"Все мы родом из детства", — утверждал
знаменитый французский писатель
Антуан де Сент-Экзюпери,
и его слова давно уже стали пословицей. А нашу Землю мы частенько называем
Планетой людей, иной раз даже не подозревая, что впервые назвал ее так тоже
А. де Сент-Экзюпери.
По профессии писатель был
летчиком. До конца своей жизни он не выпускал штурвала из рук. Да и писал он в
основном о летчиках, об их тяжелой и опасной профессии.
Надо сказать, что летал Экзюпери
в те времена, когда моторы да и прочая авиационная техника были еще
весьма ненадежны, и каждый полет по своему риску можно было сравнить, наверное,
с нынешней экспедицией, скажем, на Луну.
Впрочем, попал Антуан в пилоты не сразу. Выходец из знатной
дворянской семьи, он в 1919 году подает документы сначала в военно-морское училище.
Но срезается на... сочинении.
Тогда он становится студентом архитектурного отделения Парижской
академии искусств. Но убежденности, что свою профессию он выбрал правильно, у юноши
нет. Проучившись 15 месяцев, он, имея отсрочку от призыва в армию, прервал ее
и пошел служить в истребительный полк ремонтником. Вскоре Антуан записался на
курсы пилотов и получил вначале диплом гражданского летчика, затем военного пилота
и, наконец, сдал экзамены на офицерский чин.
Осенью 1922 года он — младший лейтенант 34-го авиационного
полка под Парижем. А уже весной следующего года молодой пилот попал в серьезную
аварию, с проломом черепа его демобилизуют.
Всё! Казалось бы, на авиации можно поставить крест. И действительно,
подлечившись, бывший пилот стал служить в конторе черепичного завода, потом попробовал
себя в роли коммивояжера... Но одновременно он методично обходил представительства
авиационных фирм, предлагая свои услуги. Наконец, в 1926 году ему повезло: его приняли
на работу в Генеральную компанию авиационных предприятий, принадлежащую конструктору
и промышленнику Латекоэру.
И в том же году, в журнале «Ле Навир д'Аржан» («Серебряный
корабль») был опубликован первый рассказ Антуана де Сент-Эк- зюпери. Конечно же,
он назывался «Летчик».
Вдобавок ко всему, пилот-писатель подает еще заявки на патенты,
касающиеся изобретения новых навигационных приборов и средств пилотирования самолетов,
И опять-таки патентное ведомство признает новизну и оригинальность
его идей, выдав патенты на приспособление для посадки самолетов, отражатель катодных
лучей, новый метод электронно-волновой пеленгации и некоторые другие изобретения.
За три года работы на почтовых линиях Тулуза — Касабланка,
а потом Касабланка — Дакар и дальше в Сенегале Антуан Экзюпери не только получил
необходимый летный опыт, но и приобрел новый взгляд на жизнь, результатом которого
стала философско-приключенческая книга «Южный почтовый».
«Небо, чистое, как вода, вымыло и высветило звезды, — пишет
он. — Потом настала ночь. Сахара, дюна за дюной, разворачивалась под луной. Нам
светит эта лампа, ее отраженный свет не выхватывает предметы, но творит их, насыщая
каждый каким-то мягким веществом...»
Книга имела успех у читающей публики, практически ничего до
того не знавшей ни о почтовых рейсах, ни о людях, буднично, изо дня в день совершающих
подвиги для скорейшей доставки писем.
А Антуан де Сент-Экзюпери получил тем временем новое назначение.
Из Северной Африки он попал в Южную Америку, где стал техническим директором компании
«Аэропоста-Аргентина». Теперь он отвечает за безопасность полетов над огромным
латиноамериканским континентом, за своевременную доставку грузов и пассажиров,
за слаженную работу десятков технических служб во всех аэропортах, разбросанных
тут и там по маршруту полета.
Однако ему не сидится в Буэнос-Айресе, в его большом служебном
кабинете. Зато его часто можно видеть на маленьких аэродромах; он зачастую сам
первым отправляется в пробные полеты по новым маршрутам.
А когда аварию в Кордильерах потерпел его близкий друг Анри
Гийом, Сент-Экзюпери на бреющем полете, рискуя врезаться в скалы, изо дня в день
прочесывал район предполагаемой вынужденной посадки, пока Гийом не был спасен.
Антуан де Сент-Экзюпери был мужественным человеком, никогда
не падал духом в критических ситуациях. Еще в 1923 году, когда он попал в свою
первую аварию, его тогдашний начальник, майор Гард, сказал: «Если вы сумели выкарабкаться
из этой переделки, вы никогда не погибнете в самолете».
Между тем внешне он меньше всего походил на бесстрашного
аса. Полноватый, с круглым лицом и вздернутым носом (в детстве за это ему дали
прозвище Достань-ка Луну), он скорее напоминал учителя или врача. Говорят, удивительными
были его глаза цвета спелых каштанов — удлиненные с высоко поставленными зрачками.
