ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, или п о э т и к
а,— раздел литературоведения, в котором дается определение природы литературного
творчества, его видов и форм, его общественного значения и методики анализа
литературного произведения. Т. л. рассматривает проблемы образности и
художественности литературы, изучает понятия стиля, течения, метода, структуры
литературного произведения, жанров и жанровых форм, литературного процесса,
особенностей языка художественной литературы, сюжетосложения, стихосложения.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ — теоретическая часть литературоведения,
входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит-ой
критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем
дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л. ближайшим
образом связана с философией и эстетикой (см.). Разработка таких
вопросов, как вопрос о сущности познания действительности,
следовательно, и поэтического ее познания (ленинская теория отражения),
вопрос об основаниях эстетической оценки, о социальной функции
литературы как одной из форм идеологии и т. п., ставят Т. л. в ближайшую
зависимость от названных дисциплин. Т. л. изучает природу поэтического
познания действительности и принципы его исследования (методология), а
также исторические его формы (поэтика). Основные проблемы Т. л. —
методологические: специфика литературы, литература и действительность,
генезис и функция литературы, классовость литературы, партийность
литературы, содержание и форма в литературе, критерий художественности,
литературный процесс, литературный стиль, художественный метод в
литературе, социалистический реализм; проблемы поэтики в Т. л.: образ,
идея, тема, поэтический род, жанр, композиция, поэтический язык, ритм,
стих, фоника в их стилевом значении. Для марксистско-ленинского
литературоведения существенным является решительное подчеркивание
единства вопросов методологии и поэтики, рассмотрение вторых на основе
первых, четкая связь с методологией при рассмотрении всего круга проблем
поэтики. В силу этого деление проблем Т. л. на проблемы методологии и
поэтики в известной мере условно, так как любой вопрос формы, структуры
литературного произведения может быть поставлен и чисто методологически
(напр. общая постановка вопроса о функции ритма, стиха, фоники и пр. в
литературном произведении и т. п.) и в плоскости поэтики (определенные
исторические и, следовательно, стилевые особенности тех или иных
ритмических, языковых и пр. категорий). С другой стороны, естественно,
методологические вопросы могут быть поставлены лишь при учете
исторического развития литературных форм. Утверждение тесного единства
основных разделов Т. л., характерное для марксизма-ленинизма, отличает
его литературную теорию от старых «теорий словесности» и
формалистических «теорий литературы», где вопросы поэтики
рассматривались якобы вне определенных методологических предпосылок,
чисто описательно, но где в действительности эти предпосылки были лишь
скрыты и носили неизменно идеалистический характер. |