Шекспир в переводе означает «потрясающий копьем». Однако,
пожалуй, знаменитого поэта и драматурга правильнее было бы назвать «потрясающей
тайной». В чем же заключается «потрясающая тайна» Шекспира, которая вот уже не одно
столетие не дает спокойно спать шекспироведам многих стран? Какова же судьба этого
известного всему миру человека? Некий юноша, принц датского королевства, будучи в путешествии
за границей, вдруг узнает, что его отец умер при довольно загадочных обстоятельствах. Он срочно возвращается домой,
и тут подозрения еще более усиливаются. Он обнаруживает, что отец был убит весьма
изощренным способом — ему спящему ночью влили в ухо яд. А за самим юношей теперь
установлена слежка, и каждую ночь можно ожидать визита наемного убийцы.
Чтобы хоть как-то обезопасить себя, юноша притворяется сумасшедшим
и тайно проводит собственное расследование. В конце концов ему удается установить
заказчиков преступления. Это его дядя Клавдий и собственная мать.
Но как изобличить убийц? Юноша пишет пьесу про убийство и
ставит ее в придворном театре. Наблюдая во время представления за дядей, юноша видит,
как тот побледнел. Клавдий изобличен и понимает, что его замысел раскрыт. Теперь
уже охота за юношей идет в открытую. Убийца вызывает юношу на дуэль, смазав острие
своей шпаги ядом. Но в пылу поединка противники меняются
оружием. Убийца ранен. Он, понимая, что обречен, рассказывает юноше, как было
совершено убийство. Тот жестоко мстит, но в конце концов гибнет и сам.
Трагедия завершается гибелью всех
главных героев. Одно убийство повлекло за собой цепь преступлений.
Таков вкратце сюжет или, если
хотите, либретто самой знаменитой пьесы Шекспира «Гамлет». Сюжет, конечно,
закручен лихо, но «Гамлета» ценят в основном не за это, а за те талантливые
стихи, которыми написана пьеса. Вспомнить хотя бы один знаменитый монолог
Гамлета — «Быть или не быть, вот в чем вопрос»!
Литературоведы также утверждают, что в этой пьесе Шекспир
не только показывает всю сложность человеческой сущности, но и задумывается над
судьбой целого поколения. Гибнут все! «Сожжен на костре Джордано Бруно, сожжен
приятель Рабле, издатель и просветитель Этьен Доле, запрятан в тюрьму великий ученый,
надежда всего человечества Галилео Галилей...» — пишет по этому поводу литературовед
С. Д. Артамонов и продолжает: «Новообретенный мир Нового Света стал ареной неслыханных
злодеяний и надругательств над Местными жителями ради серебра и золота».
Вот, оказывается, какие вселенские глубины можно усмотреть
в сюжете про бытовое убийство.
Но мог ли в них погрузиться человек, после которого не сохранилось
ни одной пьесы, ни одного сонета, ни одной строчки, которая была бы написана рукой
маэстро... Так кто же был на самом деле автором пьес, которые приписывают Шекспиру?
Уже не один век исследователи ищут ответ на этот вопрос. Загадка
Уильяма Шекспира основывается на гипотезе, предложенной и поддерживаемой многими
литературоведами и историками, которые считают, что реальный человек — актер Шекспир
— не мог быть автором столь многочисленных и знаменитых пьес и сонетов.
Достоверно о Шекспире известно немного. Он родился в Стратфорде-на-Эйвоне
в 1564 году. Мы не знаем, грамотны ли были его родители и посещал ли школу он сам.
Не подвергается сомнению тот факт, что Шекспир женился на Анне Хетуэй и стал отцом
троих детей. Но неясно, что именно побудило Шекспира оставить спокойную, сравнительно
безбедную жизнь, уехать из Стратфорда в Лондон и стать актером в театре «Глобус».
Тем не менее факт остается фактом: вскоре после появления
Шекспира в театре труппа «Глобуса» стала пополнять свой репертуар драмами и комедиями,
появлявшимися одна за другой и пользующимися большой популярностью среди зрителей.
Дела театра пошли в гору, и в благодарность за это актера Шекспира сделали пайщиком,
совладельцем театра.
Но почему тогда сам Уильям Шекспир относился к своему литературному
наследию довольно безразлично? Установлено, что за несколько лет до смерти он вернулся
в Стратфорд довольно богатым человеком. Приобретя дом и другую недвижимость, знаменитый
драматург занялся... ростовщичеством.
