Пятница, 22.11.2024, 18:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2014 » Июнь » 5 » РАЗВЕДЧИК БУДУЩЕГО
15:45
РАЗВЕДЧИК БУДУЩЕГО
Еще при жизни английского писателя-фантаста Герберта Джорджа Уэллса бытова­ла такая легенда. Дескать, он сам — заблудив­шийся путешественник во времени. Его ма­шина времени отказала, вот он и остался в XIX веке. И принялся описывать хорошо ему известное будущее.

Однако на самом деле Г. Уэллс родился в 1896 году невдалеке от Лондона, в маленьком городке Бромли. Его отец был владельцем посудной лавки, в которой продавались также принадлежно­сти для игры в кри­кет. В молодости отец сам подрабаты­вал, участвуя в мат­чах крикетистов, но, сломав ногу, должен был отказаться от этого занятия и стал садовником.

Однако и лавка, и садоводство прино­сили столь малые до­ходы, что мать буду­щего писателя вско­ре после рождения сына вновь была вынуждена поступить эконом­кой в поместье, где до своего замужества слу­жила горничной.

Так что мальчиком никто особо не занимал­ся. И начальное образование он получил в част­ной школе в Бромли, весьма похожей, по его собственным словам, на захудалые учебные за­ведения, описанные в свое время Чарлзом Дик­кенсом. На восьмом году жизни с ним произо­шло такое же несчастье, как и с отцом: он сло­мал ногу и на долгое время оказался прикован к постели.

Единственное, что он мог делать, так это читать. И юный Герберт с головой ушел в чте­ние. В своем «Опыте автобиографии», опубли­кованном на склоне лет, он вспоминает среди книг, особенно поразивших его воображение, «Приключения Артура Гордона Пима» Эдгара По, «Парижские тайны» Эжена Сю, а также... труды по вопросам истории, геологии и естест­вознания. Этими областями знания он потом и занимался, став взрослым.

Впрочем, до занятий литературой было еще далеко. Сразу же после школы Герберт был определен учеником в магазин. Затем некото­рое время работал в аптеке, урывками изучая латынь и посещая среднюю школу. Затем вновь оказался за прилавком мануфактурной лавки.

Дальнейшие перспективы казались безра­достными. Два его брата со временем стали торговцами мануфактурой, но Герберта это не прельщало. Его угнетало унылое однообразие будней. Тогда он решил самостоятельно подго­товиться к экзаменам на звание помощника учителя. Вскоре он успешно их сдал и начал работать в школе.

Это место было лучше, чем работа в лавке, но вскоре и оно перестало устраивать будущего пи­сателя. Ему удается заинтересовать своей особой попечительский совет школы и получить право на стипендию для дальнейшего обучения.

Так он стал студентом Империал-коллед­жа и уехал в Лондон. Основная сфера его инте­ресов в колледже — естественные науки. Герберт Уэллс занимается физиологией, анатоми­ей, биологией; слушает лекции и работает в лаборатории Гексли — одного из крупнейших ученых-физиологов тех лет.

Однако напряженные занятия, при крайне скудных средствах подорвали здоровье Уэлл­са. В 1887 году врачи обнаружили у него симп­томы туберкулеза. Несколько месяцев ушло на лечение.

Лежа в постели, Уэллс снова читает, а за­тем пробует и сам писать. Уже первая его рабо­та — повесть «Аргонавты хроноса» была опуб­ликована в 1888 году.

Однако ни критиков, ни самого Уэллса ее качество не устраивает. И со временем этот же сюжет будет переработан в первый роман Уэллса — всем известную «Машину времени». Он выходит в свет в 1895 году и приносит начинающему писателю первый успех.

В промежутке между этими двумя публикациями Герберт Уэллс успел сделать еще многое. Выздоровев, он успешно сдал экзаме­ны в университете и начал работать школь­ным учителем. В 1891 году он женился на сво­ей двоюродной сестре, но брак оказался не­удачным и вскоре распался.

Отчасти это произошло по вине самого Уэллса, который объявил себя поборником теории свободной любви, на что в консерватив­ной Англии смотрели весьма косо.

Через некоторое время Уэллс женился вто­рой раз, более удачно, и продолжал работать, много и плодотворно. До начала Первой миро­вой войны из печати выходят его романы «Ос­тров доктора Моро» (1896), «Человек-неви­димка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на Луне» (1901), «Пища богов» (1904), «Война в воздухе» (1908) и другие.

