Еще при жизни английского писателя-фантаста Герберта Джорджа
Уэллса бытовала такая легенда. Дескать, он сам — заблудившийся путешественник
во времени. Его машина времени отказала, вот он и остался в XIX веке. И принялся
описывать хорошо ему известное будущее.
Однако на самом деле Г. Уэллс родился в 1896 году невдалеке
от Лондона, в маленьком городке Бромли. Его отец был владельцем
посудной лавки, в которой продавались также принадлежности для игры в крикет.
В молодости отец сам подрабатывал, участвуя в матчах крикетистов, но, сломав
ногу, должен был отказаться от этого занятия и стал садовником.
Однако и лавка, и садоводство
приносили столь малые доходы, что мать будущего писателя вскоре после
рождения сына вновь была вынуждена поступить экономкой в поместье, где до
своего замужества служила горничной.
Так что мальчиком никто особо не
занимался. И начальное образование он получил в частной школе в Бромли,
весьма похожей, по его собственным словам, на захудалые учебные заведения,
описанные в свое время Чарлзом Диккенсом. На восьмом году жизни с ним произошло
такое же несчастье, как и с отцом: он сломал ногу и на долгое время оказался
прикован к постели.
Единственное, что он мог делать, так это читать. И юный Герберт
с головой ушел в чтение. В своем «Опыте автобиографии», опубликованном на склоне
лет, он вспоминает среди книг, особенно поразивших его воображение, «Приключения
Артура Гордона Пима» Эдгара По, «Парижские тайны» Эжена Сю, а также... труды по
вопросам истории, геологии и естествознания. Этими областями знания он потом и
занимался, став взрослым.
Впрочем, до занятий литературой было еще далеко. Сразу же
после школы Герберт был определен учеником в магазин. Затем некоторое время работал
в аптеке, урывками изучая латынь и посещая среднюю школу. Затем вновь оказался за
прилавком мануфактурной лавки.
Дальнейшие перспективы казались безрадостными. Два его брата
со временем стали торговцами мануфактурой, но Герберта это не прельщало. Его угнетало
унылое однообразие будней. Тогда он решил самостоятельно подготовиться к экзаменам
на звание помощника учителя. Вскоре он успешно их сдал и начал работать в школе.
Это место было лучше, чем работа в лавке, но вскоре и оно
перестало устраивать будущего писателя. Ему удается заинтересовать своей особой
попечительский совет школы и получить право на стипендию для дальнейшего обучения.
Так он стал студентом Империал-колледжа и уехал в Лондон.
Основная сфера его интересов в колледже — естественные науки. Герберт Уэллс занимается
физиологией, анатомией, биологией; слушает лекции и работает в лаборатории Гексли
— одного из крупнейших ученых-физиологов тех лет.
Однако напряженные занятия, при крайне скудных средствах подорвали
здоровье Уэллса. В 1887 году врачи обнаружили у него симптомы туберкулеза. Несколько
месяцев ушло на лечение.
Лежа в постели, Уэллс снова читает, а затем пробует и сам
писать. Уже первая его работа — повесть «Аргонавты хроноса» была опубликована
в 1888 году.
Однако ни критиков, ни самого Уэллса ее качество не устраивает.
И со временем этот же сюжет будет переработан в первый роман Уэллса — всем известную
«Машину времени». Он выходит в свет в 1895 году и приносит начинающему писателю
первый успех.
В промежутке между этими двумя публикациями Герберт Уэллс
успел сделать еще многое. Выздоровев, он успешно сдал экзамены в университете и
начал работать школьным учителем. В 1891 году он женился на своей двоюродной сестре,
но брак оказался неудачным и вскоре распался.
Отчасти это произошло по вине самого Уэллса, который объявил
себя поборником теории свободной любви, на что в консервативной Англии смотрели
весьма косо.
Через некоторое время Уэллс женился второй раз, более удачно,
и продолжал работать, много и плодотворно. До начала Первой мировой войны из
печати выходят его романы «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка»
(1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на
Луне» (1901), «Пища богов» (1904), «Война в воздухе» (1908) и другие.
