Так иногда называют американского прозаика Джерома
Дэвида Сэлинджера. Родился он в 1919 году в Нью-Йорке, в состоятельной семье
торговца сырами, колбасами и копченостями Сола Сэлинджера.
Мальчик с раннего детства отличался неуемным нравом,
сменил несколько учебных заведений, но закончил лишь одно — военную школу в
Вэлли-Фордж (Пенсильвания). Произошло это в 1936 году. После этого Джером
попытался поучиться еще в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах, но и из
этой затеи ничего не вышло.
Тогда отец решил взять сына с собой в путешествие по
Европе, Культурная программа путешествия сочеталась с изучением процесса
изготовления разных знаменитых колбас, поскольку отец видел в сыне
продолжателя семейного бизнеса. Однако, вернувшись домой, сын решил, что ему
лучше не делать колбасы, а «выпекать» литературные произведения,
И, как ни странно, у него кое-что начало получаться.
Еженедельник «Урсинус уикли» опубликовал его фельетон. Затем последовали
публикации в журналах «Стори», «Кольерс», «Эсквайр», «Сатердей ивнинг пост».
Сэлинджер пишет статьи, фельетоны, рассказы на разные
темы, стараясь выработать свой взгляд на вещи и собственный стиль изложения.
В начале 40-х годов XX века в журнале интеллектуальной
элиты «Нью-Йоркер» появилась новелла «Легкий бунт на Мэдисон-авеню», ставшая
впоследствии одной из глав его единственного романа «Ловец во ржи» или, как
перевели это название у нас, — «Над пропастью во ржи».
Но тут началась Вторая мировая война. В 1942 году
Сэлинджер был призван в армию. Вот тут и пригодились навыки, полученные некогда
в военной школе. Еще два года спустя сержант американской армии участвует в высадке
союзных войск в Нормандии. Закончил войну начинающий литератор сотрудником
американской разведки в Баварии.
Демобилизовавшись, Сэлинджер вернулся домой и некоторое
время жил у родителей на Парк-авеню в Нью-Йорке. По вечерам он ходил в клубы
послушать, о чем говорят другие литераторы. Однако шумное многоголосье интеллектуальных
споров и ученых речей вскоре так утомило его, что он позволил себе едко
сострить: «Злейший враг писателя — другой писатель». И бросил ходить на эти
многолюдные собрания.
Тем более что в это время Сэлинджер заканчивал работу
над романом «Над пропастью во ржи», который он писал, по его собственному
признанию, около 10 лет. В том числе и во время войны, возя пишущую машинку в
армейском джипе. Чтобы полностью сосредоточиться на работе, он даже покинул
дом родителей и снял комнату в одном из отдаленных кварталов.
В романе Сэлинджер по существу пишет о себе, о своей
жизни. Подросток Холден Колфилд, исключенный за академическую неуспеваемость
из школы Пеней, сбегает в Нью-Йорк, слоняется по городу, не в силах принять
какого-либо решения и строя невероятные планы на будущее. Холден остро ощущает
разлад действительного и желаемого в школе, в семейных отношениях, в обществе
— во всем том, что являет собой так называемый «мир взрослых».
Холден обвиняет мир в том, что он полон фальши, притворства,
показухи. Окружающее общество представляется ему враждебным потому, что не
позволяет совершать бескорыстные, добрые дела. Невозможность примирить
желаемое и действительное вызывает у Холде- на смятение. В романе Сэлинджер
открыто выражает сомнение, что «американский» образ жизни является наилучшим.
При этом писатель зарекомендовал себя как настоящий
мастер детали, которая занимает у него очень важное место» Его интересуют
каждый жест, выражение лица, звук голоса героя. Он исследует малейшие движения
души. Стиль его письма при всей своей простоте оригинален, и все попытки
исследователей отыскать какие-либо литературные параллели оказываются
неудачными до сих пор.
Наконец работа была закончена и роман отправлен
издателю. Он вышел в свет в 1951 году и был восторженно встречен читателями. Сэлинджер
стал знаменитым и даже богатым, что позволило ему купить большой земельный участок
(в 90 акров) с домом на берегу реки, неподалеку от небольшого городка Корниш
(Нью-Хемпшир).
Здесь он и зажил отшельником, самостоятельно ведя
незатейливое домашнее хозяйство: пилил дрова, носил воду и продолжал работать
над новыми произведениями.
Впрочем, в 1955 году, несмотря на свою нелюдимость, он
женится на Клер Дуглас, студентке Рэдклифского колледжа, по-прежнему оставаясь
недосягаемым для любопытных.
К 1965 году Сэлинджер кроме своего романа опубликовал
свыше трех десятков новелл и повестей. Часть из них была отобрана им для книги
«Девять рассказов». Повести «Выше стропила, плотники», «Симор: введение», «Френни»,
«Зуи», «Хэпворт 16, 1924» тоже опубликованы в сборнике. А «Френни» и «Зуи» в
1961 году были объединены автором в одну книгу «Френни и Зуи», положив начало
циклу о семействе Глассов.
Глассы — большая и дружная семья, содружество
высокочувствительных людей. По своей природе они художники, изначально обреченные
неуютно чувствовать себя в прагматическом американском обществе. Лес и Бесси
Глассы — актеры, родители семерых детей. Но жизнь их потомков, как правило,
складывается неудачно.
Сын Симор, филолог, философ и поэт, покончил с собой в
1948 году. Обади, или Бадди, на два года младше своего брата — он родился в
1919 году, — становится писателем, «летописцем» семьи (его образ литератор
списал с себя), но опять-таки не может похвастать особым благополучием. То же
самое и с другими отпрысками семейства: все они стараются чего-то добиться,
много работают, однако счастье и удача редко улыбаются им.
Больше других Сэлинджер сожалеет о Симоре Глассе. Он
обречен на гибель двойственностью своего существования, поскольку по своему
духу и мироощущению он абсолютно чужд окружающему его миру, избегает его, хотя
и не может обойтись без него совсем, всеми силами старается привыкнуть к своему
окружению, слиться с ним... Для Глассов Симор является олицетворением всего
лучшего, что есть в человеке, — духовной красоты, ума, терпимости и чистоты
помыслов.
Своему герою Сэлинджер посвятил несколько повестей, в
последней из которых, «Хэпворт 16,1924», показывает, как семилетний Симор уже
предвидит свое будущее.
После выхода в свет этой повести, с 1965 года, Сэлинджер
больше не опубликовал ни строчки. В интервью, данном газете «Нью-Йорк тайме» в
1974 году, он так объяснил причину своего затянувшегося молчания: «Не публикуешь
— и на душе спокойно. Мир и благодать. А опубликуешь что-нибудь — и прощай
покой!»
Летом 2001 года исполнилось полвека с момента выхода в
свет его романа. И когда журналы хотели, отметить это событие публикацией, то
нашлась всего одна фотография писателя тридцатилетней давности. Да и то она
изображала Сэлинджера в момент бурной ярости, с которой тот обрушивается на
фотографа-папарацци, посмевшего сфотографировать его без спросу.
Единственное, что удалось узнать репортерам нового, так это то, что
ныне писатель живет в своем уединении уже с новой женой, которая моложе его
ровно на полвека. |