Гомер
использовал стихи не только для услаждения слуха и души,
но и, так сказать, в утилитарных целях. И, оказывается, он не один.
Например, Тит
Лукреций Кар, римский поэт и философ, живший около 99—55 годов до н.э.,
написал поэму «О природе вещей», которая стала классическим
произведением научного естествознания. В ней он изложил учение
последнего блестящего
представителя афинской науки и философии Эпикура (341— 270 годы до
н.э.), который,
в свою очередь, развил учение Демокрита о природе.
Демокрит же был одним из основателей античной атомистики
— учения о том, что все в мире состоит из крошечных частиц — атомов. Атомы, согласно
Демокриту, — некие вечные, неразрушимые, неделимые материальные элементы, различающиеся
формой, величиной и положением в пустоте.
Поразителен размах этой античной теории. Существованием атомов
Демокрит, Эпикур, а затем и Лукреций пытаются объяснить все естественные, психические
и социальные явления. Так, белье сохнет потому, что под действием солнца и ветра
от него отрываются невидимые частицы воды. А рука медной статуи у городских ворот,
к которой прикасаются в поцелуе губы входящих в город, заметно тоньше другой руки,
так как при поцелуе на губах остаются частицы меди.
Атомы находятся в беспорядочном движении, и Лукреций рисует
модель движения атомов, уподобляя его движению пылинок в солнечном луче, ворвавшемся
в темную комнату. Это первая в истории науки картина молекулярного движения, написанная
древним поэтом и философом.
Причем само хаотическое движение атомов Эпикур объясняет
не только «необходимостью», но и некой «свободой воли», то есть случайностью.
Лукреций даже основной принцип материалистической философии
« из ничего ничего не бывает» выразил в стихотворной форме:
За основанье тут мы берем положенье такое: Из ничего не творится
ничто по божественной воле...
Поэт ухитряется запечатлеть в стихах даже устройство Вселенной:
Мир бесконечен в пространстве:
Нет никакого конца ни с одной стороны у Вселенной... Где бы
ты ни был, везде с того места, что ты занимаешь, Всё бесконечной она остается во
всех направленьях.
Этот бесконечный мир не имеет никакого центра. Учение Аристотеля
о естественном центре Вселенной атомисты отвергают.
А современная кинетическая теория материи начинается с картины,
нарисованной Лукрецием:
Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь, которые
Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватке бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя, Или сходясь,
или врозь беспрерывно опять разлетаясь. Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся. Так о великих вещах помогают составить
понятье Малые вещи, пути намечая для их постиженья.
Беспорядочное движение пылинок, описанное Лукрецием, иллюстрирует
броуновское движение. Видимое перемещение пылинок вызвано толчками невидимых атомов:
Так, исходя от начал, движение мало-помалу
Наших касается чувств, и становится видимым также
Нам и в пылинках оно, что движутся в солнечном свете,
Хоть не заметны толчки, от которых оно происходит.
Гениальные догадки древних атомистов предопределили будущее
атомной теории материи. В своей поэме Тит Лукреций Кар также рассказывает о сути
запахов, рассуждает о природе электричества и объясняет, как он понимает множество
других вещей из окружающего нас мира.
И теперь вы знаете, что знаменитые школьные присказки типа
«Сапоги мои того — пропускают Н20» или «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан» имеют очень давнюю историю. И эта замечательная традиция — придумывать считалки,
стишки, даже целые поэмы для описания тех или иных явлений сохраняется и поныне.
Время от времени кто-то сочиняет поэму о жизни червей, рифмует латинские
названия костей скелета, придумывает замечательную фразу о поцелуе Кэт, в которой
зашифрованы спектральные характеристики некоторых классов звезд. Так что возьмите
эту практику на вооружение и вы. |