Не
везет нашим литераторам на поединки! Пушкин погиб на дуэли
в 37 лет, а Лермонтов и того ранее — на 27-м году жизни... Понятное
дело, столь
трагический конец столпов русской литературы не дает покоя историкам и
литературоведам вот уже многие десятилетия. Как это случилось?
Почему?
И если раньше, в советские времена, чуть ли не в официальном
порядке считалось, что оба поэта погибли в результате заговора, душой которого
был сам царь, то сегодня есть другие точки зрения.
Царь-то, оказывается, взял на себя все долги А. С. Пушкина.
А сама дуэль великого поэта представляется, судя хотя бы по недавно изданному
сборнику документов «Последний год жизни А. С. Пушкина», едва ли не семейным делом:
дуэлянты-то были женаты на родных сестрах!
Еще более странной выглядит в свете последних исследований
дуэль М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым. Многое в этой истории кажется весьма
непонятным, полагает ростовский историк Игорь Таранов. В первую очередь: а из-за
чего, собственно, Мартынов вызвал Лермонтова на поединок? И вот тут выясняется,
что этого никто толком не знает...
Мало того, о самой дуэли пишут все по-разному! Одни говорят,
что Лермонтов выстрелил в воздух, а потом Мартынов — в него, другие утверждают,
что Мартынов стрелял первым...
Достоверно известно только одно: в салоне Верзилиных, где
якобы и произошла ссора, Лермонтов громко сказал: «Пуаньяр!» (кинжал). И тем самым
нанес оскорбление Мартынову.
Тот, дескать, служил до отставки в Гребенском казачьем полку
и продолжал носить форму этой части, к которой полагался кинжал. Так вот, Мартынов
носил особенный кинжал — больше обыкновенного. Именно это оружие и было предметом
многочисленных острот — в том числе и язвительного Лермонтова. Услышав громко произнесенное
слово «кинжал», по свидетельству очевидцев, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал:
«Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах!» Лермонтов вспылил: нечего
мне указывать! Слово за слово — и дошло до дуэли...
Такова общепринятая точка зрения.
Однако при ближайшем рассмотрении в ней обнаруживается довольно
много натяжек, хотя литературоведы и соглашаются: дурной характер Лермонтова всем
известен. Да и Мартынов был не сахар...
Но вот что интересно: на месте дуэли вместо обычных двух оказались
четыре секунданта: М. П. Глебов (боевой товарищ Лермонтова — лечился в Пятигорске
после ранения), князь А. И. Васильчиков, князь С. В. Трубецкой, ну и, конечно, Монго-Столыпин
— куда же без него: он и в предыдущей дуэли Лермонтова
с де Варантом был секундантом. Тут надо, наверное, сказать, что А. А.
Столыпин, по прозвищу Монго, приходился Михаилу Юрьевичу двоюродным дядей. Но,
будучи на два года моложе племянника, фактически был для Лермонтова братом и
самым близким другом.
Выходит, все четверо были хорошими
знакомыми Лермонтова. И стало быть, его секундантами. С кем же тогда приехал
Мартынов? Да с этой же компанией! Поскольку тоже всех знал, со всеми дружил. А
с Лермонтовым Николай Соломонович Мартынов даже учился в Школе гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Только Лермонтов числился в гусарах —
легкой кавалерии, а Мартынов в кирасирах — тяжелой.
А поскольку «юнкерское братство»
было весьма сильно у офицеров, то непонятно, как это друзья не отговорили
поссорившихся однокашников от поединка. Почему позволили им стреляться, хотя
всем было известно, что в той же юнкерской школе оба — и Лермонтов и Мартынов —
слыли лучшими фехтовальщиками на эспадронах (учебных саблях)? По пятницам они
не раз устраивали «показательные» поединки, собиравшие много зрителей-
юнкеров. И при холодном оружии было куда легче остановить поединок при
появлении первой крови...
«Дипломатия
гражданская и военная». Рис. М. Ю. Лермонтова
Тем не менее секунданты смотрят
сквозь пальцы на то, что дуэлянты собираются стреляться, причем барьер
установлен на десяти., шагах, а сами участники поединка воспользовались не
дуэльными, а дальнобойными армейскими пистолетами. С такой дистанции и при
таком оружии Мартынов, слывший «редким стрелком», мог попадать на
выбор куда угодно.
