Четверг, 25.04.2024, 13:25


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2014 » Июнь » 4 » ЛЕВ ТОЛСТОЙ — ИНЖЕНЕР И ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ
19:17
ЛЕВ ТОЛСТОЙ — ИНЖЕНЕР И ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ
К великому русскому писателю Льву Нико­лаевичу Толстому у многих, как ни странно, от­ношение неоднозначное. Кое-кто тихо посмеивается, читая, как слуга поутру докладывал гра­фу: «Пахать подано!» И тот босиком отправ­лялся ковырять плугом делянку, полагая, что тем самым вносит вклад в сельское хозяйство как своего имения, так и всей страны.

Другие прямо назы­вают графа графоманом, лениво перелистывая толстенный том «Войны и мира». В особенности если знают, что первый . вариант романа был втрое тоньше и ошибок в нем было значительно меньше.

Наконец, третьи просто недоумённо пожи­мают плечами, услышав, что граф заставлял свою жену, Софью Андреевну, 98 раз перепи­сывать текст рассказа «После бала», всякий раз внося в него все новые поправки...

Между тем мало кому известно, что Лев Николаевич мог писать и совершенно иначе: коротко и ясно, проявляя при этом обширную эрудицию и знание вопросов, казалось бы, бывшему гвардейскому офицеру отнюдь не близких.

Так, в 1859 году в собственном имении Яс­ная Поляна он открыл школу для крестьян­ских детей. Причем учебники для этой школы

Л. Н. Толстой написал сам, несмотря на то что дети изучали двенадцать предметов: чтение, письмо, грамматику, русскую историю, мате­матику, рисование, основы естественных наук (то есть первоначальные сведения по физике и химии), черчение, пение и другие.

Начинает он с того, что учит: к каждому делу надо подходить со смекалкой. И расска­зывает притчу о том, как смекалистый мужик всех инженеров обскакал.

«На площади в одном городе лежал огром­ный камень, — пишет Лев Николаевич. — Ка­мень занимал много места и мешал езде по го­роду. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо раз­бивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо под­вести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить шесть тысяч рублей.

А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей».

У него спросили, как он это сделает. И он сказал: «Я выкопаю подле самого камня боль­шую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

Мужик так и сделал, и ему дали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку».

Далее Л. Н. Толстой дает простейшую за­дачу по механике на соударение двух тел и ил­люстрирует ее такой историей.

«Один раз машина (так во времена Толсто­го называли поезд) ехала очень скоро по железной дороге. А на самой дороге, на пе­реезде, стояла лошадь с тяжелым возом. Му­жик гнал лошадь через дорогу, но лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. Кондуктор закричал машинисту: «Держи», но машинист не послушался.

Он смекнул, что мужик не может ни со­гнать лошадь с телегой, ни своротить ее и что машины сразу остановить нельзя. Он не стал останавливать, а самым скорым ходом пустил машину и во весь дух налетел на телегу. Му­жик отбежал от телеги, а машина, как щепку, сбросила с дороги телегу и лошадь, а сама не тряхнулась, пробежала дальше. Тогда маши­нист сказал кондуктору:

— Теперь мы только убили одну лошадь и сломали телегу, а если бы я тебя послушал, мы сами бы убились и перебили бы всех пассажи­ров. На скором ходу мы сбросили телегу и не слыхали толчка, а на тихом ходу нас бы вы­бросило из рельсов...»

Осведомлен оказался Лев Николаевич и в термодинамике. Вот одна из его миниатюр «Как в городе Париже починили дом»:

«В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка.

Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от уш­ка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжи­маться и стянула стены».

Самое интересное, что история, рассказан­ная Л. Н. Толстым, действительно имела место при императоре Наполеоне. В начале XIX века фундамент Музея искусств и ремесел в Париже просел до такой степени, что стало заметно гла­зу; стены выпятились наружу, того и гляди грозили упасть; Император приказал спешно провести обследование здания и представить ему смету ремонта.

Ученая комиссия после тщательных изыс­каний пришла к выводу: ничего не попра­вишь, здание надо строить заново. Стоимость строительства оценили в 10 миллионов фран­ков. Наполеон проект забраковал. Вновь ко­миссия засела за работу и вскоре представила новое решение. Предлагалось вырыть глубо­кие колодцы, поставить в них на гранитные столбы подъемные винты и с их помощью вы­править стены. Стоимость ремонта опять-таки оценивалась в 10 миллионов.

Наполеон отверг и это предложение.

