Вообще-то тема подлинности авторства не нова. До сих пор
идут споры, является ли, например, Уильям Шекспир автором всемирно известных
шедевров. Еще не поставлена точка в спорах об авторстве «Тихого Дона».
А Александр Дюма — эта «фабрика романов»! Неужто за этим
очаровательным, могучим и остроумным здоровяком стоял кто-то другой?..
Попробуем разобраться в этой тайне на примере самой
известной книги Дюма — «Три мушкетера» .
Ах, какими замечательными дуэлянтами они были! Как
ловко владели шпагами, как блистательно фехтовали, какие неудержимые выпады
делали, сражая врагов наповал! А главное, они были всегда справедливы,
бросаясь в бой лишь за правое дело!
Как можно не любить тех, кто жизнь был готов положить за
друга? «Один за всех и все за одного!» Как можно не любить эту замечательную,
веселую книгу!
Веселую?.. Но давайте попробуем взглянуть на трилогию
«Три мушкетера», «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя» под иным углом
зрения. Судите сами: за тридцать лет жизни главных героев нашлось всего лишь
три недели, достойных описания. И то во второй книге д'Артаньян вынужден по
существу пойти против своих старых друзей, а в последней, третьей части он
погибает, едва добившись желаемого.
Чем же занимался остальное время наш славный рыцарь?
Хождением на службу, стоянием в караулах и попойками... Ей-ей, остальные
нашли себе более достойные занятия. Арамис занялся богоугодными делами, Портос,
как и хотел, разбогател и жил в прекрасном поместье. Атос же, наш славный,
мудрый и благородный Атос, привел в порядок свои дела, имение и вырастил сына.
Не случайно А. Дюма именно ему симпатизирует больше всех.
Но откуда писатель узнал о судьбах своих героев? Неужто
все выдумал от первой и до последней строчки?
В предисловии к «Трем мушкетерам» Дюма сам, с
непринужденной улыбкой, но довольно-таки туманно рассказывает о том, как он
нашел сюжет для романа. Видимо, ему не хотелось раскрывать полностью карты и
называть имя автора мемуаров, которыми он воспользовался, но и уж совсем
обойти их он тоже не мог: в его ушах еще звучали упреки и обвинения в том, что
все его романы написаны вовсе не им.
Поэтому Дюма ограничивается полуправдой: говорит о том,
что нашел «Воспоминания г-на д'Артаньяна» в Королевской библиотеке, но имя
Гатьена Сандра де Куртиля — автора этих самых «Воспоминаний» — даже не упоминает.
А, между прочим, в свое время эта книга, изданная в Нидерландах, пользовалась
огромным успехом и во Франции...
Впрочем, Дюма, похоже, так и не узнал, что и сам стал
жертвой мистификации. Сандра де Куртиль выпустил подложные мемуары: сам Шарль
де Батц Кастельморо, присвоивший себе имя д'Артаньяна, их не писал. Правда,
сопоставив даты, можно предположить, что де Куртиль вполне мог лично знать
д'Артаньяна! Жили они в одно время, могли встречаться при дворе.
Когда д'Артаньян, дослужившись до полковника, погиб в
1673 году при штурме голландского города Маастрихт, де Куртилю было 29 лет.
«Воспоминания» же он выпустил в 1700 году. И пользовался ли он при этом какими-то
записками д'Артаньяна или его устными рассказами, остается лишь гадать... Во
всяком случае, несомненно одно: жизненная основа «Трех мушкетеров» реальна.
Шарль де Батц Кастельморо — он же д'Артаньян и главный
герой «Воспоминаний» и «Трех мушкетеров» — был средним из пяти сыновей
обедневшего гаеконского дворянина.
Старший из братьев, кстати, тоже был мушкетером. Но к
тому времени, когда средний брат добрался до Парижа, он уже погиб.
