В первой главе происходит любопытный разговор Воланда с Берлиозом и
Иваном. Предметом их спора стали пять доказательств бытия Божьего.
Католик Фома Аквинский, будучи философом и теологом, в своем труде
«Сумма теологии» изложил пять аргументов, доказывающих существование
Бога.
- Ex motu, или доказательство через движение. Аквинский
предполагал наличие некоего «недвижимого движителя», который приводит в
движение все вокруг. То есть первоначальное движение невозможно без
действий кого-то или чего-то.
- Ex causa, или доказательство через первопричину. Все
происходящее есть не что иное, как следствие кого-то или чего-то.
Логично полагать, что существует производящая причина всех обусловленных
вещей.
-
Ex contingentia, или доказательство через необходимость. Среди всех
предметов и вещей существуют такие, которые могут быть - существовать, а
могут и не быть – не существовать. Но нельзя полагать, что в мире
абсолютно все зависимо, иначе должно быть что-то, являющееся полностью
независимыми и самодостаточным.
- Ex gradu, или доказательство от степеней бытия. Все во Вселенной
имеет разную степень совершенства. Значит, нечто должно обладать
абсолютным совершенством в неограниченной форме.
- Ex fine, или доказательство через замысел, целевую причину. Во
вселенной есть единый порядок, то есть существует некая согласованность
всех вещей. Но невозможно, чтобы сам мир согласовывал все в единый
порядок. Значит, вполне уместно полагать, что должен существовать некий
разумный создатель и организатор.
Шестой аргумент в пользу существования Бога был предложен
Иммануилом Кантом. Но, по мнению Воланда, немецкий философ «как бы в
насмешку над самим собой, соорудил собственное шестое доказательство».
Кантовское доказательство можно считать нравственным. Философ
утверждал, что наша цель – это достижение «величайшего блага или высшей
благодати». То, что нам следует достигнуть, должно быть реальным для
достижения. Но «величайшего блага» достигнуть невозможно, если отрицать
существование Бога и загробной жизни.
В разговоре на Патриарших Воланд предлагает и седьмое
доказательство. Именно оно и будет представлено Берлиозу немного позже,
когда трамвай отсечет ему голову. Князь тьмы просит своих собеседников
хотя бы поверить в существование дьявола. «Имейте в виду, что на это
существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! И вам оно сейчас
будет предъявлено». Всего через несколько минут у Берлиоза не останется причин не доверять
словам Воланда. Седьмое доказательство можно назвать эмпирическим, так
как председатель МАССОЛИТа ценой собственной жизни убедился в
существовании дьявола. Этот факт и есть седьмое доказательство Божьего
бытия. Литературный критик и философ Попов П.С., который также являлся и
лучшим другом Булгакова, тщательно изучал вопросы, связанные с
доказательством существования Бога. |