи со 100-летним юбилеем
литературного персонажа, прообразом которого послужил ее предок.
Что же это
за персонаж? Почему он пользуется такой популярностью?.
Сто лет назад Абрахамсон, или Брем Стокер, — ирландский театральный антрепренер не очень
удачливый в своих начинаниях, и мало кому известный литератор выпустил книгу
которой было суждено обессмертить его имя.
Сегодня даже не все исследователи знают о том, что
прозвище Дракула в переводе с румынского означает «дракон». Дракон был изображен
на гербе князя Влада. Он символизировал беспощадную борьбу с турками-завоевателями.
На основе реального персонажа литератор создал новый
образ: превратил воина в вампира. Однако литературный герой, как это ни
странно, сумел отомстить за своего прототипа. Появившись на свет, он зажил
собственной жизнью, затмив своей персоной самого писателя, так по существу и
оставшегося безвестным.
Имя Дракулы сегодня слышал каждый, но лишь немногие могут
вспомнить имя его создателя. Беглый опрос, проведенный на московских улицах,
показал, что Дракулу народ больше знает по фильмам. Многие даже вспомнили о
самом прототипе — румынском князе. Но имя самого писателя так и не было
названо.
Литературные критики и сегодня не могут разъяснить, в чем
сила данного персонажа. Роман сам по себе никак нельзя назвать выдающимся
произведением мировой литературы. Быть может, все дело в самой теме — Стокер,
сам того не подозревая, открыл эру литературы о вампирах?
Ну, а каким же был исторический прототип главного героя
романа — румынский господарь Дракуля или Дракула Цепеш — искусный правитель,
храбрый воин, жестоко расправляющийся с завоевателями? «Это был человек среднего
роста, с высоким лбом и лицом, резко сужающимся к подбородку». Так описывает
его известный средневековый гуманист, поэт и священнослужитель Энеа
Пикколомини, немало попутешествовавший по Европе XV века.
А наш соотечественник, царь Иван III, даже приказал
записать историю правления господаря Дракулы Цепеша в назидание потомкам. И,
как полагают историки, жизнеописание это с большим тщанием изучал юный Иван
IV, впоследствии получивший прозвище Грозный.
Чем же заинтересовал Дракула своих современников?
История его такова: в XV веке на территории современной Румынии жил рыцарь-крестоносец
из Ордена поверженного дракона. Личное мужество, преданность его войска не помогли
ему избежать печальной участи: его земли и его подданные попали в зависимость
от Османской империи, а его двенадцатилетний сын оказался заложником турок.
В то время бытовало такое правило: дабы удержать в
повиновении постоянно готовых взбунтоваться вассалов, турки брали в заложники
их детей. И при первых же признаках непокорности родителей заложников тут же
казнили. Или мальчиков оскопляли и отдавали евнухами в гарем.
И вот Влад Дракула, то есть сын Дракона, долгих семь лет
влачил жизнь заложника. Эти годы научили мальчика скрывать свои помыслы за
личиной внешней покорности, сдерживать свои порывы, не щадить никого и в первую
очередь самого себя.
Когда отец умер, Влад получил свободу. «Ты займешь место
родителя, — благосклонно сказал ему визирь, отпуская его на волю, — И пусть
твои люди так же служат нам, как при отце.,,»
Но Влад придерживался иного мнения. Оказавшись в родном
городе Сегишовре, он скинул опостылевшую маску рабской покорности, изгнал всех
турок и запретил им под страхом смерти появляться в его владениях.
Весть о непокорном девятнадцатилетнем упрямце, конечно
же, достигла правителей Османской империи. И они решили как следует проучить
дерзкого мальчишку, чтобы и другим неповадно было. Однако сделать это оказалось
не так-то просто.
Когда на владения Дракулы двинулось двухсоттысячное
войско, словно саранча, уничтожая все на своем пути, повстанцы вместе со своим
правителем укрылись в хорошо укрепленном городе-крепости Врашов. Несмотря на
то, что их было в двадцать раз меньше, чем наступающих, они не собирались
сдаваться. Более того, хорошо изучив за время плена нравы и обычаи своих
противников, господарь Влад был намерен одержать победу.
Он послал навстречу авангарду турок отборный отряд
сорвиголов, приказав им захватить несколько десятков пленных. Под покровом
ночи вихрем налетевший отряд блестяще выполнил задание.