Получается, при таких условиях дуэль превращалась в убийство.
Или... в показуху! Именно на последнем варианте настаивает историк И. Таранов.
И приводит в защиту своей версии следующие аргументы.
Начнем хотя бы с того, что лишь после гибели поэта секунданты
определились (по жребию!) — для следствия: Васильчиков стал считаться секундантом
Лермонтова, Глебов — Мартынова. А участие в дуэли Столыпина и Трубецкого вообще
скрыли, так как тем грозили за это особо крупные неприятности.
Известно также, что за несколько часов до поединка компания
уже заказала ящик шампанского — что-то собиралась праздновать... Она также не взяла
на поединок врача, зато помимо четырех секундантов пригласила на дуэль еще и зрителей!
И главной причиной дуэли была вовсе не ссора, а желание Лермонтова...
получить отпуск! Как известно, неоднократные просьбы Лермонтова об отставке или
хотя бы об отпуске неизменно отклонялись Николаем I, заявлявшим, что ссыльному
не положено ни того, ни другого.
Но быть может, тогда царь во всем и виноват? Его подручные
подговорили Мартынова, и тот ухлопал опального поэта...
Отнюдь... Такой версии противоречат следующие обстоятельства.
Во-первых, то была уже не первая ссылка поэта, а вторая. Первую
царь отменил по личной просьбе графа А. X. Бенкендорфа. Шеф жандармов фактически
поручился за Лермонтова, а вот прощенный «не оправдал доверия». Так что теперь
«нашла коса на камень»...
Во-вторых, известно, что ссылка эта в какой-то мере носила...
воспитательный характер. Именно так!
Есть сведения, что, прочитав первый вариант знаменитого стихотворения
«На смерть поэта», Николай вовсе не рассвирепел, как этого можно было ожидать, а
просто сказал: «Этот, чего доброго, заменит России Пушкина!» А прочитав «Героя
нашего времени» — представьте себе, монарх читал все новые книги того времени,
— царь написал сестре: дескать, в начале он надеялся, что этим самым героем будет
Максим Максимыч, но был очень разочарован, когда увидел в роли «героя» Печорина.
Николай посчитал, что у Лермонтова не хватило таланта или опыта по-настоящему раскрыть
образ штабс-капитана. А потому царь так и написал: посылая Лермонтова на Кавказ,
он надеется, что там поэт сможет подольше побыть в среде настоящих русских офицеров,
таких, как Максим Максимыч, подальше от «Печориных», и
тогда в будущих главах сможет лучше раскрыть образ истинного «героя нашего
времени»...
Видимо, все эти обстоятельства
были хорошо известны как самому Лермонтову, так и его друзьям. А потому
единственной возможностью для поэта получить отпуск становилось ранение. В
случае же, если оно будет тяжелым, то возможна и полная отставка.
И в боях с горцами поручик
Лермонтов отличался необыкновенной храбростью, по словам очевидцев — вплоть
до безрассудства. Достаточно сказать, что даже будучи посланным в разведку, он
бросался с горсткой людей на многократно превосходящие силы противника.
«Вот
тут и возникает вопрос, — пишет И. Таранов, — а не было ли «безрассудство»
Лермонтова как раз наоборот — предельно хладнокровным расчетом? Что,
если поэт стремился не отличиться на поле брани, а — получить ранение (а вместе
с ним —долгожданный отпуск в Петербург, а то и отставку)? Проницательный читатель
скажет: «Но ведь на войне пуля не выбирает — может ранить, а может и убить!»
Вероятно, Лермонтов понимал это не хуже нас. Поэтому тоже
не считал войну идеальным вариантом для своего замысла. Лучше было бы действовать
наверняка — так, чтобы пуля попала туда, куда надо — в колено, например. Тогда негодность
к строевой службе была бы обеспечена, поэзии это не помешает, а хромать — он и
так прихрамывал.
