Между тем задолго до написания «Острова сокровищ», в
октябре 1866 года, Стивенсон, которому тогда едва исполнилось шестнадцать лет,
издал (правда, на средства отца) первую книгу, на обложке которой значилось его
имя. Она вышла в Эдинбурге, насчитывала всего-навсего 22 страницы и называлась
«Петландское восстание. Очерк истории, 1666 год». Так юный автор отметил
двухсотлетний юбилей известного в истории Шотландии крестьянского восстания.
Первым же печатным произведением Стивенсона уже как
профессионального писателя стал очерк «Дороги». Таким образом, абориген «Страны
кровати», как Стивенсон, много и подолгу болевший, сам себя называл, выразил
свою тягу к странствиям, пусть и мысленным.
Судьба, казалось, должна была быть милостивой к
Стивенсону-младшему — выходцу из известной в Шотландии семьи. Его дед — знаменитый
в свою пору инженер, строитель маяков, мостов и волнорезов — был удостоен даже
персонального герба, его портрет есть в Национальной галерее Эдинбурга —
столицы Шотландии. Талантливыми инженерами были отец и дядя Роберта Луиса. Так
что перед ним открывалась прямая дорога в инженеры.
Но все получилось иначе. Тяжелая болезнь ограничивала
Стивенсона, делала его жизненный опыт односторонним. «Детство мое, — вспоминал
он, — сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно
долгие ночи. Мне более знакома «Страна кровати», чем зеленого сада...»
Не пришлось Стивенсону и нормально учиться. В школу он
пошел рано, шести лет, но систематических занятий выдерживать не мог. Частые
пропуски, переезды, самовольные уходы с уроков не способствовали успехам. И он
для школы, и школа для него были сущим наказанием. Он даже читать научился не
сразу, но научившись, открыл еще одну страну — Страну книг.
Лежа в кровати, он придумывал занимательные истории,
которыми затем зачитывался весь мир. Впрочем, он писал и стихи:
Повсюду
дождь: он льет на сад,
На хмурый
лес вдали,
На наши
зонтики, а там –
В морях —
на корабли.
Томас Стивенсон, отец мальчика, все же рассчитывал, что
сын продолжит семейную традицию. Роберт согласился и поступил в Эдинбургский
университет на инженерное отделение. В 1871 году за сочинение «Новый вид
проблескового огня» Стивенсон был даже удостоен серебряной медали на конкурсе
Королевского шотландского общества искусств. Но две недели спустя дома у
Стивенсонов состоялся серьезный разговор, навсегда положивший конец инженерной карьере Стивенсона-младшего. Роберт Луис
наотрез отказался учиться инженерному ремеслу дальше. Вместо того чтобы стать
строителем маяков, он решил сделаться адвокатом, втайне надеясь, что у него
останется достаточно свободного времени для занятий литературой.
Так впоследствии и случилось. Роберт Луис Стивенсон не
снискал себе известности как адвокат, зато, в конце концов, добился того, чего
хотел, — стал писателем.
Его перу принадлежат сборник «Страна кровати», всемирно
известная баллада «Вересковый мед».
А среди занимательных историй вспомним хотя бы
«Потерпевшие кораблекрушение», «Дом на дюнах», «Клуб самоубийц», «Алмаз
Реджи»...
Благодаря этим произведениям Стивенсон вместе с Эдгаром
По, Оскаром Уайльдом и Артуром Конан Дойдом стал родоначальником детективного жанра в
литературе.
Причем «Потерпевшие кораблекрушение» не только
приключенческий, но и психологический роман. Читая его, понимаешь, почему
известный американский писатель Грэм Грин считал Стивенсона одним из своих
учителей, наряду с Достоевским, Теккереем и Уилки Коллинзом.
Наконец, у Стивенсона есть произведение и
психологически-фантастическое, в котором прослеживается влияние творчества
Достоевского. И в самом деле, психологическое эссе Стивенсона «Маркхейм», более
известное у нас под названием «Убийца», было написано им под впечатлением
«Преступления и наказания».
Об истории создания еще одной повести Стивенсона стоит
поговорить особо. Вот что рассказывали об этом сам автор и его жена Фанни.
