Говорят, одно время в Париже туристам показывали
своеобразную достопримечательность. Экскурсоводы приводили своих подопечных к
одному из кафе и указывали через витрину на фигуру человека, сидящего за столиком:
«Вот это и есть комиссар Мегрэ!»
Они лишь чуточку привирали: человек за столиком был не
кто иной, как писатель Жорж Сименон, придумавший Мегрэ и еще сотни других
персонажей.
Подобно американскому писателю Эрнесту Хемингуэю, Сименон
любил работать в людном месте. Окружающий шум лишь помогал сосредоточиться,
создавал некую атмосферу, в которой жили и действовали его герои.
Писал Сименон черными чернилами и таким
мелким почерком, что текст приходилось снимать на микрофильмы, затем
увеличивать и только тогда перепечатывать на машинке.
В молодости он сам сразу печатал свои романы
на машинке.
«Я печатал со скоростью 83 слова в минуту,
— с гордостью вспоминал Сименон, — быстрее, чем любая первоклассная машинистка.
Вряд ли с такой скоростью может печатать журналист. Ведь когда пишешь статью,
то тебя связывает определенная, заданная тема, а в работе над художественным
произведением — полная свобода. Пишешь то, что подсказывает воображение».
Помнит ли писатель все сюжетные перипетии,
ход действия, героев своих многочисленных книг, спросили его однажды. И что
для него главное в романе? «Я
не запоминаю всех сюжетных перипетий. Дело не в них. Когда я начинаю работать, то отчетливо представляю себе характеры главных героев.
Но сам ход действия для меня менее важен, и это не самая сильная сторона моих
книг. Я бы сказал даже, что мои романы о Мегрэ далеко не классические
детективы...»
Писатель не уставал повторять слова Авраама Линкольна,
что Бог, очевидно, любил простых людей, ибо он создал именно их. И парижский
комиссар Мегрэ — один из них. В 1929 году, в начале Великой депрессии в капиталистических
странах, Мегрэ впервые стал центральной фигурой романов Сименона: маленький
чиновник на скромной службе, почти такой же, как читатели, к которым обращены
книги писателя.
«Мои симпатии на стороне простых людей, — говорил по
этому поводу Сименон. — Я не буржуа. И не верю в силу денег, хотя нынешним
миром и правят многонациональные концерны. В моем представлении современный
роман в чем-то сродни классическим трагедиям Расина и Софокла. Я пишу о людях,
оказавшихся в кризисной ситуации. Беру простого человека. Наблюдаю за ним. И
задаю себе вопрос — что случилось бы с ним, если бы его жена, скажем, попала в
автомобильную аварию? Так начинается замысел».
Своими любимыми писателями Сименон называл прежде всего
Достоевского и Чехова. «Россия вошла в мою жизнь страной своеобразной и
яркой», — сказал он однажды. Когда же попросили уточнить, почему так получилось,
всплыла неожиданная деталь биографии писателя. Оказывается, он чуть не стал
революционером.
Дело в том, что писатель хоть и француз, но родился в
Бельгии. Семья жила небогато, и чтобы как-то свести концы с концами, мать
сдавала комнаты студентам, среди которых оказались и русские революционеры.
Они-то и рассказали маленькому Жоржу о России, познакомили с книгами Льва
Толстого, Федора Достоевского и других писателей.
Он даже собирался было отправиться вместе с квартирантами
на их родину, чтобы свергнуть царя, да мать не пустила. Больно мал еще был.
Впрочем, писать и печататься Жорж Сименон стал очень рано
— его первые заметки были опубликованы в 1921 году, когда начинающему
литератору едва стукнуло восемнадцать..
Год спустя он переехал во Францию, где стал зарабатывать
на жизнь публикациями в развлекательных журналах. Много путешествовал,
публикуя путевые заметки о разных странах Европы и Африки.
Пробовал писать любовные романы в юмористическом ключе,
которые подписывал разными псевдонимами. По утверждению самого Сименона, у
него было не менее 20 различных литературных имен.
Однако знаменитым писателя сделали полицейские романы. В
1932 году он подписал контракт с издателем А. Файяром на серию книг о Мегрэ.
Цикл открывал роман «Петр-латыш». Скоро комиссар стал одним из самых известных
литературных героев XX века. Отчасти это объясняется и легендарной плодовитостью
автора, написавшего около 500 произведений, «Были годы, когда за год я публиковал
до десяти романов», — с гордостью вспоминал Сименон.
Впрочем, в серии книг о комиссаре Мегрэ писатель не
ставил себе задачу достичь высот литературного мастерства. «Я не считаю себя
писателем детективных романов, потому что никогда не следовал правилам их
написания. В моих книгах иной раз с самого начала известно, кто совершил
преступление, — говорил он..— Для Мегрэ важно не кто убил, а почему убийца
пошел на это».