И вот однажды к нему явился молодой изо­бретатель. Это был инженер М. Молар. Он брал­ся выправить стены за десятую часть той сум­мы, которую требовали ученые мужи. Как? Это и сегодня для нас любопытно, поскольку лиш­ний раз подтверждает истину, что знание азов физики позволяет избежать и многих ошибок, и лишних трат.

В противоположных стенах Молар предло­жил просверлить ряд отверстий и пропустить сквозь здание длинные болты. После того как это было сделано, на каждый болт надели по че­тырехпалому якорю, чтобы увеличить опору на поверхность стены, и закрепили их гайками. Затем к концам болтов подвесили жаровни.

Каждое утро рабочие разводили в жаров­нях огонь. Болты раскалялись и согласно за­конам физики становились чуть .длиннее. Ра­бочие подтягивали гайки. А охладившись, болты укорачивались, стягивая стены. И так раз за разом...

Через две недели стены были выпрямлены, после чего рабочие подправили фундамент и закончили ремонт. Он обошелся даже дешевле первоначальной сметы — всего в полмиллиона франков. Наполеон решил быть великодуш­ным — оставшиеся деньги подарил изобрета­телю, вдобавок наградив его орденом...

Так что, как видите, Лев Николаевич лишь упростил сюжет, но все, что касалось физики, он в своем рассказе передал верно.

Еще одна история, рассказанная Толстым, оказывается связанной как с наполеоновскими войнами, так и с физикой, а еще с... пауками.

«Отчего паук иногда делает частую паутину и сидит в самой середине гнезда, а иногда вы­ходит из гнезда и выводит новую паутину?» — задает Лев Николаевич вопрос своим малень­ким читателям. И сам же на него отвечает: «Паук делает паутину по погоде, какая есть и какая будет. Глядя на паутину, можно узнать, какая будет погода: если паук сидит, забив­шись в середине паутины, и не выходит — это к дождю. Если он выходит из гнезда и делает новые паутины, то это к погоде».

Откуда Толстой мог все это узнать? Воз­можно, от дворовых крестьян. А возможно, го­товясь к написанию «Войны и мира», он мог вычитать в книгах следующий любопытный факт. Когда поздней осенью 1811 года наполе­оновские войска вступили в Нидерланды, местные жители, чтобы противостоять продви­жению завоевателей, разобрали дамбы, защи­щавшие территорию страны от наводнений, и вода затопила все дороги. Наступление приос­тановилось.

Наполеон собрал военный совет, чтобы ре­шить, что делать дальше. Большинство марша­лов склонялись к мысли, что надо отступить и вернуться зимой, когда вода замерзнет и кон­ница с артиллерией смогут беспрепятственно продвигаться. Лишь один старый вояка посове­товал выждать еще пару дней, поскольку, по его мнению, морозы должны ударить вот-вот.

На вопрос Наполеона, откуда он это знает, служивый ответил: «Пауки подсказывают». И действительно, вскоре наступило похолода­ние, войска смогли продолжить наступление.

Слышал ли про этот случай Л. Н. Толстой или нет, сказать трудно. Но объяснение паучь­ему поведению он в своем рассказе дает совер­шенно правильное. «Чувства у паука так тон­ки, — пишет он, — что когда в воздухе начнет собираться сырость, и мы этой сырости не слы­шим и для нас погода еще ясная, — для паука уже идет дождь».

Объяснял писатель и отчего при высыха­нии деревянные доски, как правило, коробят­ся и как этого можно избежать. Почему в мо­розы трещат деревья и отчего лед плавает, а вода при замерзании может разорвать даже чугунный ствол пушки...

Наконец, два рассказа писатель посвятил модному тогда увлечению — воздухоплава­нию и толково объяснил, почему воздушные шары летают.

«Если взять наду­тый пузырь и опус­тить его в воду, а по­том пустить, — то пу­зырь выскочит на верх воды и станет по ней плавать, — пи­шет он. — Точно так же, если кипятить чугун воды, — то на дне, над огнем, вода делается летучею, га­зом; и как соберется пар, немножко водя­ного газа, он сейчас пузырем выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают не переста­вая; тогда вода кипит.

Так же, как из воды выскакивают наверх пузыри, надутые летучею водой, потому что они легче воды, — так из воздуха выскочит на самый верх воздуха пузырь, надутый газом — водородом, или горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного воздуха,— а водород легче всех газов».

В общем, как видите, Лев Николаевич Тол­стой прекрасно разбирался не только в челове­ческой натуре и характере, но и в законах при­роды, мог описать не только характер челове­ка, но и сущность того или иного физического явления.
Категория: ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 1545 | Добавил: admin | Теги: хрестоматития по литер, к урокам литературы, я познаю мир тайны литературы, интересноо писателях, удивительная литература, о литературном произведении | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0