Вечер Стивенсон провел за книгой и лег поздно. А под
утро начал стонать и плакать во сне. Жена разбудила его, но Луис рассердился:
«Зачем ты это сделала?»
Фанни сказала, что она беспокоилась:
У тебя жар, лихорадка, а ты еще изводишь себя чтением.
Мне снилась чудесная, дьявольская сказка! — сказал Луис.
— А ты не дала досмотреть конец. Теперь придется его придумывать...
Фанни знала, что муж часто видит «живые и страшные сны»,
от которых просыпается в ужасе. Кошмары преследовали его с детства; дневные впечатления
ночью представали в виде чудовищных фантасмагорий.
Иногда, уже взрослому, во сне Стивенсону «являлись
человечки» и разыгрывали целые истории. Некоторые из них он потом записывал,
превращал в рассказы.
Впрочем, подобной особенностью обладал не только
Стивенсон — способность творить во сне присуща многим художникам. Так, Данте
воспел в сонетах приснившуюся ему Беатриче; во время сна Лафонтен сочинял
басни, а Кол- ридж создал целую поэму «Кубла Хан, или Видение во сне»...
Добавим к этому списку еще и Ф. М. Достоевского, которому, говорят, во сне
пришла мысль написать роман «Подросток», и Л. Н. Толстого с рассказом «Отец
Сергий».
Но какая же такая «дьявольская сказка» привиделась
Стивенсону? Он увидел во сне уродливого человека со злым лицом, которого
преследовали за совершенное преступление. Чтобы спастись, он принял какой-то
порошок и должен был на глазах своих гонителей превратиться в другого
человека. В момент превращения жена его и разбудила...
Но увиденного оказалось достаточно, чтобы писатель
воспрял духом. Еще два дня назад, прикованный к .постели, он был в отчаянии:
издатели ждали от него новый приключенческий роман, а он не знал, о чем
писать. Сон выручил его.
Впрочем, если быть дотошным, сюжет «Странной истории
доктора Джекила И
мистера Хайда» родился вовсе не в одну ночь. Сам же Стивенсон однажды
обмолвился, что более двадцати лет вынашивал идею написать повесть «о
человеке, который был двумя людьми» . Более того, он как-то попробовал осуществить
свой замысел в рассказе. «Маркхейм». Однако написанное не удовлетворило
писателя,
Тема двойника требовала глубокого изучения природы
двойственности. Он вспоминает о знаменитом Франсуа Вийоне — великом поэте, но
одновременно бродяге и пропойце, жившем в середине XV столетия.
И этот замысел впоследствии вылился в блестящую новеллу
«Ночлег Франсуа Вийона». И все-таки тема осталась не исчерпанной до конца.
Стивенсон помнил услышанные в детстве истории о мистере Уильяме Броуди и его
двойной жизни.
Образ этого человека преследовал будущего писателя с
детских лет. Бывало, няня Кайми, дочь рыбака, пугала его дьяволом, который
воплотился в мистера Броуди. И хотя того уже лет девяносто как не было в живых,
жители Эдинбурга верили, что его беспокойный дух витает над домами, бродит по
улицам.
Во время прогулок с Кайми по старому городу Роберт с
ужасом разглядывал мрачный, узкий Броуди-клоуз — двор и большой дом с дубовыми
дверями, где когда-то развлекались Броуди и его друзья. А в детской стоял
комод, «жутко скрипевший по ночам». Взрослые говорили, что его сделал тот
самый Броуди — «замечательный плотник и известный гражданин, оказавшийся
плохим человеком».
Вечерами мальчик, сгорая от любопытства, требовал от
няни все новых рассказов о столь необыкновенном человеке, в котором одновременно
уживались две сущности — член муниципалитета, староста корпорации мастеров,
талантливый краснодеревщик и великий злоумышленник, подпольный игрок и вор, не
один год державший в страхе весь Эдинбург.
Конечно; няня уверяла, что причиной этому дьявол,
который вселился в мистера Броуди. Но, повзрослев, Стивенсон охладел к религии
и стал больше интересоваться наукой. Однако в то время психология с психиатрией
мало чем смогли помочь писателю. Более того, когда повесть был написана и
издана, ее стали использовать в качестве наглядного пособия профессора
медицины, благодаря Стивенсону обратившие свое внимание на столь неожиданный
феномен человеческой натуры.
