Известный британский писатель Артур Кларк — литератор со странностями.
И дело, похоже, не только в его весьма почтенном возрасте — он родился в 1917 году.
И даже не в его добровольном затворничестве — еще в 1956 году он оставил туманный
Альбион и с тех-пор практически безвылазно живет на далеком острове Шри-Ланка.
Уникальность писателя прежде всего в том, что он обладает
даром предвидения. Впервые он открыл свой талант, когда в конце 40-х годов предсказал
появление космических спутников связи и даже определил их будущую орбиту. До сих
пор в космических кругах вместо привычного термина «геостационарная орбита» иногда
говорят «орбита Кларка».
Впрочем, сам Кларк не любит, когда его называют пророком.
«Я не пророк, а экстраполятор», — говорит он о себе, подчеркивая, что его предсказания
появляются не благодаря высшим>силам, но благодаря силе разума.
Так или иначе, но Артур Кларк продолжает делать поразительные
прогнозы. Он был первым, кто предсказал возможность тотального сбоя в работе компьютерных
систем, ныне известного как «Проблема 2000». Ему же принадлежат прогнозы о всеобщем
развитии компьютерной техники, пагубном влиянии промышленности на экологию планеты
и т. д.
Кларк верит, что со временем человечество перейдет на новую
ступень эволюции. Тогда станет возможным не только появление экстрасенсорных способностей
у всех и каждого, но даже физическое перерождение людей. Они сольются с Космическим
Разумом и навсегда покинут Землю, которая, как убежден писатель, служит для нас
своего рода детским садом...
Сочинять фантастические рассказы Кларк начал еще в школе.
Тем не менее, в журналисты или литераторы он не пошел, а поступил на физико-математическое
отделение Лондонского университета, которое закончил с отличием. Занимался инженерной
деятельностью. В годы Второй мировой войны служил в военной авиации, принимал участие
в наладке первой радарной установки на Британских островах.
Печататься начал лишь после войны, в 1947 году; когда ему
исполнилось уже 30 лет. Но зато быстро добился признания. Уже за первые романы о
космосе он был награжден премиями Небьюла и Хьюго. За научно-популярные книги и
статьи международная организация ЮНЕСКО — подразделение Организации Объединенных
Наций, которое занимается культурой, — наградило его премией Калинга.
На первый взгляд, кажется, что Артур Кларк пошел по стопам
своих предшественников — ЛСюля Верна и Герберта Уэллса. В его книгах есть и беллетризованная
популяризация достижений науки, и легкий юмор, и плакатные, упрощенные образы
героев, воплощающих идеалы добра. Однако он вовсе не стал затворником, как Жюль
Берн, или снобом, как Герберт Уэллс.
В 50-е годы Артур Кларк увлекся подводным плаванием и киносъемками
жизни моря. Он даже переселился поближе к теплому морю и с 1956 года, как уже говорилось,
живет в Республике Шри-Ланка, на Цейлоне, неподалеку от города Коломбо. Впрочем,
и связи с родиной он не теряет — Кларк является членом Королевского астрономического
общества Великобритании, в 40—50-е годы был председателем Британского общества
межпланетных сообщений.
,,В 1964—1968 годах писатель Начал работать в кино. Совместно
с режиссером Стэнли Кубриком он создал сценарий фильма «2001 год: космическая одиссея»
по своему же роману. Кинокартина, как и книга, имела большой успех.
Вскоре писатель был приглашен в США для участия в передачах
о высадке американских астронавтов на Луну. В 1970 году он совместно с Н. Армстронгом,
М. Коллинзом и Э. Олдрином выпустил документальную книгу «Впервые на Луне».
Он и по сей день, несмотря на почтенный возраст, продолжает
работать, выпуская книгу за книгой, а в промежутках между ними успевает публиковать
статьи, очерки, эссе и интервью.
Последние десятилетия Кларка все более занимает проблема:
откуда появился человек и что ждет человечество в будущем? Что (или кто) определяет
его судьбу? Какие законы управляют Вселенной?.. В связи с этим особый интерес представляет
роман «Конец детства». Сюжет его вкратце таков. Власть на Земле захватывают пришельцы,
называемые «Высшими правителями», которые, в свою очередь, лишь исполняют повеления
«Сверхразума». «Правители» превращают Землю в царство рационального порядка, изобилия
и полного отсутствия насилия. Но вместо того, чтобы привести ко всеобщему благоденствию,
сытая кормушка приводит к тотальному вырождению человечества, В финале наступает
апокалипсис — взрыв планеты Земля и переход ее в энергетическое состояние. Все взрослые
погибают, и лишь дети, еще не зараженные грехами родителей, вместе с освобожденными
силами Земли смогут, предполагает Кларк, слиться с таинственным «Сверхразумом»,
стать его частью.
Такая концепция кое в чем напоминает мечтания К. Э. Циолковского
о будущем превращении нашей планеты в разумное существо, питающееся космической
энергией. Однако у Кларка вера в таинственные космические силы соединяется с ироническим
отношением * к традиционным религиям. В итоге «правители» в романе имеют обличье
дьяволов — черные крылья, рожки на голове и т. д. Писатель полагает, что в каждой
религии, будь то христианство, мусульманство или буддизм, есть свое рациональное
зерно — это отзвук тех представлений о космических пришельцах, которые сохранились
в памяти первобытных людей.
Проблема общения с Высшим Разумом так или иначе освещается
и в других произведениях фантаста,
В романе «2001 год: космическая одиссея» появление человека
на Земле связывается с воздействием на первобытных обитателей нашей планеты таинственного
Лунного Камня — гигантского кристалла-компьютера ТМА-1. Это он учит их уму-разуму.
