Вы знаете Агату Мэри Клариссу Миллер? Никогда не слышали
о такой?.. А Агату Кристи? Ну конечно! Кто же не знает королеву детектива,
писательницу, которая создала двух гениальных сыщиков — Эркюля Пуаро и мисс
Марпл, способных разгадать загадку самого запутанного преступления? Общий
тираж книг о них превысил миллиард экземпляров только на английском языке, и
примерно столько же еще издано на ста с лишним языках народов мира,
В чем же секрет популярности книг Агаты Кристи?
Поначалу как будто ничто не предвещало ни великих тайн,
ни особых секретов. Родилась наша героиня в 1890 году в приморском городе-курорте Торкуэй на юге Англии. Правда, место это
довольно необычное для туманного Альбиона: вместо смога и моросящего дождя —
солнце, пальмы и цветы, пляжи и веселая толпа загорающих курортников.
И детство будущей писательницы было не совсем обычным.
Она училась не в школе, не в колледже, а получила, как сообщается в
справочниках, «домашнее образование».
Сама Агата относилась к такому времяпровождению с
большим одобрением. «У меня,— вспоминала она, — было абсолютно счастливое
детство — мало уроков, зато масса свободного времени...»
Впрочем, среди уроков у нее был и один необычный: обычно
ведь взрослые читают или рассказывают детям на ночь сказки. А тут мать как-то
попросила Агату придумать какую-нибудь историю. Такое занятие дочке понравилось,
и она стала придумывать их чуть ли не каждый вечер. Самые интересные затем записывались.
Так что можно сказать, наша героиня стала писательницей еще в детстве. Только
сама она пока об этом не догадывалась.
Когда Агата подросла, ее стали занимать совершенно другие
вещи. Так, в возрасте двадцати с небольшим лет она увлеклась авиацией.
Точнее, авиатором. И в 24 года вышла замуж за капитана Королевских ВВС
Арчибальда Кристи.
Но тут началась Первая мировая война, муж попал на фронт,
а Агата Кристи добровольно пошла работать сиделкой в госпиталь Красного Креста
в своем же родном Торкуэе. И чтобы не заснуть во время долгих ночных дежурств,
она стала сочинять длинную детективную историю, которая в конце концов превратилась
в роман «Таинственные дела в Стайлсе». Главным героем в нем был блистательный
детектив — эксцентричный бельгиец Эркюль Пуаро.
Правда, публикации, романа пришлось ждать несколько лет.
После окончания войны Кристи предлагала рукопись в разные издательства, но
везде получала вежливый отказ. Агата успела написать еще несколько вещей,
родить дочь Розалинду, прежде чем в 1920 году одно из издательств сочло
возможным предложить ей 100 фунтов за «Дела в Стайлсе».
Деньги были небольшие, но начало было положено. И до 1926
года Кристи написала и опубликовала множество рассказов, пьес, романов, пробуя
себя в разных жанрах. Кроме детективов она писала любовные истории, фантастику,
шпионские триллеры.
Когда она все успевала? «А я, как обычная колбасная фабрика,
работаю непрерывно, — отвечала на такие вопросы Агата. — Слава богу, я могу
писать везде. Замысел романа никогда не представлял для меня трудности. Раньше
сюжеты приходили мне в голову, когда я просто спокойно сидела в ванне и выкладывала
на край ее яблочные зернышки. Иногда сюжет рождался, когда я гуляла или мыла
посуду. Обычно я трачу на книгу три-четыре месяца, но однажды я написала роман
за шесть недель».
Не все произведения получались одинаково удачными, но уже
в 1925-м вышел ее первый шедевр — роман «Убийство Роджера Экройда», в котором
также действовал Пуаро. Это была первая книга Кристи, опубликованная крупнейшим
лондонским издательством «Коллинз».
Когда выяснилось, что роман имеет успех, руководство
издательства решило не рисковать и закупило писательницу на корню, подписав с
ней так называемый «пожизненный контракт». И не прогадало: взаимовыгодное
сотрудничество продолжалось полвека; оно было прервано только в связи со
смертью Агаты Кристи.
Но до того еще произошло множество других событий.
Так, в 1926 году собственная жизнь писательницы
неожиданно превратилась в детектив. Да такой, что распутывала его вся читающая
Англия! Но разгадка не найдена по сей день. А случилось вот что.
Пока Агата мыла посуду, занималась маленькой дочерью и
писала книги, ее муж завел собственный роман. С молодой машинисткой. Агата
узнала об этом, лишь когда однажды утром муж попросил развод.
С Агатой случился нервный припадок, несколько часов она
пролежала в постели. А вечером того же дня — 3 декабря 1926 года — вышла из
дому, села в свой автомобиль и... исчезла.
На следующее утро машину нашли брошенной на обочине в
пяти милях от дома. Полиция объявила розыск, а поскольку Агата Кристи к тому
времени была уже популярной писательницей, о пропаже тут же объявили все
газеты.
Целых десять дней газетчики гадали, найдут ли
писательницу живой и здоровой, выдвигали разные версии ее исчезновения: похищение
с целью выкупа, самоубийство, шпионские разборки или даже вмешательство...
потусторонних сил. Досталось и ее мужу: весть о предстоящем разводе достигла
ушей
полиции, и кое-кто из детективов был склонен
предполагать, что к исчезновению Агаты мог быть причастен сам Арчибальд,..
Однако на 11-й день целую и невредимую писательницу
обнаружили в Харрогейте (графство Йоркшир), в небольшом курортном отеле, где
она была записана под именем Терезы Ниль.