Они действительно нашли немало пациентов, страдавших
раздвоением личности. А один английский психиатр даже описал пациентку, в
голове которой каким-то образом умещались даже четыре личности, разных по
характеру и манерам поведения!..
Но вернемся к Роберту Луису Стивенсону и его повести.
Сон послужил отправным пунктом, и писатель взялся за
художественное описание жизни мистера Броуди и его приключений. «По-видимому, в
воровстве Броуди больше привлекало само искусство, чем извлекаемая из этого
выгода»,— писала после его смерти эдинбургская газета. Иначе говоря, его пытались
представить этаким грабителем-артистом, получавшим удовольствие от участия в
представлении, когда можно было показать ловкость рук.
Но Уильям Броуди своими ночными выступлениями
преследовал отнюдь не артистические цели. В течение двадцати лет он вел
опасную двойную жизнь. Днем, элегантный и остроумный, он появлялся в домах
аристократов и купцов, в их магазинах, куда его часто приглашали как лучшего
мастера-краснодеревщика. Ночью же начиналась другая его жизнь: он посещал те
же дома и магазины в маске, с фонарем и связкой поддельных ключей. И никто ни
о чем не подозревал.
Лишь в 1788 году Броуди наконец удалось арестовать. Суд
приговорил его к казни через повешение. Тут ему бы и покаяться, но хитрец
надеялся ожить и после смерти. Перед казнью Он попросил, чтобы его тело сразу
же отдали друзьям для погребения. Не потому, конечно, что спешил предстать
перед Всевышним.
Дело в том, что в тюрьме Броуди навестил некий
французский физик доктор Дегравер, который обещал воскресить его после смерти.
Накануне казни французский эскулап вновь побывал в камере Броуди и сделал
карандашом какие-то отметки на висках и руках, «чтобы не тратить зря время
после повешения». Затем он вручил Броуди небольшую серебряную трубку,
которая, будучи вставленной в горло, должна была, по идее, предотвратить
удушье.
И действительно, после казни тело быстро доставили в
лабораторию, где ждал Дегравер. Однако тот ничего не добился. Броуди умер. И
был воскрешен лишь в повести Стивенсона, который соединил в одном персонаже и
мистера Броуди, и доктора Дегравера. Так появились доктор Джекил и мистер
Хайд.
За три дня Стивенсон написал три тысячи слов. Он считал,
что ему удалось ухватить суть этой таинственной истории. И читатели с ним
согласились. Книга, вышедшая в свет в январе 1886 года, была быстро раскуплена..
Впрочем, не ко всем произведениям Стивенсона публика
была столь же благосклонна. Вспомним хотя бы о книге, которая была упомянута в
начале главы.
Роман «Остров сокровищ» был придуман во время игры.
Вместе с пасынком в один из пасмурных дней 1881 года Стивенсон начертил карту
воображаемого острова. Потом по этой карте и была написана сама повесть.
Когда до конца было еще далеко, с первыми главами романа
ознакомился владелец детского журнала «Янг Фолкс» и тут же отдал их в печать.
Казалось бы, успех будущей книги обеспечен...
Но сначала автор «споткнулся» на шестнадцатой главе,
хотя предыдущих пятнадцать написал всего за две недели — в рекордно короткое
время. Продолжение же Стивенсон никак не мог придумать.
Наконец, повествование все же стронулось с мертвой точки
и с грехом пополам дошло до слова «Конец». Но тут странную привередливость
проявил «его величество читатель». Успех «Острова» в журнале оказался
ничтожным, в редакцию пришло немало писем с критикой. Почему? Стивенсон не мог
найти ответа на этот вопрос. Тогда он все же рискнул и издал «Остров сокровищ»
за свой счет отдельной книгой. Первое издание сначала расходилось со скрипом,
но потом вдруг словно прорвало плотину. На книгу посыпались заказы. А второе и
третье издания расхватали моментально. Роман получил широчайшую известность и
вскоре был переведен на многие языки мира.