У Мегрэ есть своя жизненная история. В романе «Дело
Сен-Фиакр» сообщается, что комиссар родом из Центральной Франции, что отец его
был управляющим замком. В юности Мегрэ мечтал стать врачом, но из-за отсутствия
средств был вынужден поступить на работу в полицию. Позднее Мегрэ получил
назначение в Париж, где приобрел известность. Кабинет комиссара на набережной
Орфевр стал местом, в котором распутывались самые головоломные криминальные
истории.
Мегрэ, однако, не действует как типичный литературный
сыщик. Комиссар всегда старается понять, что заставляет респектабельного и
добропорядочного гражданина преступить закон. Подобно Шерлоку Холмсу, Мегрэ
имеет собственный метод раскрытия преступлений. Он старается поставить себя на
место обвиняемого, изучает его детство и юношество, его привычки, достоинства
и недостатки. И поняв характер человека, прогнозирует его дальнейшие действия.
Тем не менее в соответствии с законами детективного
жанра наиболее известные романы Сименона лишены лирических отступлений,
описаний природы. Исследователи говорят о «нулевом градусе письма» Сименона.
Его лексика тщательно отобрана, конкретна. Объем ее невелик, но слова
подбираются с максимальной точностью.
Писатель — настоящий мастер построения интриги. Завязка
обычно задана на первой странице книги и разрешается в ее последнем абзаце, что
позволяет держать читателя в постоянном напряжении. Так, в романе «Мегрэ
расставляет сети» лишь на последних страницах становится ясно, кто и почему
убивает одиноких женщин в квартале Монмартр.
Став одним из самых популярных в мире литераторов,
автором нескольких сот книг, романов, повестей, эссе и мемуаров (по числу почитателей
комиссар Мегрэ не уступает Шерлоку Холмсу и Эркюлю Пуаро), Сименон тем не
менее нередко сетовал, что для многих французов он лишь автор детективных
романов. «А ведь в написанном мною цикл «Мегрэ» даже количественно составляет
только треть, не говоря о том, что именно в «трудных романах» суть моего
творчества», — говорил он.
Поэтому ныне принято делить творчество Сименона на две
части: романы о Мегрэ и «не о Мегрэ». Если в книгах о комиссаре писатель
выступает как автор, думающий прежде всего о занимательности, то в остальных
своих произведениях он вторгается в область бытового и психологического
романа. Его книги полны сочувствия к простым людям, стремления проникнуть в
их судьбы, переживаемые ими кризисные ситуации.
Именно поэтому о творчестве Сименона высоко отзывались
многие его современники, в том числе нобелевский лауреат Эрнест Хемингуэй.
Английский писатель Чарлз Сноу писал о Сименоне, что он «знает удивительно широкий
круг людей, гораздо больший, чем любой из писателей XX века, о котором я могу
вспомнить». В его книгах действуют тысячи персонажей, и ни один не походит на
другого.
В конце жизни Жорж Сименон перестал писать романы,
перейдя на автобиографическую прозу и мемуары. Некоторые свои рукописи,
содержащие откровенные высказывания, он разрешил печатать лишь после своей
смерти.
В свое время писатель с интересом относился к
экранизациям своих произведений и даже участвовал в создании ленты «Ночь на
перекрестке».
«Да, первые фильмы о Мегрэ, снятые в 1932 и 1933 годах, я
смотрел, — рассказывал он. — Когда мой близкий друг Жан Ренуар, которого я
считаю как бы своим братом, снимал «Ночь на перекрестке», мне приходилось выступать
с пояснениями перед зрителями. И даже появляться на экране».
Но потом он перестал смотреть картины, снятые по его
романам, по одной простой причине. Сименон понял, что ни один режиссер в мире
не может полностью угадать замыслы автора, сделать персонажей точно такими,
какими их видел сам автор. «Когда я смотрю фильм, мне кажется, что происходящее
на экране похоже на маскарад.
Очевидно, такое же чувство можно испытать, увидев свою
дочь с совершенно чужим лицом после пластической операции...»
Тем не менее, он продолжал читать рецензии на фильмы,
поставленные по его книгам. А когда в голландском городке Делфзейле была сооружена
статуя комиссара Мегрэ, приехал на открытие памятника вместе с исполнителями
роли комиссара в разных фильмах...
Правда, там присутствовали лишь семь Мегрэ, а всего их
было 28, — свидетельствовал Сименон. В одной только России комиссара играли
три актера, а один — в Японии. Лучшим был все же Пьер Ренуар, брат Жана
Ренуара. Он сумел проникнуть в суть характера Мегрэ. Я был очень дружен с Жаном
Габеном, но он казался мне слишком темпераментным для этой роли. Хорош был
итальянец Джино Черви, но его Мегрэ пел в ванной комнате оперные арии.
...Последний роман Сименона «Оскар», работу над которым
он начал в 1972 году, остался неоконченным. Почему?
«Я понял вдруг, что уже слишком стар для того, чтобы
писать романы», — объяснил писатель.
Какой совет я дал бы тому, кто хочет написать роман? Я бы сказал —
пишите. Й еще: когда работаешь, надо забывать обо всем. Те же законы, что
существуют для ремесленника, стремящегося довести до совершенства дело своих
рук, действительны и для писателя. Надо писать, писать и писать». |