Говорят, что писатели чаще всего рассказывают в своих произведениях
случаи из собственной жизни. Впрочем, бывает и так, что и сами сюжеты определяют
дальнейшую биографию писателя. Так получилось с американским
писателем XIX века Германом
Мелвиллом.
Поначалу он прославился
автобиографическими морскими повестями о превосходстве простых и искренних
нравов туземных народов перед современной лживой цивилизацией. А его
социально-философский аллегорический роман «Моби
Дик» во многом определил судьбу самого
писателя.
В центре авантюрного сюжета стоит
борьба воли и человеческого интеллекта с «мировым злом», воплощенном в образе
белого кита. Так говорит о писателе энциклопедия. И если верить ей, то вряд ли
кому захочется даже перелистать этот толстенный том, хотя и снабженный
замечательными рисунками. Мне лично повезло. Я, не заглядывая в энциклопедию,
сразу стал читать эту на редкость необычную книгу.
«Среди людей суеверных ходили о белом ките самые невероятные
слухи, — сразу предупреждает писатель. — Что им движет некая нездешняя сила. Потому
что, нырнув в одном месте, он через несколько минут мог вынырнуть в совершенно
другом— слишком отдаленном даже для кита. Что он вездесущ, потому что его встречали
под разными широтами. И даже что он бессмертен. Китобои говорили, что даже если
целые рощи гарпунов вырастут на его боках и когда-нибудь он все же начнет пускать
кровавые фонтаны, это будет лишь проявлением его дьявольской хитрости.
Однако своей ужасной славой он был обязан не всем этим свойствам,
и не грандиозности своей, и даже не цвету, а той беспримерной расчетливой злобе,
которую он проявлял, нападая на людей».
Согласитесь, такое начало поспорит даже со многими детективными
романами. Впрочем, Герман Мелвилл и написал своеобразный детектив, хотя ныне критики
полагают; что «Моби Дик», безусловно, одно из самых знаменитых произведений так
называемой «серьезной литературы». Во всяком случае, так полагают в Америке.
Но давайте обо всем по порядку.
Над романом «Моби Дик» писатель начал работать в 1850 году,
когда ему было 30 с лишним лет и он уже снискал себе определенную литературную славу.
Однако известность его была вовсе не та, которой он увенчан сейчас.
Популярность ему принесли два первых романа — «Тай-Пи» и «Ому»,
в основе которых лежат описания путешествий американского матроса на экзотические
острова Тихого океана. Вот как характеризует их одна из биографов писателя Лори
Робертсон Лоран: « Это была яркая, артистичная убедительная атака на американскую
экспансию за океаном. Критикуя ее, Мелвилл резко отделил себя от когорты своих
сверстников — молодых энергичных политиков. В том числе и от своего старшего брата
Дансета, верившего, что судьба его страны — править миром».
Сторонники этой точки зрения без стеснения оттяпали у мексиканцев
штат Техас и собирались вообще занять весь континент.
Один из его сверстников даже как-то воскликнул на публике:
«Дух молодой Америки не удовлетворится достигнутым, но раскинет свои юные, крылья
для более дальнего и победоносного полета. Надежда мира будет опираться на эти
крылья».
Герман Мелвилл считал эти высказывания высокомерными. Он
побывал в Полинезии, еще не тронутой цивилизацией, затем на Таити, где колонизаторы
только начинали разворачиваться, и сравнил их с Сандвичевыми островами, по которым
уже прошел «марш цивилизации».
Сравнение оказалось не в пользу Америки. Он полагал, что этот
«дьявольский марш» разрушит жизнь местного населения и развратит самих колонизаторов.
В общем, американцам досталось. Тем не менее, к удивлению
самого писателя, публика расхватывала его романы.
«Этот феномен объясняется довольно просто, — говорит по этому
поводу биограф Мелвилла, профессор Дж. Паркер. — Для широкого читателя в Америке
XIX века Мелвилл был описателем сексуальных похождений янки на экзотических тихоокеанских
островах. После выхода романа «Тай-Пи» Мелвилл стал первым секс-символом Америки...»
Впрочем, нашлись и критики романов Мелвилла. Они отмечали,
что он резко пишет о том зле, которое принесли на Гавайи миссионеры. А потому вскоре
по выходе его роман был сурово раскритикован представителями евангелической церкви.
Так что уже после выхода первого романа Мелвилла вокруг его
имени разразился скандал.
Ну а поскольку Мелвиллы были американскими аристократами
- одними из самых старинных по американским меркам и уважаемых семейств Новой
Англии, то старейшины рода были несколько озадачены, когда Герман, которого все
вокруг считали веселым оболтусом и бродягой, вдруг оказался политическим оппозиционером,
еретиком и национальным секс- символом.
Однако предки рода и сами участвовали в Войне за независимость.
Поэтому самостоятельность суждений была у всех в крови. Кроме того, Мелвиллы отличались
здоровым чувством юмора. В итоге мать Мелвилла сказала соседке в ответ на замечание,
что ее сын защищает дикарей: «Не знаю. Приехав из Полинезии, он никого из нас
не съел, французской болезни не привез, и даже его ужасные манеры не стали хуже».
Тем временем, отплавав свое, знаменитый писатель, аристократ
и холостяк стал достопримечательностью Новой Англии. За ним тут же устроили охоту
невесты со всей округи. Но Герман нашел отличное убежище от их притязаний. Он стал
прятаться от поклонниц в доме верховного судьи, где проводил время с его серьезной
ясноглазой дочерью Лиззи.