Уэллс становится признанным писателем- фантастом. Одновременно он пробует свои силы и в написании бытовых романов, в которых критики отмечали связи с диккенсовской тра­дицией. Однако «Любовь и мистер Льюишем» (1900), «Киппс» (1904), «История мистера Пол­ли» (1910), «Жена сэра Айзека Хармана» (1914) и другие произведения бытового жанра все же пользовались меньшим успехом у читателей, и со временем были благополучно позабыты.

Впрочем, и в фантастических романах Уэллс не только рассказывает о необыкновен­ных открытиях, но и размышляет о быте буду­щего, социальном устройстве грядущего обще­ства. Так, в «Машине времени» и «Борьбе миров» обрисовывается довольно мрачная кар­тина, когда научные открытия и технические. достижения обратятся против человека и чело­вечества.

В «Машине времени» герой совершает по­лет в далекое будущее. Во время полета он представляет себе людей будущего счастливы­ми и радостными. Но на деле видит совершен­но иное. Они, как и его современники, разде­лены на два лагеря — элоев и морлоков.

Грациозные, изящные элои живут на по­верхности земли, наслаждаются солнечным светом, красотой природы, а в это самое время глубоко под землей трудятся обезьяноподоб­ные, существа — морлоки. Непосильный труд согнул их спины, подавил разум, темнота под­земелья лишила их зрения. Они уже не похо­жи на людей.

Но и элои тоже деградировали, ведя сущест­вование, лишенное смысла. Они превратились в беззащитных и ничтожных существ, всецело зависящих от морлоков. А те по ночам выбира­ются из-под земли и пьют кровь элоев. Так про­тиворечия между теми, кто трудится, и теми, кто живет трудом других, были доведены Уэлл­сом до предела.

В «Борьбе миров» речь идет о нападении марсиан на Землю, на жителей Англии. Мар­сиане намного опередили землян в развитии техники. Они изобрели межпланетные снаря­ды и достигли с их помощью Земли. Но от­нюдь не для того, чтобы нам помочь. С помо­щью тепловых лучей они уничтожают города, леса, всякую живность. Спокойно и планомер­но осуществляется истребление человечества.

Марсиане сами превратились в усовершен­ствованные машины. Они свободны от пере­живаний, от чувств, обходятся без сна, рабо­тая по 24 часа в сутки.

Уэллс пишет, что и люди со временем упо­добятся марсианам: «Мы с нашими велосипе­дами, коньками, пушками, ружьями и т. д. только начинаем ту эволюцию, которую мар­сиане уже проделали». И только случай спаса­ет человечество: кровожадные пришельцы оказались бессильны перед вирусом гриппа.

Этот же принцип сочетания фантастики с бытовыми реалиями использован в романе «Че­ловек-невидимка». После многих лет научных изысканий ученый Гриффин открыл секрет превращения человека в «невидимку». Он по­лагает, что став невидимым, приобретет огром­ную власть над людьми. Однако на деле все по­лучилось иначе. Чтобы его не заметили, он вы­нужден ходить голышом во всякую погоду. Но все же, дождь и снег, дают возможность обывателям обнаружить его по следам и блеску воды на коже. Гриффина травят, словно экзотического зверя, и, в конце концов, он погибает.

В романе «Первые лю­ди на Луне» рассказано о полете на Луну жителей Земли — исследователя Кейвора и писателя Бед­форда, от лица которого и ведется повествование. Кейвор создал вещество, «непроницаемое для всех форм лучистой энергии» и благодаря этому свойст­ву «преграждающее вли­яние притяжения», т.е. создающее невесо­мость. Двое землян поднимаются ввысь и ле­тят «так же быстро, как снаряд, пущенный в бесконечное космическое пространство».

Когда они опускаются на поверхность Луны, обилие и вид местных богатств кружат Бедфор­ду голову, од мечтает о создании акционерного общества и личном обогащении. А Кейвора бес­покоит совсем иное: «Правительства и держа­вы, проникнув сюда, будут воевать из-за лун­ных территорий... Если я разглашу мой секрет, планета..,, очень скоро будет усеяна трупами».

В романе «Пища богов» речь идет об изоб­ретении особой субстанции, содействующей быстрому росту живых организмов, превраще­нию людей в гигантов. И здесь же ставится вопрос о судьбе такого открытия. Как складыва­ются отношения появившихся гигантов — Де­тей Пищи — с обществом? «Мы появились слишком рано... Мир был совсем не готов к на­шему приходу и даже к появлению менее зна­чительных гигантов, которых породила Пи­ща», — говорит ученый Редвуд. Дети-гиганты оказываются в трагическом положении, хотя они и «чувствуют в себе необъятные силы для великих дел». Научное достижение оборачи­вается бедствием.