Это придавало его взгляду необычайную глубину и задумчивую сдержанность. «Он был
некрасив, — писал друг и биограф Сент-Экзюпери Марсель Мижо, — но от него исходило
необычайное обаяние»,
В перерывах между полетами он ухитрился написать вторую книгу
— роман «Ночной полет» — о судьбе летчика Фабьена, погибшего за штурвалом. «Дело
человека бывает важнее его жизни», — такова главная мысль Сент-Экзюпери, высказанная
в романе. И если гибнет один экипаж, то вскоре в небо поднимется другой самолет.
Он повезет почту в дальние края, продолжит дело, начатое предшественниками. Его
поведут люди, которые «сильнее гор, туч, морей».
Роман был восторженно принят читателями, к писателю пришла
заслуженная слава. И когда компания закрылась, не выдержав конкуренции, Экзюпери
решил целиком посвятить себя литературной и журналистской работе. Побывал в Египте,
Сирии, Ираке, Турции, Греции. На небольшом самолете облетел многие города Средиземноморья.
А весной 1935 года по заданию парижской газеты «Пари-Суар» отправился в командировку
в Москву, где стал свидетелем гибели агитсамо лета-гиганта «Максим Горький». На
эту трагедию он откликнулся короткой заметкой, которая была опубликована в «Известиях».
«Не стало самолета-гиганта, — пишет Экзюпери. — Но страна
и люди, его создавшие, сумеют вызвать к жизни еще более изумительные корабли —
чудеса техники».
Писатель всю жизнь старался держаться подальше от политики.
Но это вовсе не значит, что у него не было своего мнения по тому или иному поводу.
Далеко не все понравилось ему в СССР, хотя писателю постарались продемонстрировать
лишь отлакированный фасад советской действительности.
Но еще меньше понравился ему поднимающий голову фашизм. В
1936—1937 годах он побывал на фронтах сражающейся Испании, его правдивые репортажи
публикуют «Пари-Суар», «Энтрасижан» и другие французские газеты. «Я не хочу, чтобы
люди умирали!» — пишет он.
Но когда война перекочевала на территорию Франции, писатель
снова надевает военную форму. Врачи не разрешают ему сесть за штурвал самолета.
Тогда он становится инструктором и со свойственным ему упорством продолжает добиваться
своего. В конце концов медики сдались, и капитан де Сент-Экзюпери в составе авиагруппы
2/33 ведет разведку и аэрофотосъемку наступающих войск противника. Сверху он отчетливо
видит масштабы надвигающейся катастрофы...
Приказ о демобилизации застает его полк в Алжире. Писатель
не хочет оставаться в оккупации, и в декабре 1940 года перебирается в Нью-Йорк.
В эмиграции он пишет книгу «Военный летчик» и повесть-сказку
для детей «Маленький принц».
Если в «Военном Летчике» он размышляет о горечи поражения
и о том, какие уроки следует из этого извлечь, то «Маленький принц» вообще стоит
особняком во всей мировой литературе.
Маленькую повесть, рассчитанную на детей, многие люди читают
и перечитывают всю жизнь. И всякий раз находят в ней что-то новое, не замеченное
ранее.
Сказка с незатейливыми рисунками автора оказалась полна пророчеств.
Не случайно, спохватившись, администрация Петена, правившая в оккупированной Франции,
запретила ее печатать. Как и в «Военном летчике», она усмотрела в сказке антифашистскую
направленность. Но было уже поздно: книги Экзюпери стали своеобразным манифестом
Сопротивления, их печатали в подпольных типографиях наряду с листовками.
Весной 1943 года Антуан де Сент-Экзюпери снова возвращается
в Алжир, в составе группы 2/33, прикомандированной теперь к американской 7-й армии.
Майору Сент-Экзюпери исполнилось 43 года. Здоровье его было сильно подорвано, и
когда он попадает в новую аварию, врачи увольняют его в запас. Но Экзюпери возмущался:
«Я и так здорово опоздал на войну и нуждаюсь в этих вылетах...»
Он понимал, что без полетов ему не жить: если он перестанет
летать, то вскоре, наверное, перестанет и писать. 31 июля 1944 года он снова вылетел
на фоторазведку. Было прекрасное безоблачное утро. К полудню Сент-Экзюпери ждали
на базе. Шло время, а он не возвращался. Когда минуло шесть часов с момента старта,
стало ясно, что произошла беда. Запаса горючего у Сент-Экзюпери было как раз на
шесть часов полета.
Долго писателя считали пропавшим без вести. Он ушел в никуда,
как и герой его повести-сказки. И лишь много позже, уже после войны, из дневника
бывшего фашистского офицера выяснилось, что самолет-фоторазведчик Сент-Экзюпери
был перехвачен над Средиземным морем немецкими истребителями и сбит. А недавно
аквалангисты обнаружили это место и подняли на поверхность некоторые части сбитого
самолета.
Но тот ли это самолет, на котором отправился в свой последний
полет Антуан де Сент-Экзюпери? Сомнения все еще остаются. Многим просто не верится,
что писатель-пилот мог погибнуть. Ведь он и по сей день живет в своих книгах, властвует над умами и настроениями
людей. Он верит, что зорким бывает только сердце. Самого главного глазами не увидишь.
И ты навсегда в ответе за всех, кого приручил... |