История с буфетчиком, которого до ужаса напугали сатанисты, имеет
очень любопытное продолжение. Его можно прочитать в черновиках. Встретив
нечистую силу, несчастный старается спастись в храме.
Отреченец – вместо батюшки, комиссионный магазин – вместо церкви,
папиросы заменяют ладан. Не встретить и «ни одного лика святого».
Правда, стоит обратить внимание на тот факт, что Иван Николаевич Понырев
испытывает радость даже от потрепанной и почти стертой иконы, на
которой изображен неизвестный святой. Тем не менее в полной мере
открывается тема осквернения храма Божьего.
Но в конечном варианте романа не встретить ни одного храма, ни
священников. Больше того, даже не упоминается и Храм Христа Спасителя, а
ведь это главный храм на территории всей России.
Довольно
сложно не увидеть этот величественный Храм, гуляя по булгаковской
столице. В самом начале очерка Булгакова «Москва краснокаменная»
написано следующее: «Жужжит "Аннушка", звонит, трещит, качается. По
Кремлевской набережной летит к храму Христа. Хорошо у Храма».
Читатель, который никогда не жил в столице, не заметит ничего
странного в тех строках, где Воланд с крыши Дома Пашкова рассматривает
Москву. «Дух зла и повелитель теней» видит «необъятное сборище дворцов,
гигантских домов и маленьких, обреченных на снос лачуг». Большинство
читателей просто пройдут мимо этой булгаковской подсказки, а чтобы
понять ее в полной мере, необходимо отлично знать как географию, так и
историю Москвы.
Мы все не раз видели парады в столице по телевизору. Давайте
вспомним, какой нам открывается вид с Большого Каменного Моста на символ
столицы - Кремль. Сам Кремль остается по правую сторону от моста.
Впереди располагаются несколько впечатляющих каменных домов, Манеж
находится за ними. Левее моста на Боровицком холме стоит Дом Пашкова.
Взирая Москву с этого дома «с круглой башней», перед нами
предстанет Кремль, впереди чуть левее мы увидим Манеж, а мост будет
располагаться перед нами по правую сторону. Позади останется Музей
изобразительных искусств имени Пушкина. Усадьба Голицыных, где в будущем
и будет место работы Бездомного, находится за Музеем. Поблизости стоит
усадьба Гагариных – немного левее сзади дома Пашкова. Между этими двумя
имениями располагается и усадьба Лопухиных. А вот Храм Христа Спасителя
стоит чуть правее и сзади дома Пашкова.
Однако все эти подробности можно и опустить. Стоит лишь помнить,
что действие происходит в оживленном городском квартале, который
располагается на берегу реки и находится недалеко от правительственной
резиденции. Именно эта часть города и является самым дорогим районом,
поэтому нет ничего удивительного в том, что именно здесь сосредоточено
«необъятное сборище дворцов, гигантских домов». Вот только остается
загадкой – откуда же здесь взялись «обреченные на снос лачуги».
Но все-таки хижины имели место быть в один лишь короткий
промежуток времени – с 1933 до 1937 года. Лачуги здесь располагались
после того, как снесли Храм, и перед тем, как началось строительство
сталинского «Дворца советов». Сам Храм был взорван еще в 1931 году, а
продолжали его разбивать еще около полутора лет. Строительство
сталинского дворца началось лишь в 1937 году. Именно в промежутке между
этими двумя событиями на месте Храма и появились халупы, возведенные без
чьего бы то ни было разрешения. Этот самострой назывался «деревня
Нахаловка». Именно такие домики и видит Воланд с крыши здания. Этот немаловажный факт помогает довольно точно определить время
действия романа: несколько весенних дней с 1933 г. по 1937 г.
Удивительно, но у М.Булгакова было какое-то предчувствие. Ведь еще в
1925 году в своем очерке «Киев-город» писатель упоминает 1932 год –
время вызволения сатаны.
Вся мистика «Мастера и Маргариты» может скрываться именно в этом
отрывке. «Иконы» политбюро приходят на смену уничтоженных иконостасов.
Город, в котором уничтожаются церкви, становится приютом для нечистой
силы и пристанищем для «князя тьмы». Еще Ф.Ф.Зелинский говорил, что
«там, где нет богов, там реют привидения».
Неспроста Воланд смотрит на Москву именно с крыши дома Пашкова.
Это и есть здание Государственной библиотеки. А ведь целью своего визита
в столицу Воланд официально называет необходимость разобрать
обнаруженные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, датируемые
десятым веком. Ведь «князь тьмы» - единственный в мире специалист,
способный справиться с таким делом.
Следует
отметить, что в первой редакции романа 1929 года 12 июня – это дата
сеанса черной магии. Совпадение ли, но именно 12 июня 1929 года
открывался Всесоюзный съезд атеистов, где свои доклады представили
Е.Ярославский и Н.Бухарин. |