Через три миллиона лет, в 2001 году, этот Лунный Камень, полагает
писатель, возобновит свое взаимодействие с ранее созданным им человечеством. Космонавт
Дэвид Боумен, отправляющийся в дальнюю космическую экспедицию, чувствует себя «Чрезвычайным
и Полномочным Послом всего Человечества», призванным разгадать загадку Камня —
гигантского параллелепипеда, обнаруженного в окрестностях Юпитера. Преодолев множество
препятствий, в том числе и схватку со «взбесившимся» роботом, герой как бы попадает
внутрь Камня, который оказывается устройством, способным порождать космические
тела и даже планетные системы, или, как представляется герою, «гигантом, играющим
с планетами».
Боумен и сам познает некие высшие тайны Вселенной, превращается
во всемогущее существо. Однако «хотя сейчас он был хозяином мира, он не совсем
был уверен, что делать дальше. Но он придумает что-нибудь». Такой нотой осторожного
оптимизма заключает писатель свое повествование.
Интересно, что, рассуждая о далеком будущем, Артур Кларк
всегда пытался одновременно повлиять своим творчеством и на порядки современного
ему общества. Так, первая публикация второй части «Космической одиссеи» привела
к скандалу в СССР, поскольку была посвящена космонавту А. Леонову и академику А.
Сахарову, находившемуся тогда в ссылке, а в списке экипажа космолета то и дело встречались
фамилии диссидентов, которых ЦК КПСС старался изгнать из страны. Впрочем, справедливости
ради укажем, что в третьей части писатель осуждает также и экстремистов из «Соединенных
Штатов Южной Африки» за терроризм, распространяемый в межпланетном масштабе.
Писатель всегда с большим интересом следил за тем, что происходит
в нашей стране, подхватывал интересные идеи, выдвигаемые нашими специалистами.
Так, в «Фонтанах Рая» он, опираясь на идею советских ученых И. Арустанова и Г. Полякова,
рисует картину создания «космического лифта», а затем и целого «ожерелья Земли»,
состоящего из цепи спутников, висящих над планетой.
«Империя Земли» — еще одна вариация писателя на тему игры
космоса с человечеством. Кларк показывает, что человечество не может остановиться
в своем развитии, оно должно все время совершенствоваться. Иначе его ждет деградация.
Об этом говорят комические образы «Дочерей Революции» — наследниц идей Ленина,
Мао и некоего Балунги. Им противопоставлена фигура главного героя романа, Дункана
Макензи, жителя планеты Титан. Совершенствуя свой разум, он чувствует, что по-своему,
«в своем малом масштабе играет в бога».
И наконец, многотомный роман «Свидание с Рамой». В нем снова
анализируется ситуация двойного конфликта: человечество, расселившееся в XXII веке
по разным планетам Солнечной системы, вместо того чтобы объединиться перед неведомой
космической опасностью, продолжает жить в мелких дрязгах. Каждый тянет одеяло на
себя, мнит себя хозяином положения, жаждет управлять другими. А в результате именно
недооценка ситуации, враждебное отношение к «Раме» — гигантскому космическому спутнику,
вошедшему в Солнечную систему, чуть не приводит ко всеобщей катастрофе.
По-своему писатель встретил и новое тысячелетие. Он позволил
себе опубликовать прогноз, что нас ждет в скором и отдаленном будущем.
Итак, 2001 год: исследовательский аппарат «Галилео» обнаружит
подтверждения существования жизни в океане на Европе, спутнике Юпитера.
2002 год: на рынок поступит первый низкотемпературный ядерный
реактор для бытовых нужд. Люди постепенно откажутся от нефтяного топлива. НАСА
отправит к Марсу автоматический корабль с марсоходом на борту (это предсказание,
кстати, сбылось досрочно — такой планетоход был высажен на Красную планету в прошлом
году).
год: появится первый в истории клон человека.
год: на Землю будут доставлены образцы марсианского грунта.
2009 год: в огне ядерного взрыва погибнет крупный город в
одной из стран третьего мира.
2011 год: в Марианской впадине глубоководный аппарат снимет
на кинопленку самое большое животное на планете — 75-метрового спрута!
2014 год: из отработанных ступеней «Шаттлов» начнется сооружение
отеля на орбите Земли.
2019 год: в ледовый щит Северного полюса врежется крупный
метеорит. В этом же году будет создан искусственный мозг.
2021 год: первый человек высадится на Марсе.
год: из ДНК динозавров методом клонирования будет воссоздана
древняя рептилия.
год: в инфракрасном диапазоне удастся засечь осмысленные
сигналы, идущие из центра Галактики.
2061 год: возвратится комета Галлея. На ядро кометы высадится
группа космонавтов.
2095 год: появятся космические аппараты, развивающие скорости,
близкие к скорости света.
2100 год: начало эры межзвездных перелетов.
Главным же своим предсказанием он считает вот какое. Человечество
ныне стоит на пороге обретения биологического бессмертия. Вскоре наступит время,
когда мозг каждого отдельного человека может быть «перегружен» в новый носитель,
которым может стать другой организм или кибер.
«Механизм переноса» сходен с тем, как ныне происходит копирование
сложнейших программ, Перекачивание информации из блока памяти на чистую дискету,
— говорит Кларк. — Причем скопированный интеллект может быть помещен и в клонированную
форму человека, что обеспечит появление полной физиологической и интеллектуальной
копии организма».
Сам же писатель в надежде вновь возродиться в форме клона
предпринял нетрадиционную акцию. Прядь его волос будет отправлена в сторону Млечного
Пути базирующейся в Хьюстоне (США) американской компанией «Встреча: 2001».
«Будет интересно, если когда-нибудь некая сверхцивилизация наткнется на
космическую «посылку» и воспроизведет меня», — шутит Кларк. — И я вовсе не прочь
побывать в другом времени». |