Наука не всегда ведет к благу. Эта точка зрения Герберта Уэллса со временем укрепля­ется, когда он видит, к чему ведут свой народ большевики, в одной стране и фашисты — в другой. И если в книге «Россия во мгле», на­писанной после поездки в Советскую Россию, Уэллс называет Ленина «кремлевским мечта­телем» и просто не верит, что обрисованные ему планы когда-нибудь претворятся в жизнь, то к фашизму его отношение еще бо­лее негативное. В 30-е годы Уэллс занял ак­тивную антифашистскую позицию, в годы Второй мировой войны выступал за всемер­ную поддержку СССР.

Характер фантастики в произведениях Уэллса этих лет заметно меняется. «Кому ин­тересны причуды мистера Парэма с улицы Уайт-Холл, когда мы ежедневно можем на­блюдать г-на Гитлера в Германии? — писал он в 1934 году. — Реальность принялась подра­жать моим книгам и готова заменить меня».

В «Самовластии мистера Парэма» описан воображаемый фашистский переворот в Анг­лии. В «Игроке в крокет» осуждается полити­ка невмешательства в войну в Испании. Образ «игрока в крокет» — это образ обывателя, ста­новящегося пособником фашизма. «Пусть мир идет ко всем чертям! Что бы там ни было, но в половине первого я играю с тетушкой в крокет!» Безымянный «игрок в крокет» опа­сен своей мнимой аполитичностью, которая оказывается в действительности орудием ре­акционных сил.

В произведениях писателя усиливается са­тирическое начало, идущее в английской ли­тературе от Свифта. В романе «Бэлпингтон из Блэпа» рассказана история человека, созна­тельно приходящего к фашизму и принимаю­щего его. Главный герой лишается своего че­ловеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам, оправдывает реакцию, ста­новится защитником устанавливаемых ее си­лами порядков. И в итоге он провозглашает тост за начало войны, которая принесет гибель и ему самому.

Писатель дожил до конца Второй мировой войны, увидел, как члены антигитлеровской коалиции общими усилиями сломали хребет на­цистскому зверю. Уэллс умер в 1946 году. А его книги продолжают жить и по сей день. И вот почему.

Творчество Уэллса оказало большое влия­ние не только на развитие современной на­учной фантастики — его идеи ощущаются в творчестве А. Кларка, А. Беляева, И. Ефремо­ва, братьев Стругацких. Изобретения Уэллса по сей день продолжают интересовать ученых-исследователей.

Так, проблема создания искусственной пи­щи несколько десятилетий разрабатывалась в СССР под руководством академика А. Н. Не­смеянова. В своей книге «Пища будущего», написанной совместно с профессором В. М. Бе­ликовым, академик рассказал, какими спосо­бами можно осуществить мечту Уэллса, что уже сделано и что еще предстоит сделать.

Только что, летом 2001 года, американски­ми учеными была открыта отрицательная гра­витация. Если это открытие подтвердится, по­явится реальная возможность путешествий в космос по рецепту Кейвора — героя романа Уэллса.

Продолжаются работы по созданию невидимости. Уже получена специальная жид­кость, позволяющая делать на некоторое вре­мя прозрачными конверты и прочие бумаж­ные и хлопчатобумажные вещи. Недавно в газетах писали о прозрачном хомячке, которо­го сделали таким исследователи США. Не­сколько лет назад наши исследователи запа­тентовали этакую «шапку-невидимку» — уст­ройство, позволяющее сделать невидимым даже огромный самолет.

Принципиальную возможность путешест­вия во времени теоретически доказали россий­ский исследователь И. Новиков и его амери­канские коллеги, В общем, дело за малым: ос­талось изготовить машину времени и отпра­виться в путешествие...

И вполне справедливо, что во время тор­жеств, посвященных 100-летию со дня рожде­ния писателя, кто-то из журналистов назвал Г. Уэллса разведчиком будущего. Его идеи и мечты постепенно начинают осуществляться.

Категория: ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 1706 | Добавил: admin | Теги: хрестоматития по литер, я познаю мир тайны литературы, к урокам литературы, интересноо писателях, о литературном произведении, удивительная литература | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0