Причем сама Агата Кристи утверждала, что абсолютно ничего
не помнит: ни как она здесь очутилась, ни своего настоящего имени, А своим
соседям и хозяину она рассказала, что только что прибыла из Южной Африки. И
только неделю спустя управляющий отеля, регулярно читавший газеты, обратил
внимание на внешнее сходство своей постоялицы с опубликованной фотографией
пропавшей писательницы. Он позвонил в полицию, детективы приехали и стали
выяснять, что же случилось.
Но Агата стойко придерживалась версии: дескать, она
ничего не помнит. Медицинские эксперты выдвинули предположение, что временная
потеря памяти (амнезия) могла быть следствием нервного перевозбуждения. Но эта
гипотеза тоже не отличалась большой достоверностью.
В общем, так или иначе, но теперь Агату Кристи знала и
жалела вся Англия. Арчибальду пресса изрядно потрепала нервы. Тем не менее
развод все-таки состоялся. В 1928 году Арчибальд Кристи окончательно ушел,
оставив жене свою фамилию. А еще год спустя, путешествуя по странам Ближнего Востока, Агата Кристи познакомилась с
известным британским археологом сэром Максом Мэллоуном. Вскоре они поженились,
и Агата Кристи, ставшая теперь Агатой Мэри Клариссой Кристи Мэллоун, получила
возможность ввести в свои романы и восточные мотивы. Выезжая вместе с мужем в
Сирию и Ирак на раскопки, она вскоре сама поднаторела в археологии; романы
«Смерть на Ниле», «Убийство в Месопотамии» или «Свидание со смертью» лишний
раз могут это подтвердить.
Дальнейшая жизнь Агаты Кристи не отличалась особыми
потрясениями. По ее собственным подсчетам, к концу жизни она написала 83
детектива, свыше сотни рассказов, 15 пьес, шесть любовных романов под
псевдонимом Мэри Уэстмакотт и кое-что еще... В общей сложности 137 томов
полного собрания сочинений.
Это своеобразный рекорд; немногие из писателей могут
похвастать большей плодовитостью. И уж абсолютным мировым достижением стала
ее пьеса «Мышеловка».
Она появилась на свет при обстоятельствах не совсем
обычных. К юбилею королевы, супруги тогдашнего английского короля Георга V,
компания «Би-Би-Си» решила сделать сюрприз: поставить радиопьесу, автора
которой выберет лично Ее Величество. Та попросила: пусть пьесу напишет Агата
Кристи.
Агата написала, пьеса прозвучала по радио. Потом Кристи
переделала ее для сцены.
«Я помню, когда этот спектакль только был поставлен, я
сказала артистам: «Мы можем продержаться несколько месяцев, не более».
Однако все вышло иначе. 25 ноября 1952 года в лондонском
театре «Амбассадор» при полном аншлаге состоялась премьера спектакля, которому
суждено было стать театральной легендой. Спустя 22 года, уже побив рекорд (более
8800 представлений), «Мышеловка» перекочевала на сцену театра «Св. Мартин»,
которую не покидала более четверти века. И так дошла до наших дней, до
юбилейного 20-тысячного спектакля.
7 декабря 2000 года к небольшому театру в лондонском
Вест-Энде было приковано внимание всего мира. Все ждали мирового рекорда — и
он состоялся. В двадцатитысячный раз была сыграна пьеса, написанная полвека
назад.
За эти годы в. спектакле были заняты 318 актеров и
актрис, костюмеры отгладили более 140 километров платьев, а само действие посмотрели
около 10 миллионов зрителей. И это еще не конец. Англичане, верные традициям,
продолжают ходить на «Мышеловку» из года в год, как в музей. Их поддерживают и
многочисленные туристы. Так что последнего спектакля мы с вами, наверное, не
дождемся.
Сама же Агата Кристи последние годы жизни провела в
скромном провинциальном городке Уоллингфорде. Она умерла в январе 1976 года и
похоронена на кладбище еще более скромной деревушки Чолси.
Агата Кристи неохотно давала интервью, все ее рассказы о
себе сводились к скупым перечислениям: «Люблю поесть. Не выношу даже запаха
алкоголя. Много раз пыталась понять, что же такого хорошего в курении, но не
разберусь, наверное, до конца жизни. Обожаю цветы, схожу с ума по морю и по
пустыням, испытываю смертную скуку в кино, не люблю телефона и вообще резких
дребезжащих звуков, а также городской жизни...»
И лишь однажды она позволила себе более подробные
воспоминания. В интервью, опубликованном в австралийском журнале «Острэлэшн
пост», она приоткрыла секреты своей литературной «кухни»:
«Когда я пишу книгу или рассказ, герои их не списаны с
каких-либо реально существующих лиц, которых я знала близко в течение
длительного времени. Однако время от времени я не могу противостоять тому,
чтобы не сделать словесный портрет с человека, на которого я бросила
мимолетный взгляд. Это может быть лысеющий мужчина, женщина с птичьим
профилем, пожилой англичанин на морском курорте.
Даже похожий на гнома Пуаро, которого считают самым
популярным литературным детективом после Шерлока Холмса, был вызван к жизни
потоком бельгийских беженцев, которых я видела во время своей работы в госпитале,
в годы Первой мировой войны...»
К сказанному остается добавить, что когда началась Вторая
мировая война, Агата Кристи, чья слава уже стала поистине всемирной, снова
пошла работать в больницу при Лондонском университете. Опять-таки простой
сиделкой.
Но никогда и нигде, ни при каких обстоятельствах, она больше не
упоминала о. ее знаменитом «исчезновении»! Эта тайна так и осталась до конца
не разгаданной... |