Уэллс становится признанным писателем- фантастом. Одновременно
он пробует свои силы и в написании бытовых романов, в которых критики отмечали связи
с диккенсовской традицией. Однако «Любовь и мистер Льюишем» (1900), «Киппс»
(1904), «История мистера Полли» (1910), «Жена сэра Айзека Хармана» (1914) и другие
произведения бытового жанра все же пользовались меньшим успехом у читателей, и со
временем были благополучно позабыты.
Впрочем, и в фантастических романах Уэллс не только рассказывает
о необыкновенных открытиях, но и размышляет о быте будущего, социальном устройстве
грядущего общества. Так, в «Машине времени» и «Борьбе миров» обрисовывается довольно
мрачная картина, когда научные открытия и технические. достижения обратятся против
человека и человечества.
В «Машине времени» герой совершает полет в далекое будущее.
Во время полета он представляет себе людей будущего счастливыми и радостными. Но
на деле видит совершенно иное. Они, как и его современники, разделены на два лагеря
— элоев и морлоков.
Грациозные, изящные элои живут на поверхности земли, наслаждаются
солнечным светом, красотой природы, а в это самое время глубоко под землей трудятся
обезьяноподобные, существа — морлоки. Непосильный труд согнул их спины, подавил
разум, темнота подземелья лишила их зрения. Они уже не похожи на людей.
Но и элои тоже деградировали, ведя существование, лишенное
смысла. Они превратились в беззащитных и ничтожных существ, всецело зависящих от
морлоков. А те по ночам выбираются из-под земли и пьют кровь элоев. Так противоречия
между теми, кто трудится, и теми, кто живет трудом других, были доведены Уэллсом
до предела.
В «Борьбе миров» речь идет о нападении марсиан на Землю, на
жителей Англии. Марсиане намного опередили землян в развитии техники. Они изобрели
межпланетные снаряды и достигли с их помощью Земли. Но отнюдь не для того, чтобы
нам помочь. С помощью тепловых лучей они уничтожают города, леса, всякую живность.
Спокойно и планомерно осуществляется истребление человечества.
Марсиане сами превратились в усовершенствованные машины.
Они свободны от переживаний, от чувств, обходятся без сна, работая по 24 часа
в сутки.
Уэллс пишет, что и люди со временем уподобятся марсианам:
«Мы с нашими велосипедами, коньками, пушками, ружьями и т. д. только начинаем ту
эволюцию, которую марсиане уже проделали». И только случай спасает человечество:
кровожадные пришельцы оказались бессильны перед вирусом гриппа.
Этот же принцип сочетания фантастики с бытовыми реалиями использован
в романе «Человек-невидимка». После многих лет научных изысканий ученый Гриффин
открыл секрет превращения человека в «невидимку». Он полагает, что став невидимым,
приобретет огромную власть над людьми. Однако на деле все получилось иначе. Чтобы
его не заметили, он вынужден ходить голышом во всякую погоду. Но все же, дождь
и снег, дают возможность обывателям обнаружить его по следам и блеску воды на коже.
Гриффина травят, словно экзотического зверя, и, в конце концов, он погибает.
В романе «Первые люди на Луне» рассказано о полете на Луну
жителей Земли — исследователя Кейвора и писателя Бедфорда, от лица которого и ведется
повествование. Кейвор создал вещество, «непроницаемое для всех форм лучистой энергии»
и благодаря этому свойству «преграждающее влияние притяжения», т.е. создающее
невесомость. Двое землян поднимаются ввысь и летят «так же быстро, как снаряд,
пущенный в бесконечное космическое пространство».
Когда они опускаются на поверхность Луны, обилие и вид местных
богатств кружат Бедфорду голову, од мечтает о создании акционерного общества и
личном обогащении. А Кейвора беспокоит совсем иное: «Правительства и державы,
проникнув сюда, будут воевать из-за лунных территорий... Если я разглашу мой секрет,
планета..,, очень скоро будет усеяна трупами».