В одной из парижских харчевен, где обычно собирались
мушкетеры, Шарль познакомился с другим бедным гасконцем Исааком де Порто, не
менее Шарля мечтавшим о плаще мушкетера, а пока прозябавшим в роте Дезэссара.
Знакомство Же с Анри Арамицем и Арманом де Силлек д'Атос д'Отевиллем — дальними
родственниками де Тревиля — произошло примерно так, как это описано в книге, —
накануне их дуэли с гвардейцами кардинала.
Впрочем, из вышесказанного вовсе не следует, что,
увлекшись каким-либо сюжетом, Дюма затем в точности следовал исторической
правде. Он стал родоначальником когорты писателей-фантастов, которые писали не
о будущем, а о прошлом, используя известные им факты всего лишь как
иллюстрации к развиваемому ими сюжету, к собственной трактовке событий.
Это весьма раздражает так называемых серьезных историков.
Но, положа руку на сердце, признаемся: читать их сухие манускрипты охотников
мало. Тем более что со временем выясняется: историки тоже частенько
подтасовывают факты, перекраивая историю по указанию того или иного правителя.
Так что не будем осуждать Дюма. Все дело в том, что
литератор считал историю цепью случайностей. И был уверен, что миром правили
не короли, а Его Величество Случай. Вот вам иллюстрация: война между Францией и
Англией, описанная в «Трех мушкетерах», началась, получается, из-за любви
Бекингэма к Анне Австрийской, а вовсе не по каким-то там финансово-политическим
причинам.
Писатель представляет войну большой дуэлью двух
влюбленных и могущественных соперников — Бекингэма и Ришелье. А события,
происходившие в ту пору во Франции, в книге объясняет предельно просто: часть
народа служит королю, часть — Ришелье, а сами власть имущие, не заботясь о
чаяниях простых людей, развлекаются утонченными политическими и любовными интригами.
Хотя на самом деле о том, как абсолютизм власти Людовика
XIII и Ришелье вступил в жесточайший конфликт с феодалами, написаны тома
исторических исследований.
Но какое до них дело Дюма! Перед писателем стояла
совершенно иная задача. Он и не собирался восстанавливать ход истории. Он вообще
не историк, а романист. И потому, считал Дюма, он вправе иметь свою точку
зрения на свершившиеся события. Литератор стремился к тому, чтобы история была
в его романах увлекательной.
Дюма еще в середине XIX века понял, что скрупулезно
точное описание исторических событий интересно лишь кучке специалистов. Дюма
же пришел к созданию исторического романа нового типа — романа-фельетона, как
его называли тогда, или романа-триллера, как мы говорим сегодня. Словом, произведения,
где действие разворачивается бурно, стремительно, где не остается места
скучным длинным диалогам, где интрига вьется прихотливой спиралью, а с
героями вечно что-то происходит...
Но вот что любопытно. Столь пренебрежительно относясь к
исторической действительности, по-своему толкуя подоплеку событий, Дюма с
поразительной достоверностью рассказывает об обычаях того времени, о быте и
нравах. А если так, значит, писателя трудно упрекнуть в художественной
недостоверности.
Дюма не менее правдив и в описании характеров своих
героев. Каждый из них поступает так, как ему велит его натура: д'Артаньян
хитрит, Атос проявляет благородство, Арамис увиливает, а Портос прям и
простодушен,
Дюма был необычайно плодовит. За те три года, что он
писал «Трех мушкетеров», в свет вышло еще десять томов его сочинений! Й среди
них «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро»! Для сравнения:
Лев Толстой, как известно, писал всего по четыре страницы в день.
Впрочем, Дюма хитрил. Если Л. Н. Толстому помогали лишь
его жена да секретарь, то Дюма был, наверное, первым, кто внедрил в литературе
так называемый бригадный подряд. На него работал добрый десяток литературных
«негров».
Выглядело это примерно так. Перед тем как начать новую
большую работу, Дюма собирал своих сотрудников в каком-нибудь роскошном
ресторане, угощал прекрасным обедом, а за кофе уже начиналась работа.
