На этот вопрос есть как минимум
три ответа. Один весьма прозаический: насколько мне известно, алые паруса для
кинокартины под таким же названием были сшиты в мастерских Одесской
киностудии. Второй содержится в самой книге: там говорится, что паруса из
алого шелка сшили матросы, усевшись по-турецки на палубе бригантины. И наконец,
ответ третий, пожалуй, самый правильный: тому, что на
свете появилось само это понятие
«алые паруса», мы целиком обязаны Александру Степановичу Гриневскому. Именно
так звали писателя Александра Грина в жизни.
Почему писатель отказался от своей
фамилии на обложке? Тому тоже есть несколько причин. Во-первых, начинал Грин
писать в те времена, когда на уличной вывеске вполне можно было прочесть,
например, такое: «Портной Степан Иванов из Парижа», а в цирке поголовно все артисты
и артистки звались Жанами, Полями и Стеллами, хотя на самом деле все они были русскими.
Такая в начале XX века была-в России мода — все иностранное казалось лучше отечественного.
Так что и Гриневского издатель вполне мог попросить сделаться Грином. Да и сам
Александр Степанович против этого не возражал. Псевдоним гораздо лучше запоминался
читателями, а это для писателя немаловажно. Кроме того, многие воспринимали как
само собой разумеющееся, что о городах с названиями Гель-Гью, Зурбаган и Лисс, о
героях с именами Ассоль, Эгль и Лети- ка будет писать литератор с иностранным именем.
Вот так уроженец Вятской губернии и стал «иностранцем».
Кстати, не меня одного ввел в заблуждение его псевдоним. Всем
известный писатель К. Г. Паустовский вспоминал, как во времена своей юности, пришедшейся
как раз на начало XX века, зачитывался выпусками «Универсальной библиотеки».
«Это были маленькие книжечки в желтой бумажной обложке, напечатанные
петитом, — писал Константин Георгиевич. — Стоили они необыкновенно дешево. За десять
копеек можно было прочесть «Тартарена» Доде или «Мистерии» Гамсуна, а за двадцать
— «Давида Копперфильда» Диккенса или «Дон Кихота» Сервантеса.
Русских писателей «Универсальная библиотека» печатала только
в виде исключения. Поэтому, когда я купил очередной выпуск со странным названием «Синий каскад Теллури» и увидел
на обложке имя автора — Александр Грин, то, естественно, подумал, что Грин иностранец...»
А вернее всего, даже вновь приобретенным именем, как и своими
книгами, писатель хотел отгородиться от той скучной и беспросветной жизни, которая
его окружала. Нужда заставила его перепробовать множество профессий. В поисках
заработка Гриневский скитался по России, становясь то рыбаком, то золотоискателем,
то переписчиком ролей для театра, а то и банщиком. Одно время он был даже революционером.
Но прятаться толком не умел, в людях разбирался плохо, и потому вскоре был выслежен,
арестован, посажен в тюрьму, а затем и отправлен в ссылку.
Там он и начал писать. А чтобы полиция не узнала еще и об
этом его занятии, придумал себе псевдоним.
В общем, как видите, у Гриневского было предостаточно причин,
чтобы превратиться в Грина. И если революционер Гриневский так и не смог осуществить
свою мечту — сделать так, чтобы земля вокруг стала царством всеобщего счастья,
то литератор Грин такую землю открыл и описал в своих книгах.
«Нет более бестолкового и
чудесного порта, чем Лисс, — писал он. — Разноязычный город определенно
напоминает бродягу, решившего наконец погрузиться в дебри оседлости. Дома
рассажены как попало среди неясных намеков на улицы, но улиц, в прямом смысле
слова, не могло быть в Лиссе уже потому, что город возник в обрывках скал и
холмов, соединенных лестницами, мостами и узенькими тропинками. Все это
завалено сплошной густой тропической зеленью, в веерообразной тени которой
блестят детские, пламенные глаза женщин. Желтый камень, синяя тень, живописные
трещины старых стен; где-нибудь на бугрообразном дворе — огромная лодка,
чинимая босоногим, трубку покуривающим нелюдимом; пение вдали и его
эхо в овраге; рынок на сваях под тентами и огромными зонтиками; блеск оружия, яркое
платье, аромат цветов и зелени, рождающий глухую тоску, как во сне — о влюбленности
и свиданиях; гавань — грязная, как молодой трубочист; свитки парусов, их сон и крылатое
утро, зеленая вода, скалы, даль океана; ночью — магнетический пожар звезд, лодки
со смеющимися голосами — вот Лисс».
Впрочем, бывший революционер А.С. Гриневский сделал еще одну
попытку превратить свою мечту в действительность. На Гражданскую войну он ушел
с солдатским мешком, где рядом с парой портянок и сменой чистого белья лежала рукопись
«Алых парусов» — поэмы в прозе, или феерии (от слова фея — волшебница).
Но то, что он увидел на войне, и то, что получилось в результате,
разительно отличалось от его представлений о мире чистоты и справедливости. И писатель
окончательно ушел от действительности в свой мир грез и сказок.
Однако и тут ему не повезло. Одна из его книг попалась на
глаза невысокому человеку с черными усами и следами оспы на лице. Тот желтыми пронзительными
глазами пробежал по строчкам, отбросил книжку в сторону и глуховатым голосом с грузинским
акцентом произнес всего одну фразу:
— Нам такие мечтатели не нужны!..
А поскольку к тому времени бывший семинарист Иосиф Джугашвили,
бывший революционер Коба уже превратился во всесильного товарища Сталина, вождя
всех людей и народов, то его слово стало законом. По крайней мере, в Стране Советов,
занимавшей одну шестую часть суши.
Александра Грина тут же перестали печатать. И он, наверное,
пожалел, что в действительности не был иностранцем. Каково ему жилось в то время,
можно судить хотя бы по такому факту. Музейные работники в Феодосии рассказывали,
что когда они открывали музей Александра Грина, то так и не смогли найти вещей,
принадлежавших лично писателю. Их у него практически не было — все, имевшее хоть
какую-то ценность, было продано, обменяно на хлеб. Ну, а рыбу писатель ловил сам,.
Умереть с голоду писателю Грину не дал один отважный человек,
фамилию которого мне узнать так и не удалось, — редактор маленькой местной газеты.
Он, невзирая на запрет, потихоньку продолжал печатать заметки и рассказы писателя,
придумывая ему каждый раз все новые псевдонимы.
Ну, а тому оставалось лишь надеяться, что когда-нибудь алые
паруса удачи появятся и в его гавани.
Но если девочка Ассоль все же увидела громаду «алых парусов
белого корабля», то A.C. Гриневский, гражданин без определенных занятий, этого
так и не дождался. Он умер в 1932 году, когда до заката сталинской империи было
еще далеко...
Однако Александр Грин преодолел-таки забвение. И пустые комнаты
маленького домика-музея в Феодосии, где некогда жил писатель, ныне заставлены
стеллажами с книгами, на обложках которых на разных языках обозначено одно и то
же имя — А. Грин. |