О знаменитом французском писателе-фантасте написано и сказано
едва ли не больше, чем написал он сам. В основном все указывают на то, каким замечательным
прогнозистом оказался Жюль Верн:
и широкое распространение электричества предвидел, и появление телевидения предугадал,
и развитие авиации предсказал...
Поэтому давайте мы с вами поговорим о другом — о последней
тайне Жюля Верна, которую мир разгадывает до сих пор. Ее разгадка, возможно, кроется
в недавно впервые опубликованном романе-предсказании (да-да, тут нет никакой ошибки
— произведение это увидело свет в 1994—1995 годах), где сделана попытка предсказать,
каким станет мир через сто лет.
Книга эта называется «Париж в XX веке». В ней описывается, какой виделась
французская столица маститому писателю в 1960 году.
Если вы еще не читали ее, то и не торопитесь: скорее всего,
вас постигнет разочарование — этому роману весьма далеко, скажем, до «20 000 лье под водой». И хотя в предисловии
говорится, что он «не столь уж отличается в литературном отношении от других», вы
вскоре сами убедитесь: отличия есть, и весьма существенные. Роман откровенно слаб,
его попросту неинтересно читать. Это же, кстати, сказал автору в свое время и издатель
Этцель: «Вы не созрели для этой книги, вы ее переделаете через двадцать лет».
Но Жюль Берн не переделал. Более того, роман считался настолько
безвозвратно потерянным, что внук писателя Жан Жюль Берн даже не упоминает о нем
в своей книге, изданной в 1973 году.
Впрочем, может быть, роман не упомянут потому, что его в тот
момент вовсе не было?
Выдвинуть столь необычное предположение нас заставляют вот
какие факты.
Известно, что последние годы жизни Жюля Верна-старшего, умершего
24 марта 1905 года в Амьене, в возрасте 77 лет, были омрачены диабетом — тяжелой
болезнью, которая отнимала силы и не давала возможности засесть за любимые рукописи.
Кроме того, давало о себе знать некогда полученное ранение. Так случилось, что
в Жюля Верна стрелял его психически больной племянник. Пуля застряла в тазобедренной
кости, и писатель едва мог ходить — по сути, он стал инвалидом.
На страдания физические налагалась и боль душевная, которую
в течение многих лет причинял писателю его сын Мишель. Мальчик с раннего детства
был непослушен, капризен и всех в доме изводил постоянными требованиями сладкого
или еще чего-нибудь.
Известен случай, когда выведенный из себя громким ревом Мишеля,
отец оторвался от рукописи и вышел из кабинета узнать, что случилось. Жена Онорина
развела руками:
Мальчик просит маятник от старинных часов в гостиной.
Отдайте ему маятник вместе с часами, только пусть уймется!
— приказал Жюль Берн.
Однако, даже получая требуемое, Мишель не унимался. С возрастом
его аппетиты росли, вскоре он стал притчей во языцех во всех окрестностях. За годы
учебы его неоднократно изгоняли из многих школ, пансионов, и даже в частном исправительном
доме он смог продержаться всего восемь месяцев.
В 17 лет Мишель был отдан в лицей Нанта, однако за «преждевременную
испорченность» его вскоре исключили и оттуда. Администрация города даже сочла необходимым
дать писателю совет: надо препроводить сына на некоторое время в городскую тюрьму,
чтобы он мог хотя бы там поразмыслить о последствиях своих поступков.
Отец на это не пошел, но отправил сына с глаз подальше — пристроил
учеником лоцмана на корабль, отплывавший в Индию. Юноша с удовольствием проветрился,
но через восемь месяцев, загорелый и просоленный, вернулся под родительский кров.
И... принялся за старое.
Работать он и не думал, занимался одними лишь развлечениями,
быстро влез в долги, а в дополнение ко всему еще и объявил отцу, что намерен жениться
на актрисе из местного театра.
Молодая пара тут же обзавелась двумя детьми, и они «уселись
на шею» Жюлю Верну уже вчетвером. Мало того, вскоре Мишель решил развестись и женился
вторично, обзаведясь третьим ребенком.
Повторный брак, впрочем, несколько остепенил Мишеля. По совету
жены он занялся музыкой и вскоре, к удивлению всех, сочинил оперу! Она (правда,
на деньги отца) была поставлена на сцене и даже получила кое-какие отклики. Критики,
например, заявили, что музыка «походила одновременно и на Россини, и на Оффенбаха».
Однако это не смутило новоиспеченного композитора. В его голове уже роились новые
честолюбивые планы.
Он бросил сочинять музыку и сказал отцу, что теперь пойдет
по его стопам и попробует свои силы на литературном поприще. Но когда, опять-таки
с помощью Верна-старшего, он опубликовал несколько опусов в издательстве Этцеля,
оказалось, что и тут публика не жаждет одарить Мишеля своей благосклонностью.
Тогда он загорелся новым увлечением — кинематографом. В короткий
срок снял несколько фильмов по романам отца, и... снова прогорел.