Он рассказал ей о тяготах жизни матроса, и она, как Дездемона,
его за муки полюбила. И через несколько месяцев после знакомства они поженились.
Свадьба состоялась весной 1847 года.
«Теперь, старина, о моем литературном китобойном вояже,
— писал Мелвилл в одном из своих писем приятелю Ричарду Дейну. — Издателю я написал
так. Книга представляет собой романтическое приключение, основанное на моем двухлетнем
опыте гарпунера и на одной из тех диких легенд, что ходят между китобоями южных
морей. Тебе же скажу, что книга выходит странной. Конечно, болтовня есть болтовня.
Но в этой книге, кажется, я смешал ворвань с поэзией, которая сочится со страниц,
как сироп с незамерзшего клена. Такая книга по природе своей требует странности.
В ней должна быть та же неуклюжая грация, которая отличает пируэты китов».
Роман был написан быстро. На 760 страниц ушло меньше двух
лет. Отчасти дело пошло так хорошо потому, что автор получил благословение своего
нового друга, тоже писателя, Натаниеля Готорна.
Прозой своего друга Мелвилл искренне восхищался, дружбой дорожил.
Иногда их переписка напоминает письма Пушкина лицейским друзьям.
«Мастер Готорн, я так тебя жду. Мои лучшие
кони уже топчутся у дверей, и все приготовлено — постели, провизия, место для
багажа... А также, заметь, несколько бутылок лучшего «Монтадо-шерри». Мы
будем потягивать его, закусывая жареными гренками, и обмениваться мудрыми
замечаниями, и занимательными историями, и непристойными" шутками всю
ночь напролет. Приезжай, не валяй дурака! А то я пошлю за тобой констеблей...»
Итак, в 1851 году роман был
опубликован. Кто-то из критиков даже назвал его впоследствии американским
вариантом «Медного всадника». Это было захватывающее повествование о
непомерной гордыне капитана Ахава, задумавшего отомстить стихии, и о беспомощной мудрости его
помощника Старбека, не решившегося поднять руку на своего обезумевшего
капитана.
В нынешней американской литературе
этот роман занимает примерно такое же место, как! в русской — «Война и мир» и
«Мертвые души».Или даже большее, поскольку у нас выдающихся писателей
в XIX веке было много, а вот у американцев, как считается, один Мелвилл.
Объяснение этому дается довольно неожиданное. Для американцев
Тихий океан в то время был таким же кормильцем, как лес для русского крестьянина.
Отсюда и такое внимание ко всему, что связано с морем, и в том числе к роману
«Моби Дик».
Но сам роман весьма странно повлиял на своего создателя. Ему
как бы передалась часть безумия и упрямства его главных героев.
На закате жизни Мелвилл сжег множество писем, в том числе
все свои письма к жене. И потому о его личной жизни известно немного.
После того как критика поначалу в пух и прах разнесла и «Моби
Дика», и следующий роман Мелвилла «Пьер», весельчак сильно изменился. Он перестал
появляться на людях, стал отшельником.
Про него стали рассказывать, что он, как и капитан Ахава,
тоже несколько повредился в уме, бьет жену и скандалит с детьми.
Драма усугубилась разрывом со старым другом Натаниелем Готорном.
Тот почти одновременно с «Моби Диком» выпустил в свет свой главный роман «Алая
буква», принесший ему не только литературную славу, но и такую общественную репутацию,
что вскоре он был назначен американским консулом в Ливерпуль.
Профессор Мэрилендского университета Роберт Левин полагает,
что причиной тому стали как успех одного, так и неуспех другого. Готорну стало не
с руки поддерживать отношения со своим впавшим в немилость приятелем.
С возрастом сам Мелвилл все больше напоминал капитана Ахава,
одержимого одной- единственной страстью. Мелвилл помешался на литературе. Он писал,
а его не печатали.
Трудности отношений с внешним миром отразились и на семейной
жизни. В сентябре 1867 года Мелвилл поссорился со своим старшим сыном — 19-летним
Малкольмом. Тот стал гулякой и частенько засиживался в барах. И хотя он по существу
не делал ничего сверх того, что в свое время проделывал и сам Мелвилл, отец почему-то
воспротивился забавам сына. Но тут нашла коса на камень — оба обладали сходными
характерами.
Отец приказал не пускать сына в дом после полуночи. Но мать
не ложилась спать до тех пор, пока сын не приходил, и вопреки приказу открывала
дверь.
Это вызывало новые скандалы, и конце концов все однажды кончилось
трагедией — сын застрелился в своей комнате. Его смерть так сильно отразилась на
младшем сыне Мелвилла, что после гибели брата он заболел какой-то непонятной болезнью,
потом оглох и умер!
А вскоре умер и сам писатель, раздавленный свалившимся на
него горем.
И должно было пройти более полувека, пока и роман и его автор
не были открыты заново.
В 30-е годы уже XX века роман был переиздан и пошел гулять
по всему миру, принеся своему автору огромную, но, увы, уже посмертную славу.
И поныне каждый год устраиваются Мелвилловские чтения, во
время которых все, кто на них бывает, участвуют в своеобразном марафоне. Сменяя
друг друга, почитатели Мелвилла круглые сутки напролет читают толстый роман от
первой до последней строчки. |