«Как мы пишем вдвоем? Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по
редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые».
Так отшучивались Илья Ильф и Евгений Петров, когда их спрашивали,
почему это у них общее литературное хозяйство. Но на деле все было гораздо сложнее...
Одно время в нашей стране было модно работать целыми литературными
бригадами. Об этом, например, вспоминает К. Г. Паустовский, которого Максим Горький
хотел было включить в состав одной такой бригады, которая должна была описать историю
какого-нибудь промышленного предприятия. Константин Георгиевич воспротивился этому,
поехал в Петрозаводск в одиночестве и привез оттуда
«Судьбу Шарля Лонсевиля» — повесть,
которую переиздают и перечитывают и поныне. А кто сейчас помнит бригадную «Историю
заводов»?
Ильф и Петров такую вот бригаду создали. И на первый взгляд
вполне добровольно. А дело было так...
Евгений Петров на самом деле родной младший брат знаменитого
писателя Валентина Катаева, автора известной повести «Белеет парус одинокий».
Когда Евгений Петрович подрос, то вслед за старшим братом
ринулся в литературу. А поскольку фамилия была уже занята, взял себе псевдоним,
превратив отчество как бы в фамилию — традиция, довольно распространенная среди
журналистов.
В середине 20-х годов XX века Евгений Петров работал в газете
«Гудок», где вместе с ним трудились Юрий Олеша, Михаил Булгаков и Илья Ильф. Ильф,
кстати, это тоже псевдоним: настоящая фамилия Ильи Арнольдовича — Файнзильберг.
Сюжет про двенадцать стульев где-то услышал и подарил своему
брату Валентин Катаев. Но тот, видимо, побоялся, что сам сразу с дюжиной стульев
не справится, и выделил половину Ильфу. В общем, в итоге они стали каждый день
засиживаться допоздна в редакции, придумывая и описывая приключения разбегающегося
по стране мебельного гарнитура и гоняющихся за ним героев.
Причем поначалу потомку турецких янычар Остапу Бендеру отводилась
в романе вспомогательная роль проходного героя. Но появившись на странице однажды,
он вовсе не захотел исчезать из книги и нахально лез в каждый эпизод, пока не потеснил
всех героев, сделавшись центральной фигурой.
Но почему это вдруг одессит Бендер вдруг стал турком? Тут,
оказывается, все тоже непросто, В городе Одессе, откуда были родом и Ильф, и Петров,
жили люди самых разных национальностей. И Бендера хотели поначалу сделать греком.
Но потом вспомнили, как в Одессе одно время происходила поголовная «туркенизация»,
если можно так выразиться.
Во время Гражданской войны и белые, и красные с большим подозрением
относились к евреям, грекам и прочей «швали», как тогда выражались.
И тогда одесситы всеми правдами и неправдами стали записываться
в турки. И уж, конечно, такой возможности не мог упустить великий комбинатор Остап
Сулейман Берта Мария Бендер-бей.
Разобравшись с именем и главными героями, Ильф и Петров писали
главу за главой, пока не подошли к финалу. Тут ребром встал вопрос: что делать
с Бендером?
«Участь героя, решилась жребием, — пишут сами авторы в предисловии
к продолжению «Двенадцати стульев» — роману «Золотой теленок». —В сахарницу были
положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две
куриные косточки. Вынулся череп — и через полчаса великого комбинатора не стало.
Он был прирезан бритвой».
Поставив последнюю точку, авторы стали искать такого отчаянного
редактора, который бы напечатал рукопись. Это оказалось довольно непростой задачей.
Во-первых, роман получился смешным. А «что за смешки в реконструктивный
период?» - спросил авторов некий «строгий гражданин из числа тех, что признали
советскую власть несколько позже Англии и чуть раньше Греции». Во-вторых, что было
еще хуже, роман получился сатирический. А сатиру, как известно, сильные мира сего
любят еще меньше, чем юмор. В общем, дело с напечатанием застопорилось. И неизвестно,
чем бы все кончилось, если бы, в конце концов, в журнале «30 дней» не нашелся один
сверхотчаянный редактор.
Что это был за человек, говорит хотя бы такой факт. В свое
время, в начале 20-х годов, он издавал в Петрограде «Синий журнал», который отличился
тем, что объявил конкурс на самую глупую рожу города. И когда все претенденты
на это звание кончились, редакция опубликовала объявление такого рода: «Спешите
увидеть! Сегодня и больше никогда! Наш главный редактор сегодня вечером войдет
в клетку, чтобы в компании с тигром выпить чашку кофе с пирожным...»
Понятное дело, вечером цирк ломился от зрителей. В назначенный
час возле клетки с тигром появилась фигура в черном смокинге и цилиндре. Открыв
дверцу, фигура вошла в клетку, залпом опрокинула в рот чашку
кофе, затолкала туда же пирожное и молниеносно ретировалась. И когда до
ошарашенного тигра дошло, что вместе с посетителем ушел, возможно, и его ужин,
то бедняга так разволновался, что его пришлось полчаса отливать холодной водой
из брандспойта.
Вот этот-то отчаянный человек и
взялся опубликовать роман. Обещание он свое выполнил, и наутро после выхода в
свет очередного номера «30 дней» Ильф и Петров проснулись знаменитыми. И стали
думать, что делать дальше. И неизвестно, до чего бы они додумались, если бы на
них не нажали читатели. Читающая публика потребовала — именно так! — чтобы
авторы немедленно оживили Остапа Бендера и написали продолжение романа.
После некоторого раздумья Ильф и
Петров капитулировали, и три года спустя после «Двенадцать стульев», в 1932 году,
выпустили в свет «Золотого теленка». Где и рассказали подробно, как Остап Бендер,
избежавший смерти благодаря успехам отечественной медицины и отделавшийся лишь тонким
шрамом на горле, в компании новых подручных организовал облаву на подпольного миллионера
Корейко. Роман разошелся с не меньшим успехом, чем первый. Авторы совсем уж было
возгордились и собирались было написать третью часть романа, чтобы получилась трилогия,
да не вышло. К середине 30-х годов шутить в СССР стало совсем уж опасно. А в
1937 году умер от туберкулеза Илья Ильф.
Евгений Петров попытался было писать в одиночестве, но придумать
больше, чем «Мой друг Илья Ильф», ничего не смог. Да и то работа шла туго: каждая
строчка напоминала, что друга больше нет...
Тогда он попытался найти другого напарника, написал пару
киносценариев в соавторстве с Г. Мунблитом. Но тут началась война. Евгений Петров
стал фронтовым корреспондентом и в 1942 году погиб, разбившись во время очередного
вылета на бомбардировщике.
Так Остап Бендер остался круглым сиротой. И удалось ли ему
переквалифицироваться в управдомы, как он собирался, осталось неизвестным. Хотя
можно предположить, что таланты великого комбинатора в нашей огромной стране не
остались бы без применения. Вон у него нынче сколько подражателей!
Говорят, каждый
может написать одну хорошую книгу — про свою жизнь. Но почему многие этого так
и не делают, другие — пишут десятки томов, а третьи
действительно останавливаются на первой книге? Что писатели «выдумывают из
головы>к а что просто берут из окружающей жизни? Может ли книга повлиять на
жизнь общества или, по крайней мере, самого автора? Почему одни книги
становятся знаменитыми сразу, а других не замечают десятилетиями
Давайте
перестанем задавать вопросы и попробуем поискать ответы хотя бы на некоторые
из них. |