Но такое ранение может быть обеспечено наверняка, если хороший
стрелок целится с близкого расстояния, не спеша и не нервничая, не опасаясь ответного
огня и уж, конечно, не желая смерти того, в кого стреляет.
Вот какой груз ответственности, получается, возлагал Лермонтов
на своего «противника». И выбрал таковым Мартынова вовсе не случайно. Во-первых,
тот был отменным стрелком. Во-вторых, уже находился в отставке, так что дуэль не
грозила его карьере. И, наконец, в-третьих, Лермонтов достаточно хорошо знал своего
однокашника, был уверен в нем настолько, что мог поручить ему свою жизнь.
Ведь еще когда Михаил Юрьевич ехал в первую ссылку, в Москве
он встретил Мартынова, и они несколько раз завтракали вместе в «Яре». Регулярно
общались они и позже, по возвращении Лермонтова, а также на Кавказе. Офицер П.
И. Магденко, приехавший в 1841 году с Лермонтовым и Монго-Столыпиным в Пятигорск,
вспоминал, как сразу по прибытии Лермонтов обрадовался, узнав, что его приятель
тоже здесь.
Более того, Лермонтов был уверен, что Мартынов, узнав о его
приезде, сразу же прибежит. И тот действительно вскоре пришел.
В руки Мартынову и вручил свою судьбу Лермонтов. Сговорившись,
приятели разыграли дальнейший сценарий, как по нотам. Показная ссора произошла
при свидетелях, у генеральши Верзилиной, где собралась компания молодых людей
в обществе хозяйки и трех ее дочерей.
Разыграть скандал, кстати, было нетрудно: все знали язвительный
характер Лермонтова и его манеру выбрать себе жертву и цепляться к ней с постоянными
придирками. Мартынов с его кинжалом и прозвищем Мартышка прекрасно для этого подходил.
Были ли посвящены в замысел секунданты? Возможно, но не все
— иначе кто-нибудь обязательно проболтался бы. Зато все были уверены, что дуэль
завершится несерьезным ранением или вообще выстрелами в воздух. Поэтому секунданты
побеспокоились о шампанском, чтобы отпраздновать примирение, но не о враче. В конце
концов, опытные боевые офицеры могли бы и сами оказать первую помощь, а город был
неподалеку.
Секундантам и зрителям Мартынов должен был объяснить, что
не выстрелил в воздух, чтобы избежать насмешек за заведомо безопасную дуэль (впоследствии
он так и скажет). Секундант Васильчиков вспоминал, что под дулом пистолета у Лермонтова
было спокойное, даже веселое лицо...
Казалось бы, все
было учтено. Но, как часто бывает в таких случаях, вмешалась незапланированная
случайность. Дуэль была назначена на 7 часов вечера (в середине июля по старому
стилю — еще светло!). Но именно в этот вечер над Пятигорском разразилась небывалая
на памяти его жителей гроза.
Резко потемнело, и Мартынову по существу пришлось стрелять
в глубоких сумерках. Ему бы отложить дуэль или выстрелить в воздух, да, видно,
отставной майор понадеялся на свою выучку и верность руки.
Но целился он довольно долго, так что князь Трубецкой даже
крикнул: «Ну, стреляйте же, господин Мартынов, или я развожу дуэль!» И, как говорится,
попал «под руку»...
Когда прогремел выстрел, Лермонтов рухнул как подкошенной.
Секундант Васильчиков вспоминал, что он даже не схватился за рану, как обычно делают
раненые. Мартынов бросился к нему, опередив секундантов... Поэт был мертв. Пуля
пронзила сердце.
Сделать ничего было уже нельзя. И прямо с места дуэли Мартынов
поехал к коменданту города. Под арест...
По указу Николая I он был сослан на 12 лет в Киев. О гибели
Лермонтова и о самом поэте он . больше ни с кем не говорил, но каждый год в день
роковой дуэли заказывал панихиду по рабу Божьему Михаилу... Только спустя тридцать
лет его уговорили написать мемуары о знакомстве с Лермонтовым и дуэли. Мартынов
начал работу, живо и интересно рассказал о совместной учебе в юнкерской школе и
— остановился. О роковом поединке он так никогда и не написал ни слова. Видно, все
еще переживал... |