Дюма, загораясь все более и более по ходу рассказа,
щедрыми мазками набрасывал фабулу будущего романа, а все остальные делали памятные
записи. Потом составлялся общий план, распределялись главы, и каждый писал свою
часть текста. Затем Дюма, собрав все написанное, сам тщательно его
редактировал — выбрасывая неудачные места и вписывая новые эпизоды, шлифовал
стиль и слог. После чего черновик поступал к некоему Вьейону — горькому
пьянице, обладавшему одним огромным достоинством: его почерк как две капли воды
походил на почерк Дюма. И тот переписывал все набело, поскольку издатели,
напуганные слухами, что Дюма присваивает чужие идеи, сюжеты, а то и целые
книги, принимали рукописи, написанные только рукой мэтра.
Так что не удивляйтесь, видя, как ныне какой-нибудь
борзописец выпускает каждый месяц по детективу. Тайна тут невелика. Просто на
него работает целая бригада «литературных рабов». Не станем укорять Дюма за
то, что он работал с сотрудниками. Он любил много зарабатывать и еще больше
тратить. А главное: его просто распирало от замыслов, и если бы он все до
последней строчки записывал сам, то, наверное, его литературное наследство было
бы гораздо меньше.
Впрочем, в России отношение к Дюма всегда было
неоднозначное. Одним из первых его переводчиков был сам Белинский, «Три мушкетера»
имели огромный успех. А чуть позже Герцен с горечью заявил, что Дюма в России
появился не вовремя: его легковесные романы отвлекают россиян от решения
насущных проблем и чтения серьезной литературы.
Появление Дюма в России было феерическим. Фейерверки в
его честь в обеих столицах — Петербурге и Москве. Толпы восторженных почитателей,
ловящих на лету каждое его слово. Герцену же оставалось лишь упрекать своих соотечественников:
«Со стыдом, с сожалением читаем мы, как наша аристократия стелется у ног Дюма,
как бегает смотреть «великого курчавого человека» сквозь решетки сада...»
Дюма побывал и в Казани, и в Саратове, и в Астрахани, И
в Баку, и в Тифлисе, и в других городах, совершенно для него экзотических. А
вернувшись во Францию, выпустил 7 (!) томов, посвященных России. Пусть довольно
сумбурных, с сумятицей, путаницей, но интересных, а главное — привлекающих внимание
к нашей стране. И он же, кстати, был первым, кто рассказал французскому
читателю о Пушкине и Лермонтове.
...И напоследок вернемся к «Трем мушкетерам». Почему
именно эту книгу вспоминают первой, когда речь заходит о творчестве Александра
Дюма-старшего? Почему читатели любят этот роман больше, чем, скажем, утонченную
«Даму с камелиями» и другие изысканные произведения его сына?
Быть может, потому, что сам Дюма въехал когда-то в Париж
подобно д'Артаньяну? Оба они были выходцами из захолустных городков, оба
отправились в столицу на поиски счастья, у обоих побрякивали в карманах жалкие
гроши, зато в головах было полным-полно великих планов покорения не только
Парижа, но и всего мира. И оба-таки добились своего.
Дюма вот уже более 100 лет помнит и читает весь мир. Что
же касается д'Артаньяна... Кто-то, возможно, посчитает его неудачником:
дескать, только добился высокого звания и почестей, как тут же погиб. А мне
приходит на память факт, приведенный когда-то в «Комсомолке».
Парнишка, возвращавшийся поздно вечером с тренировки по
фехтованию, услышал крики женщины, зовущей на помощь. Ловко орудуя шпагой, он
прижал к стене грабителя и продержал его до прихода милиции. На другой день юного храбреца нашел
журналист из местной газеты и среди прочего спросил, кто его любимый герой.
Мальчик ответил: «Д'Артаньян». |