Так и пошло: сын затевал какое-нибудь дело, а отец оплачивал убытки, Так было, когда
обанкротилась велосипедная фабрика, разорилось горнорудное предприятие, с треском
лопнула компания по изготовлению калориферов...
В общем, на закате жизни Жюль Верн в письме к брату подвел
печальные итоги: «Я потерял из-за него 200 ООО франков, и воспитание трех его мальчиков
целиком ложится на мои плечи. Что и говорить, конец мой печален...»
Тем не менее он оставил завещание, в котором указал, «чтобы
все мои рукописи, все мои книги, мои карты, моя библиотека, мои бумаги, все без
изъятия, включая ноты, черновые наброски и т. д., немедленно перешли в полную и
безраздельную собственность моего сына Мишеля Верна».
Когда отец умер, Мишель понял, что отныне «спасение утопающих
— дело рук самих утопающих». Тем более что сводные сестры — падчерицы Жюля Верна
— наотрез отказались что-либо ему выделить из общего наследства.
Впервые в жизни Мишель крепко призадумался. И нашел, как
ему показалось, блистательный выход из положения.
В год смерти отца ему было чуть более сорока лет. Окружающие
говорили, что он удивительно походил на своего родителя в том же возрасте, и это
сходство натолкнуло его на мысль. Он засел за изучение бумаг и рукописей отца, и
вскоре выступил в прессе с сообщением, что обнаружил в архиве Жюля Верна романы,
которые тот не опубликовал при жизни.
Таких романов оказалось восемь, и Мишель перечислил их названия,
стараясь заинтриговать почитателей великого фантаста: «Маяк на краю света», «Золотой
вулкан», «Агентство Томпсон и Ко», «В погоне за метеором», «Дунайский лоцман»,
«Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Шторица» и «Удивительные приключения
экспедиции Барсака». Была еще небольшая повесть «Вечный Адам», к которой позже Мишель
добавил сборник новелл «Вчера и сегодня».
И вот перечисленные произведения одно за другим стали выходить
в издательстве Этцеля-младшего (старший Этцель, в свое время подсказавший Жюлю
Верну идею писать романы- триллеры, к тому времени уже умер). И печатались они
вплоть до 1920 года!
Однако с выходом в свет каждого нового произведения в обществе
поднимался все больший шум. Читатели, мягко говоря, не узнавали руки своего кумира.
Поползли слухи о мистификациях: сын, дескать, в надежде подзаработать дописывает
(а то и пишет) произведения за отца.
Назревал скандал, и Этцель-младший, припертый к стене, был
вынужден показать контракт, заключенный с Мишелем Верном. Там черным по белому
было прямо написано, что сын может перерабатывать рукописи отца как полноправный
соавтор. Основанием к этому служило то обстоятельство, что он, дескать, неоднократно
обсуждал с отцом сюжеты многих романов. Издатель продемонстрировал и некоторые
тексты, которые были напечатаны на пишущей машинке Жюля Верна, но правлены рукой
Мишеля.
Шум после этого, как ни странно, несколько поутих. Видимо,
читатели резонно рассудили: читали же они после Дюма-отца и книги его сына. Главное,
чтобы было интересно...
И воодушевленный таким исходом дела Мишель с головой ушел
в работу. Говорят, особенно ему удались «Удивительные приключения экспедиции Барсака».
В романе высказывались оригинальные взгляды, касавшиеся вопросов государства и
права, частной собственности, анархизма и социализма. Этих тем, как известно, Жюль
Верн-отец практически не касался.
Интересно в связи с этим признание самого Мишеля Верна, сделанное
им в кругу друзей. Он заявил, что и сам поневоле заделался фантастом, ибо этот
роман ему пришлось составлять лишь «по заготовкам фраз и мыслей отца».
В 1978 году итальянский журнал «Панорама» опубликовал интервью
с вице-президентом парижского Жюльверновского общества, крупнейшим знатоком творчества
фантаста П. Гондолоделла Рива.
В нем, в частности, прямо сказано, что интервьюируемый «нашел
другого Верна», то есть его сына Мишеля. «Когда отец умер, Мишель пытался коммерчески
использовать его имя и славу, публикуя якобы неизданные произведения Жюля Верна,
написанные в большинстве им самим, Мишелем».
Но ведь и так было известно, что Мишель дописал неоконченный
роман отца «Удивительные приключения экспедиции Барсака»...
Да, но это единственный случай, когда он признал «совместную»
работу. И не потому ли и сам роман оказался единственным из «посмертных», о котором
мы знаем — его рукопись (написанная рукой Мишеля) действительно существует? У всех
же остальных — лишь машинописные копии более или менее завершенного текста с пометкой
«оригинальный».
Так вот, мне удалось получить некоторые тексты от наследников
издателя Этцеля, — продолжает далее вице-президент Жюльверновского общества. — Я
сравнил их с тем, что опубликовал Мишель, — разница огромная! Например, повесть
«Вечный Адам» целиком принадлежит Мишелю. Или «Кораблекрушение «Джонатана» — роман,
который до сих пор считается политическим завещанием великого фантаста. У Жюля Верна
он обрывается на 16-й главе, Мишель успешно довел его до 31-й главы и изрядно переделал
доставшиеся по наследству, изменил ход событий, даже ввел новые действующие лица.