А наутро застучали топоры: румыны острили колья и
вбивали их по обе стороны дороги, по которой должно было проследовать турецкое
войско. Связанных янычар стали сажать на вбитые колья. Причем белюк-пашам — офицерам
янычарского войска — оказывались такие последние «почести»: их сажали на
колья, выкрашенные охрой под золото.
Когда турки увидели, что сталось с их товарищами, у
многих затряслись поджилки. А Влад продолжал действовать. Лихими налетами он
не давал янычарам покоя ни днем, ни ночью, жестоко расправлялся с попадавшими
под руку, но в открытое сражение не вступал. В конце концов его партизанская
тактика оправдала себя — измотанное постоянными набегами турецкое войско
повернуло вспять. А затем отступление превратилось в поспешное бегство...
С той поры Влада и прозвали в народе «Цепеш», что в
переводе означает «кол». Он продолжал свои стремительные набеги, безжалостно
уничтожая врагов, и вскоре турки и думать забыли о том, чтобы вернуть его
владения под свое влияние.
Однако то, что не смогли осуществить мусульмане, сделали
христиане. Бывший кардинал Пикколомини, ставший к тому времени Папой Римским
Пием II, решил подбить славного воина еще на один крестовый поход, чтобы
отвоевать-таки Иерусалим и Гроб Господень.
Поскольку сам Дракула неохотно покидал свои владения,
опасаясь засады и всяких других напастей, он послал в Ватикан своего двоюродного
брата. Ему Папа и передал огромную по тем временам сумму и наказал собрать войско,
победить неверных и водрузить над Иерусалимом католический крест.
И кто знает, быть может, наказ этот и был бы исполнен —
Влад был хорошим полководцем и люто ненавидел неверных. Однако братец,
заполучив деньги, решил их не отдавать. А вернувшись домой, с помощью интриг и
подкупа сумел свергнуть Влада, заключить его в крепость и захватить власть.
Как и всякий негодяй и узурпатор, он всячески старался
опорочить Дракулу, чтобы оправдать свои злодеяния. В 1464 году он повелел
выпустить книгу с натуралистическими иллюстрациями, в которой Влад был
представлен ужасным злодеем. Таким он и остался в памяти последующих поколений.
Книга с описанием злодейств Дракулы разошлась по всей
Европе и спустя триста лет, уже в конце XIX века, попалась на глаза литератору
Брему Стокеру.
В реальность существования вампиров верили очень многие,
даже отцы церкви. Особенно сильна была такая вера в Средние века, но не изжита
она и в наше время. Например, в 50-е годы
прошлого века на весь мир прогремел процесс над Джоном Хильком — лондонским
вампиром. Перед казнью (его повесили) он описал чувство опьянения при насыщении
свежей человеческой кровью, которую высасывал из раны на горле жертвы.
«Теперь я верю не в Бога, а в высшую силу, которая
заставляет меня действовать и таинственно управляет нашей судьбой, не помышляя
о добре и зле, — писал он. — Я рассказал о том, как она толкала меня на
умерщвление людей, как насылала на меня ужасную жажду крови. Мне, кто любил людей,
кто старался утешить самых маленьких и слабых, приказано было убивать и пить
их кровь. Девять убийств, совершенных мной, должны найти объяснение за
пределами этого мира. Неужели они попросту бессмысленны? Неужели они лишь сон
безумца, полный шума и ярости, как говорил Шекспир?..»
Человек достаточно образованный, Хильк почему-то не
упоминает своих предшественников — средневековых вампиров, хотя действовал в
точности так, как это описано в средневековых хрониках.
Исследователь из Германии Виктор Белес полагает, что
вампиризм как явление довольно точно описан в книге Стокера. Вероятно, это и
способствовало популярности его романа.
«По мифологическим источникам, вампир — покойник, тело
которого не разлагается и который по ночам выходит из своей могилы, находит жертву и высасывает из нее кровь.
Причем жертва после этого сама становится вампиром, — пишет Белес. — Часто
вампир может быть и оборотнем: он может превращаться в огромную летучую мышь.
А эти существа действительно являются кровососами, вампирами».
По
преданиям, прекратить ночную деятельность вампира можно, вбив ему в сердце
осиновый кол. Отгоняют же вампиров колокольным звоном, распятием, а также
запахом чеснока. Не выносит он и яркого света. Опознать же вампира весьма
просто, хотя бы потому, что он, как всякий оборотень, не отбрасывает тени.
