Пятница, 09.12.2016, 16:30

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [53]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Статистика

Форма входа


Главная » 2014 » Июнь » 5 » ПРЕДСКАЗАНИЯ ЭДГАРА ПО
15:47
ПРЕДСКАЗАНИЯ ЭДГАРА ПО
Обычно, когда речь заходит об этом амери­канском поэте и прозаике, вспоминают, что он написал знаменитое стихотворение «Ворон», да несколько рассказов о раскрытии преступ­лений, благодаря которым, как говорят совре­менные критики, «возникла особая ветвь в ли­тературе — детективный жанр».

Все это действительно так. Эдгар Аллан По действительно сформулировал несколько пра­вил, которые затем использовали в своей работе многие писатели-детективщики. В частности, по мнению Э. По, куда интереснее, когда пре­ступление разгадывает не полицейский, состо­ящий на государственной службе, а некий ори­гинал-любитель. Он же придумал и то, что место будущего преступления может казаться совершен­но недоступным для посторонних, между тем преступник на­ходит остроумный способ войти, сде­лать свое черное де­ло и незамеченным выскользнуть. Ули­ки могут храниться на самом виду, но об­наружить их спосо­бен только человек с аналитическим складом ума. И наконец, преступником, как правило, оказывается тот, на кого поначалу меньше все­го падает подозрение...

Когда знакомишься с творчеством Эдгара Аллана По внимательнее, неожиданно для се­бя открываешь, что тонкий аналитический ум писателя был способен на большее: использо­вав россыпь фактов,- которые были известны, казалось бы, всем, он делал неожиданные вы­воды, открытия и даже мистические прогно­зы, которые сбывались десятилетия спустя. Вот хотя бы несколько тому примеров.

В 1884 году в суде разбиралось страшное дело. 28 июня того же года из английского порта Саутгемптон к далеким берегам Австра­лии вышла яхта «Миньонетт» с экипажем из четырех человек. Среди просоленных морских волков оказался и новичок — сбежавший от родителей семнадцатилетний парень. Звали его Ричард Паркер.

Яхта попала в шторм и затонула. А ее эки­паж оказался в спасательной шлюпке без за­пасов еды и питьевой воды. Шестнадцать дней дрейфа сломили людей. Первым не выдержал юноша — он стал пить морскую воду и быстро ослабел. И остальные... съели его.

Когда морских скитальцев подобрало судно «Монтесума», кто-то проболтался об этой траге­дии. Дело дошло до суда. Газета «Тайме» стала описывать ход судебного процесса, и тут кто-то вспомнил, что еще полвека назад, в 1838 году, все подробности трагедии описал Эдгар По в своей «Повести о приключениях Артура Гордо­на Пима». Совпало даже имя погибшего — в книге его тоже зовут Ричард Паркер.

Интересно, что Эдгар Аллан По оказался ро­доначальником некоего жанра литературных предсказаний. Вскоре там же, в Нью-Йорке, ма­лоизвестный писатель Морген Робертсон выпу­стил в свет роман, в котором есть такой эпизод.

Пассажиры отправляются в путь через Ат­лантику на корабле «Титан», который, «стре­мительно плывя через туман... протаранил айс­берг... Предсмертные вопли трех тысяч охва­ченных ужасом пассажиров взмыли к небу».

И далее с дотошностью следователя писа­тель приводит характеристики корабля и подробности катастрофы. Длина лайнера 243 ме­тра, водоизмещение 45 тысяч тонн, мощность двигателей 75 тысяч лошадиных сил, макси­мальная скорость 25 узлов, четыре трубы, три винта, две мачты... Приводит и такую деталь: «Непотопляемый, несокрушимый лайнер имел на борту значительно меньше шлюпок, чем предусматривалось морским правом...»

Заметим, что в 1898 году, когда роман вы­шел в свет, подобных кораблей в мире не было. Книга получилась не очень интересной, и о ней вскоре забыли. Но через 14 лет вдруг выясни­лось, что писатель с большой достоверностью описал гибель «Титаника». Совпали почти все обстоятельства катастрофы и даже... опять-та­ки... фамилии некоторых пассажиров.

Беднягу-писателя хотели даже судить, да потом опомнились: а его-то за что?.. Напро­тив, его бы стоило поблагодарить за предска­зание, да только кто к нему прислушался?..

Но вернемся к Эдгару По. Так вот, сравни­тельно недавно, спустя 100 лет после написа­ния «Повести о приключениях...» в ней отыс­калось и еще одно загадочное предсказание.