И тем не менее эти посмертные фальшивки имели успех?
Поразительно, но Мишель, несомненно, стал лучшим писателем,
чем поздний Жюль Берн, у которого сюжет развивался медленно, натянуто, запутанно.
Многие эксперты признают все сочиненное Мишелем, безусловно, положительным и талантливым
с точки зрения требований литературы.
Почему же он так мало написал?
Дело в том, что сразу после смерти отца Мишель опубликовал
в «Фигаро» статью, в которой дал «полный перечень» всех неизданных романов, оставшихся
в архивах отца. Естественно, он вынужден был придерживаться списка. И когда эти
романы опубликовали, «открывать» другие было небезопасно...
Итак, здесь, кажется, все ясно. Берн № 2 выдал себя, что называется,
с головой. Ну а что произошло дальше?
Историк Лев Вяткин в одной из своих публикаций указывает,
что Мишель Берн умер в 1926 году в возрасте 64 лет. «В последние годы он с головой
ушел в издательские дела и всеми силами отбивался от репортеров, которые толпой
ходили за ним в надежде получить какие- нибудь новые сведения о жизни Жюля Верна,
а также о судьбе его огромного архива...»
Сложилась довольно странная ситуация: книги знаменитого фантаста
издавались в невероятном количестве, переиздавались на языках разных народов мира,
однако к подлинным текстам, наброскам и вариантам Мишель Берн не подпускал никого
под тем предлогом, что, дескать, наследие отца еще недостаточно изучено им самим.
Мало что переменилось и после его смерти. Архив перешел к
внуку Жюля Верна — Жану Жюлю Верну, и читающая публика уж было решила, что теперь-то,
наконец, станет ясно, что написал Верн-старший, а что младший. Однако Жан, видимо,
решил продолжить дело своего отца. Он объявил о наличии в рукописном архиве деда
90 научно-фантастических и приключенческих романов,, не считая новелл, рассказов
и всевозможных набросков, но предусмотрительно не стал перечислять их все.
Кроме того, Жан заверил общественность о безусловном допуске
специалистов к архиву; вот только он — наследник — наведет в нем окончательный порядок.
Однако год проходил за годом, внук вовсю пользовался наследственными правами при
переиздании книг деда и не торопился с выполнением обещанного. Лишь в 1973 году
— спустя почти полвека после вступления в наследство, как уже говорилось, он издал
монографию о Жюле Берне, где привел кое-какие из документов, хранящихся в дедовском
архиве.
От нападок литературоведов и журналистов Жан — юрист, занимающийся
судебной практикой в Тулоне — легко отбивался, указывая на закон, запрещающий вмешательство
в частную жизнь, и ссылаясь на собственную занятость. Вот, дескать, он выйдет на
пенсию, и тогда...
Причем сразу же он подыскал возможность обезопасить себя
и от будущих нападок, намекнув, что еще в 1928 году племянница Жюля Верна — Маргарет
де ла Фюи — провела ревизию в архиве, уничтожив многие документы, поскольку, дескать,
«архивы скромностью не отличаются»...
В общем, Жан Жюль Верн отделался от общества одной монографией
и благополучно скончался в апреле 1980 года в возрасте 88 лет.
Архив перешел к его наследникам, правнукам Жюля Верна, и
те решили распорядиться им по своему усмотрению. «Высоко ценящие писателя родственники,
— с сарказмом иронизировал журнал «Экспресс», — запросили за литературное наследие
кругленькую сумму в 8 млн франков».
Мэрия Нанта, родного города великого фантаста, не смогла
найти такую сумму, чтобы приобрести документы для пополнения фондов музея, посвященного
писателю. Министерство культуры Франции тоже отказалось взять на себя долю расходов,
сочтя стоимость архива чрезмерной. Казалось, архив Жюля Верна вот-вот упорхнет
в США, где нашлись богачи, готовые выложить требуемую сумму.
Однако патриотично настроенные.французы взбунтовались. Разразился
публичный скандал, общественность надавила и на семейство наследников, и на правительство
Франции. В конце концов стороны сговорились, архив был выкуплен и поступил на хранение
в нантский музей. Однако... доступ к нему по-прежнему остался закрытым; теперь
уже музейные работники заявили, что сначала необходимо составить и опубликовать
их полную опись.
А пока суд да дело, на свет божий всплыла и была опубликована
еще одна рукопись, приписываемая Жюлю Верну. Действительно ли роман «Париж в
XX веке» принадлежит его перу или тут приложил руку кто-то из продолжателей «семейного
дела», исследователям еще предстоит выяснить. И тогда, возможно, мы наконец-таки
узнаем, скольких же Вернов предлагали нашему читательскому вниманию — двух, трех
или даже четырех?..
Заодно, глядишь, появится и надежда понять, в чем заключалась самая большая
тайна великого фантаста. Почему его архив на протяжении почти столетия столь тщательно
охраняется наследниками?... |