Казалось бы, об Александре Сергеевиче уже все известно. За
.без малого двести лет пушкинисты проанализировали каждую написанную им строчку,
просмотрели на свет каждую буковку и рисунок. И все-таки в творчестве Пушкина остались
тайны. Одну из них открыла совсем недавно литературовед из Нижнего Новгорода Валерия
Белоногова.
Незаконченная пушкинская повесть «Дубровский» занимает в
сознании советских поколений гораздо больше места, чем заслуживает, рассуждает
она. Ее «проходили» в средней школе не потому, что она — исключительный художественный
шедевр, а потому, что в ней автор напоминает о «барстве диком» и даже вплетает
в ткань повествования мужицкий бунт против помещика.
Великий знаток Пушкина Анна Андреевна Ахматова даже считала,
что «Дубровский» — единственное пушкинское произведение без загадки, без тайны.
Быть может, поэтому Александр Сергеевич его и не закончил.
Скучно ему стало, вот он и бросил своих героев на полдороге.
Но права ли Ахматова? Верно ли, что в «Дубровском» все так
просто и понятно? Оказывается, у этой повести есть свое двойное дно...
Как выяснилось, первоначально Пушкин собирался развернуть
свое повествование в настоящий роман с продолжением, в котором написанный текст
составил бы максимум две трети, а то и всего половину.
...Когда старый князь Верейский, взявший в жены 17-летнюю
Машу Троекурову, умер, молодая вдова, хозяйка 3000 крепостных и богатого княжеского
имения, продолжала вести замкнутый образ жизни, почти не покидая своего Арбатова.
Но однажды она приехала по делам в губернский город, и в одном из домов ей представили
молодого англичанина. Его лицо показалось ей почему-то знакомым...
Эта сцена новой встречи Марьи Кирилловны с Дубровским так
и не была написана Пушкиным, последняя часть его «разбойничьего» романа осталась
в пунктирном наброске плана: «Вдова. Англичанин. Свидание. Игроки. Полицмейстер.
Развязка».
И поклонникам этой самой динамичной повести Пушкина — как
бы сегодня сказали, триллера-боевика с поджогом, переодеваниями, стрельбой и погонями
— остается только гадать, что же там еще могло быть дальше.
Потому как, дописав 6 февраля 1833 года последние строчки
черновика 19-й главы, где коротко сказано, что грабежи прекратились, а сам Дубровский,
не сумевший вовремя перехватить свадебный кортеж, вроде бы скрылся за границу,
Пушкин так уже никогда и не переписал повести набело. И заканчивать ее не стал.
И даже самого названия «Дубровский» в рукописи не было. Его поставили издатели уже
после смерти поэта.
Но почему автор так резко охладел к своему повествованию о
«благородном разбойнике»? Ведь начинал он работу с азартом. В сентябре 1832 года
в Москве он услышал от своего друга Павла Нащокина историю о небогатом белорусском
дворянине по фамилии Островский, который проиграл судебную тяжбу с соседом, был
вытеснен из своего родового имения и с горя стал со своими крестьянами заниматься
грабежом на дорогах. Дворянин — разбойник?! Превратности его судьбы так заинтриговали
Пушкина, что он тотчас по возвращении в Петербург садится за повесть.
И скоро с радостью сообщает в письме Нащокину: «...честь
имею тебе объявить, что первый том Островского кончен и на днях прислан будет в
Москву на твое рассмотрение... Я написал его в две недели».
Работа действительно подвигалась сначала очень быстро. И
вдруг в январе застопорилась. А потом и вовсе остановилась. По какой причине?
Может быть, Пушкин понял, что шансы пройти цензуру у его «разбойничьего»
произведения равны нулю? Некоторые литературоведы именно так и объясняют причину
охлаждения Пушкина к своему замыслу.
Но скорее Причина
в другом. Действие приближалось к эпизодам в разбойничьем лагере, где благородный Дубровский должен, наконец, предстать перед читателем не в очередной «маске» (гвардейского офицера,
учителя Де- форжа или щедрого генерала, возвращающего вдове скопленные ею для сына
деньги), а таким, какой он есть на самом деле.
И вот тут Пушкин не мог не задуматься о реальной судьбе Островского,
который поначалу грабил с большим разбором, а потом стал обирать всех подряд. Плюс
к тому вспомнил, возможно, и другого дворянина-разбойника, описывать злодейства
которого ему, наверное, никак не хотелось.
Слухи о безобразиях, творимых в селе Черновском местным помещиком
Ермоловым, быстро облетели округу. Не разобравши с пьяных глаз, что к чему, он
решил, что деревенское стадо пасется на его земле, и зверски избил пастуха из
соседней деревни Алфимовки Афанасия Куприянова. За своего крепостного вступилась
Пелагея Ивановна Топорнина, подавшая в уездный суд прошение о привлечении к ответственности
распоясавшегося родственника. Узнав про это, пьяный Валериан Ермолов отправился
к ее дому выяснять отношения. Не сумев взломать крепких дверей, он встал перед окнами
и на глазах толпы собравшихся крестьян принялся бранить Топорнину, приходившуюся
ему теткой, угрожая спалить ее имение.
Дело это потом разбиралось в Сергачском уездном суде неподалеку
от Болдино. А сам Александр Сергеевич в бытность свою в Болдино в 1830 году не
раз гостил у Пелагеи Ивановны Топорниной.
С буйным ее племянником поэт лично мог и не встречаться, но
не слышать о его «подвигах» никак не мог. Знал он наверняка, что того в округе
прозвали Валерианом-разбойником.
Сохранились и воспоминания современника А. С. Пушкина — помещика
Филатова, где прямо указано: «Составил он из своих крепостных шайку и занимался
грабежом проезжающих. Он имел здесь притон воров, конокрадов, цыган... Мне показали
даже мост, под которым он со своей шайкой дожидался добычи...»
Вот вам и благородный дворянин-разбойник! Справедливости
ради, впрочем, надо заметить, что 12 декабря 1839 года Валериана Ермолова исключили
из Нижегородского дворянского собрания «как известного по явным и бесчестным поступкам,
до тех пор пока не оправдается».
Неизвестно, оправдался ли разбойник Валериан, но пройдут годы,
и уже в начале XX века Лев Анатольевич Пушкин, внучатый племянник поэта и последний
владелец Болдино, говоря о соседнем селе Черновское, будет утверждать: «Сюжет
«Дубровского» взят в этом месте, и до сего времени существуют как потомки героев,
так и названия мест. Дубровский — Ермолов, Троекуров — Топорнин. Полное название
села — Черновское, Покровское тоже как и имение Троекурова), соседнее село Кистенево,
неподалеку Дубровка...»
Но, видно, все-таки крепко испортил знакомый разбойник настроение
литератору, так что тот забросил перо и больше уже никогда не возвращался к незаконченной
рукописи. Ее главный герой явно разонравился Пушкину, и он скомкал повествование.
Так что, как видите, тайну могут иной раз содержать и всем
хорошо знакомые произведения, Заодно мы с вами убедились, что даже великие литераторы
с хорошо развитой фантазией и воображением — а Пушкин, безусловно, относился к
таким — не могут совсем уж игнорировать происходящие события. |