Герой
Стокера оказался столь живучим, потому что он соответствовал мифологическим,
народным представлениям о вампирах.
Автор
романа, очевидно полагал, что во многих людях еще таятся глубинные пласты
страха, оставшиеся в генах со времен Средневековья. Это сладостное и вместе с
тем ужасное чувство и заставляет перечитывать книгу вновь и вновь.
И, как
считают современные медики, люди оказывают друг на друга незримое, но ощутимое
давление. Все мы конформисты, для нас общественное мнение имеет
значение даже в том случае, когда людей вокруг нас нет и в помине. Вот это-то
стадное чувство в концентрированном, мифологическом виде и привело некогда к
возникновению легенд о кровопийцах, о тех упырях, которые сосут нашу кровь уже
не в переносном, а в прямом смысле этого слова.
Гарри Ломан, биограф Стокера, полагает, что страхи такого
рода, возможно, были присущи самому писателю, по крайней мере в детстве. Он,
как и многие, ходил ночью на кладбище, чтобы взглянуть через ограду, что же
там происходит. И хотя, как правило, никто ничего особого не видел,
мистический, жуткий страх оставался потом в подсознании на всю жизнь. Он-то,
видимо, и подтолкнул Стокера к написанию книги о Дракуле.
Есть и еще одна причина такого интереса к этой теме.
Некогда, по словам Виктора Белеса, наши предки ни одно серьезное дело не начинали,
не принеся жертвы, не окропив землю кровью. Даже в наши дни священники дают по
праздникам пригубить красное вино, называя его кровью Христовой. С кровью
связывали саму жизнь. Пока кровь течет в жилах, человек живет. Если она
остановилась, застыла — приходит смерть, то состояние, которого панически
боится всякое живое существо. Именно в крови, по верованиям многих народов,
обитает душа.
Таким образом, стокеровский «Дракула» всколыхнул целый
пласт потаенной культуры, вернул многих к древним корням. Людям дали шанс снова
вернуться в детство и послушать перед сном страшную историю, после которой хочется
залезть под одеяло и укрыться с головой...
Впрочем, в немалой степени успеху книги способствовала и
вторая профессия Стокера (он был театральным антрепренером), а также его
многолетняя дружба со знаменитым актером того времени Ирвингом. С него, по всей
вероятности, и была срисована наружность Дракулы. Ирвинг был высоким, худым, у
него была своя манера играть театральных злодеев — его глаза светились
прямо-таки магическим блеском, неотразимо действовавшим на женщин.
Книга Стокера оказалась удивительно своевременной.
Благодаря усилиям доктора 3. Фрейда в начале XX века все вдруг стали интересоваться подсознательным, запретным, потаенным.
Успеху романа способствовала и его новая форма — он
построен по правилам детектива: читатель глотает страницу за страницей, стараясь
побыстрее узнать, что же произойдет дальше. Более того, как отмечают современные
исследователи, Драку л а был, пожалуй, Джеймсом Бондом своего времени. В книге
упоминаются практически все технические достижения второй половины прошлого
века — телеграф, курьерские поезда, дневники, записанные на валик фонографа, и
даже портативная пишущая машинка, которую герои берут с собой в купе
экспресса.
Однако по-настоящему знаменитым Дракулу сделало кино.
Театрал Стокер оказался на редкость кинематографичен.
«Огромный ящик был все на том же месте, — пишет он. —
Однако крышка теперь была просто положена сверху, а не прибита. Гвозди были
вставлены в подготовленные отверстия, чтобы за нужное время войти в них без
труда. Я знал, что должен найти ключ, и снял крышку...
И тогда я увидел нечто, наполнившее все мое существо
ужасом. Там лежал граф, но как будто бы живой. Седые усы и волосы его потемнели,
щеки округлились, а белая кожа приобрела румянец, сквозь нее теперь просвечивала
рубиново-красная кровь.
Губы, красные и прежде, теперь были в крови, которая
стекала по уголкам на подбородок и грудь. На застывшем лице застыла улыбка,
едва не лишившая меня рассудка. Голова его шевельнулась, глаза открылись и
остановились на мне, сверкая адским пламенем...»
Дракула — идеальный персонаж фильмов ужасов. Книги и фильмы о нем будут
появляться до тех пор, пока люди не перестанут увлекаться всевозможными
«ужасами». А это, вероятно, произойдет еще не скоро... |