В романе «Пища богов» речь идет об изобретении особой субстанции,
содействующей быстрому росту живых организмов, превращению людей в гигантов. И
здесь же ставится вопрос о судьбе такого открытия. Как складываются отношения появившихся
гигантов — Детей Пищи — с обществом? «Мы появились слишком рано... Мир был совсем
не готов к нашему приходу и даже к появлению менее значительных гигантов, которых
породила Пища», — говорит ученый Редвуд. Дети-гиганты оказываются в трагическом
положении, хотя они и «чувствуют в себе необъятные силы для великих дел». Научное
достижение оборачивается бедствием.
Наука не всегда ведет к благу. Эта точка зрения Герберта Уэллса
со временем укрепляется, когда он видит, к чему ведут свой народ большевики, в
одной стране и фашисты — в другой. И если в книге «Россия во мгле», написанной
после поездки в Советскую Россию, Уэллс называет Ленина «кремлевским мечтателем»
и просто не верит, что обрисованные ему планы когда-нибудь претворятся в жизнь,
то к фашизму его отношение еще более негативное. В 30-е годы Уэллс занял активную
антифашистскую позицию, в годы Второй мировой войны выступал за всемерную поддержку
СССР.
Характер фантастики в произведениях Уэллса этих лет заметно
меняется. «Кому интересны причуды мистера Парэма с улицы Уайт-Холл, когда мы ежедневно
можем наблюдать г-на Гитлера в Германии? — писал он в 1934 году. — Реальность принялась
подражать моим книгам и готова заменить меня».
В «Самовластии мистера Парэма» описан воображаемый фашистский
переворот в Англии. В «Игроке в крокет» осуждается политика невмешательства в
войну в Испании. Образ «игрока в крокет» — это образ обывателя, становящегося пособником
фашизма. «Пусть мир идет ко всем чертям! Что бы там ни было, но в половине первого
я играю с тетушкой в крокет!» Безымянный «игрок в крокет» опасен своей мнимой аполитичностью,
которая оказывается в действительности орудием реакционных сил.
В произведениях писателя усиливается сатирическое начало,
идущее в английской литературе от Свифта. В романе «Бэлпингтон из Блэпа» рассказана
история человека, сознательно приходящего к фашизму и принимающего его. Главный
герой лишается своего человеческого достоинства, приспосабливается к обстоятельствам,
оправдывает реакцию, становится защитником устанавливаемых ее силами порядков.
И в итоге он провозглашает тост за начало войны, которая принесет гибель и ему самому.
Писатель дожил до конца Второй мировой войны, увидел, как
члены антигитлеровской коалиции общими усилиями сломали хребет нацистскому зверю.
Уэллс умер в 1946 году. А его книги продолжают жить и по сей день. И вот почему.
Творчество Уэллса оказало большое влияние не только на развитие
современной научной фантастики — его идеи ощущаются в творчестве А. Кларка, А.
Беляева, И. Ефремова, братьев Стругацких. Изобретения Уэллса по сей день продолжают
интересовать ученых-исследователей.
Так, проблема создания искусственной пищи несколько десятилетий
разрабатывалась в СССР под руководством академика А. Н. Несмеянова. В своей книге
«Пища будущего», написанной совместно с профессором В. М. Беликовым, академик рассказал,
какими способами можно осуществить мечту Уэллса, что уже сделано и что еще предстоит
сделать.
Только что, летом 2001 года, американскими учеными была открыта
отрицательная гравитация. Если это открытие подтвердится, появится реальная возможность
путешествий в космос по рецепту Кейвора — героя романа Уэллса.
Продолжаются работы по созданию невидимости. Уже получена
специальная жидкость, позволяющая делать на некоторое время прозрачными конверты
и прочие бумажные и хлопчатобумажные вещи. Недавно в газетах писали о прозрачном
хомячке, которого сделали таким исследователи США. Несколько лет назад наши исследователи
запатентовали этакую «шапку-невидимку» — устройство, позволяющее сделать невидимым
даже огромный самолет.
Принципиальную возможность путешествия во времени теоретически
доказали российский исследователь И. Новиков и его американские коллеги, В общем,
дело за малым: осталось изготовить машину времени и отправиться в путешествие...
И вполне справедливо, что во время торжеств, посвященных
100-летию со дня рождения писателя, кто-то из журналистов назвал Г. Уэллса разведчиком
будущего. Его идеи и мечты постепенно начинают осуществляться. |