Когда уцелевшие после кораблекрушения моряки, наконец, добрались до берега, то их во­ображение поразил ручей с необычной водой. «Она отнюдь не была бесцветна, но и не имела и какого-то определенного цвета; она перели­валась в движении всеми возможными оттен­ками пурпура, как переливаются тона у шел­ка, — описывает Эдгар По эту необычную воду устами Артура Гордона. И далее: «...Набрав во­ды в посудину и дав ей хорошенько отстояться, мы заметили, что она вся расслаивается на множество отчетливо различимых струящихся прожилок, причем у каждой был свой опреде­ленный оттенок, что они не смешивались и что сила сцепления частиц в той или иной прожил­ке несравненно больше, чем между отдельны­ми прожилками. Мы провели ножом поперек струй, и они немедленно сомкнулись, как это бывает с обыкновенной водой, а когда вытащи­ли лезвие, никаких следов не осталось. Если же аккуратно провести ножом между двумя прожилками, то они отделялись друг от друга, и лишь спустя некоторое время сила сцепле­ния сливала их вместе».

Доктор физико-математических наук, про­фессор А. С. Сонин, ознакомившись с этим описанием (книга, кстати, впервые была пере­ведена на русский лишь в 1961 году), с удивле­нием отметил, что Эдгар По в подробностях описал свойства... жидких кристаллов. Они же, между прочим, были открыты лишь пол­тора века спустя после того, как писатель за­кончил свое повествование.

И это, кстати, не единственное произведение одного из самых загадочных писателей XIX ве­ка, где есть подобные прозрения. Например, в 1836 году он написал статью «Шахматный ав­томат Мельцеля», в которой раскрыл тайну зна­менитого робота-игрока, как сказали бы мы се­годня. Эдгар По каким-то образом догадался, что внутри «автомата» помещался настоящий живой игрок небольшого роста, и это именно он обыграл самого императора Наполеона и мно­гих других знаменитостей.

Он же первый изобрел прием, которым за­тем воспользовались Герберт Уэллс и многие другие писатели-фантасты, — преподнес выду­манное им событие как реальность. Так, в рас­сказе «История с воздушным шаром» он в по­дробностях описал полет через Атлантику. В дей­ствительности такое событие состоялось лишь век спустя, но читатели безоговорочно повери­ли в мистификацию. Почему?

Да потому что, как метко подметил Ф. М. Достоевский, «в его способности воображения есть та­кая особенность, ка­кой мы не встречали ни у кого; это сила подробностей».

Эта же сила по­дробностей проявля­ется и в еще одном рассказе Эдгара По — «Разговор с мумией». В нем вообще немало удивительных наме­ков. Так, мумию оживляют с помощью электри­ческого тока. Теперь, посмотрев телесериал «Скорая помощь», многие знают, что именно с помощью электрического разряда действитель­но запускают вновь остановившееся сердце.

Далее, ожившая мумия указывает, что лю­ди способны иногда впадать в длительный ле­таргический сон, что жизнедеятельность чело­века можно на время приостановить (ныне та­кая операция называется анабиозом) и что люди даже способны жить лет по восемьсот.

Увеличить продолжительность жизни уче­ные пытаются и по сей день. Пытаются они также и понять, каким же образом Эдгар По и некоторые другие авторы делали подобные предсказания. И вот до чего додумались.

Одна из самых необычных гипотез начина­ется ссылкой на древнегреческого философа Прокла. Некоторые исследователи предпола­гают, что одновременно может существовать множество миров, одинаковых по своей исто­рии, но сдвинутых относительно друг друга во времени. И тогда, чтобы проникнуть в буду­щее (или прошлое), достаточно «заглянуть» в нужный параллельный мир...

Известный журналист и писатель Виталий Правдивцев считает, что такие способности есть у многих, но далеко не все об этом догады­ваются. Некоторые, правда, в затруднительных случаях полагаются на интуицию, другие — уповают на судьбу... Третьи, подобно А. С. Пуш­кину, чрезвычайно внимательны к приметам. Известно, например, что когда он собирался из Болдино ехать в Петербург, дорогу ему перебе­жал заяц. А в то время длинноухий считался хуже черной кошки. Пушкин приказал вер­нуться и... не попал на Сенатскую площадь, где были его друзья-декабристы.

В наше компьютерное время некоторые уче­ные пытаются осваивать нетрадиционные спо­собы прогнозирования будущего. Так, канди­дат биологических наук Е. А. Файдыш считает, что современные математические методы и по­следние открытия физики «открывают ранее недоступные возможности настройки на разно­образные образы виртуального будущего».

Что из этого получится — покажет будущее.

Во всяком случае, Эдгару Аллану По способ­ности предсказателя счастья не принесли. На­против, жизнь и судьба его оказались трагич­ны. Так что прав оказался Марк Твен, сказав­ший однажды, правда, совсем по другому поводу: «Остерегайтесь делать прогнозы, осо­бенно если они относятся к будущему».

Категория: ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 536 | Добавил: admin | Теги: хрестоматития по литер, я познаю мир тайны литературы, к урокам литературы, интересноо писателях, о литературном произведении, удивительная литература | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0