В школе нас учат, что Гомер, великий поэт Древней Греции,
был слепым. В учебниках истории изображен бюст Гомера, созданный в Александрии,
в III веке до н. э. Он наглядно показывает, что поэт был незрячим. И даже гениальный
поэт России А. С. Пушкин как-то обронил двустишие, посвященное переводу «Илиады»
на русский язык:
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.
Однако откуда такая уверенность в том, что поэт был слепым?
И вообще, кто такой Гомер?
Тот знаменитый бюст, на который ссылаются многие, был создан,
как уже говорилось, в III веке до н. э., то есть примерно через 6—7 столетий после
смерти Гомера. Так что говорить об идентичности скульптуры и оригинала тут не приходится.
Далее, в энциклопедии сказано, что Гомер был странствующим
певцом-сказителем, сочинившим по крайней мере две знаменитые поэмы — «Илиаду» и
«Одиссею», а также, возможно, еще «Фиваиду», «Киприи» и другие поэмы так называемого
«киклического» цикла, связанные с мифами о Троянской войне. Кроме того, ему приписывают
авторство 33 «гомеровских гимнов», воспевающих олимпийских богов, и еще множества
других произведений.
И все бы ничего, но вот тут возникает некая загвоздка. Согласно
легенде, слепой поэт был еще и неграмотным. Значит, все свои произведения он должен
был помнить наизусть. Между тем только дошедшие до нашего времени «Илиада» с «Одиссеей»
имеют объем более 50 печатных листов. Можно ли хранить такое количество стихов в
памяти?
Кроме того, профессор Александр Портнов, анализируя тексты
Гомера, обратил внимание на многообразие цветовых картин, проходящих в текстах
поэм бесконечной чередой. Способен ли слепой человек сказать:
Так от широкого
веяла, сыплясь по гладкому току,
Черные скачут
бобы или зеленые зерна гороха...
Может ли даже гениальный поэт, если он слеп, передать мгновенный
взгляд пловца, подброшенного штормовой волной:
Поднятый кверху волной и взглянувши быстро вперед,
Невдали пред собою увидел он землю...
Действительно, это ощущение знакомо всем, кто плавал в штормящем
море, оно длится всего лишь долю секунды, и Гомер передает его с предельной точностью.
Гомер также указывает, что олово — белое, медь — багряная,
а вот железо в его поэмах — седое! До такой точности описания не додумались даже
современные специалисты, уныло сообщающие, что цвет железа... железно-серый. Гомер
же нашел точное определение. Но для этого необходимы зоркие глаза, умение видеть!
Поэмы Гомера — свидетельство того, что первый поэт мира был наблюдательнее и зорче
многих из нас!
«Наверное, если бы Гомер действительно был бы слеп, в его
поэмах главенствовали бы звук, осязание и запах, а зрительные ассоциации были бы
подавлены, — сообщает профессор Портнов. — Когда я провел подсчет зрительных, звуковых,
осязательных и запаховых ассоциаций, то оказалось, что Гомер 85—90 процентов информации
о внешнем мире передает на основе зрительного восприятия, около 10 процентов приходится
на слух, остальное — на осязание и запах. Такое распределение характерно для вполне
здорового человека, которому зрение поставляет до 90 процентов информации об окружающем
мире».
Но если это так, то откуда возникла легенда о слепоте Гомера?
Да и вообще, почему он большую часть жизни странствовал по городам и весям, описывая
потом увиденное в своих стихах?
Попробуем найти ответы на эти вопросы опять-таки в произведениях
самого поэта. Взять хотя бы «Одиссею». Сюжет ее вкратце таков. Одиссей оставляет
свой дом, жену и малолетнего сына и отправляется на корабле в дальние страны,
из которых возвращается лишь спустя много лет. Что же звало его в дальний путь?
Богатства, драгоценные клады? Но никаких богатств домой он так и не привез...
Да, конечно, ни золота, ни драгоценностей Одиссей не приобрел.
И все-таки, если вдуматься, он вернулся назад отнюдь не с пустыми руками. Он привез
точные знания о других землях, о пути туда, о силах, которые могут противостоять
путешественникам.
То есть, говоря другими словами, Одиссей стал обладателем
стратегической информации. И, стало быть, его самого и всю его команду можно считать
разведчиками, тайно собирающими сведения о других странах и народах.
Такая точка зрения, согласитесь, многое объясняет и в судьбе
самого Гомера. Он не был воином, не был полководцем. Тем не менее, стал свидетелем
немалого числа битв, побывал во многих местах. В качестве кого?
Теперь, полагаю, вы и сами в состоянии ответить на этот вопрос.
Да, он был советником вождей, добытчиком для них ценнейшей информации. И для этого
вполне мог накинуть на себя личину бродячего поэта и певца — барда, как сказали
бы в наше время. А для пущей безопасности — мог притвориться и слепым...
Свои же донесения он не записывал, а — как это и положено
— запоминал. И чтобы данные лучше держались в памяти, рифмовал их, превращал в стихотворные
строки. Да еще так талантливо!
Известный поэт Осип Мандельштам, например, как-то обратил
внимание, что в песне 2 из «Илиады» на 284 строки (с 494-й по 779-ю) приходится
382 собственных имени — названия племен, имена героев, островов, гор, рек, целая
воинская ведомость, список анкетных данных и названий кораблей. Но ему и в голову
не пришло, что тут не только высокая поэзия, но и подробнейшее донесение.
По преданию, Гомер был похоронен на острове Хиос. Сохранились
монеты с этого острова, относящиеся к IV веку до н. э.; на них Гомер изображен
похожим на Зевса, с широко открытыми глазами. В музее города Модены в Италии хранится
бронзовый бюст IV века до н. э. с именем Гомера — тоже без всяких следов слепоты.
Известны и другие античные изображения зрячего Гомера.
Так что, получается, что если поэт в действительности и ослеп,
то случилось это, скорее всего, лишь на склоне лет. Но до этого он многое успел
увидеть и запечатлеть. |