А когда умер, то в своем завещании, где скрупулезно перечислялись
самые незначительные вещи (например, «кровать поплоше»), не сделал почему-то абсолютно
никаких указаний относительно рукописей и книг — основного, казалось бы, источника
своего дохода.
Из этого факта противники авторства актера Шекспира, которых
иногда называют антистратфордианцами, делают вывод,
что у рукописей был другой хозяин — истинный автор-инкогнито. (Говорят, их
было даже несколько.)
Надо сказать, что для такого
вывода есть немало оснований. Так, в доме Шекспира никто не видел книг. Это
можно объяснить тем, что актер Шекспир был неграмотен и заучивал тексты своих
ролей с голоса. Но как он тогда мог писать пьесы?
Обвинения в неграмотности строятся
также и на том, что до нас не дошло ни одной рукописи Шекспира. А под разными
юридическими документами стоят непохожие друг на друга подписи. Исследователи
полагают, что они принадлежат нотариусам, которые подписывались вместо
клиента. В то время так делали, если клиент был неграмотен.
Далее, никто из современников не
написал ни одной элегии на смерть поэта и драматурга Шекспира, как это было
принято в ту эпоху. Не упоминает имени Шекспира почему-то и актер Аллен,
который отмечал в своем дневнике все мало-мальски значимые театральные
события. И доктор Холл — зять Шекспира — ни
разу не упоминает в своих каждодневных записях о тесте как об авторе популярных
пьес. Наконец, все портреты Шекспира написаны после его смерти и заставляют
усомниться в подлинности и даже реальности изображенного лица.
Показательна в этом смысле и
история памятника, поставленного на могиле Шекспира. Изображенный там человек
совершенно не похож на скульптуру, воспроизведенную на рисунке, приложенном к
первому собранию сочинений Шекспира, вышедшему в 1623 году. Судя по рисунку,
первоначально скульптура представляла собой фигуру грузного бородача, прижимающего обеими руками к животу
какой-то большой предмет, похожий на мешок.
Лишь в 1709 году, когда слава
литератора стала всемирной, памятник претерпел изменения: вместо мешка у
изображения Шекспира появилось перо в одной руке и лист бумаги — в другой.
Антистратфордианцы обращают внимание
также на загадочную фразу современника Шекспира, поэта Вена Джонсона,
произнесенную им в связи с выходом первого собрания сочинений Шекспира: «Ты — памятник
без могилы».
К могиле мы с вами еще вернемся. А пока давайте зададимся
вопросом: «Если не Шекспир, тогда кто же был автором приписываемых ему произведений?»
Современное шекспироведение насчитывает более полусотни кандидатов
на эту роль. В их список входит даже жена Шекспира — женщина деятельная и умная.
Но в то время, дескать, было не принято, чтобы женщины занимались умственным трудом,
а тем более писали пьесы и книги. Вот жена и попросила мужа «прикрыть» ее.
Впрочем, среди кандидатов-женщин есть и особы более именитые.
Так, шекспировед Д. Э. Суит, например, полагает, что за мнимым авторством Шекспира
укрылась... сама королева Елизавета I.
Эта версия основывается на многочисленных намеках в сонетах
Шекспира на политические события, которые могли волновать важного государственного
деятеля, но не неграмотного актера-лицедея из театра «Глобус».
Суит также указывает на большое количество волевых напористых героинь в пьесах
Шекспира, которые смело спорят и противодействуют слабовольным сомневающимся
героям. В этом сочетании Суит видит очевидную аналогию с Елизаветой I и ее
фаворитом графом Эссексом.
Кроме того, Суит обращает внимание
на то, что Шекспир не написал элегии на смерть королевы. Для актера это
естественно, а вот для знаменитого поэта того времени такой поступок непростителен.
Кроме того, сразу после смерти
Елизаветы I в 1603 году в
творчестве самого Шекспира прослеживается явный спад.
Непонятным в этой версии остается
лишь одно: зачем Елизавете I надо было прятаться за реальным человеком? Ведь
проще было бы просто взять псевдоним...
Другой кандидат на роль автора
пьес, приписываемых Шекспиру, — Фрэнсис Бэкон — великий философ и
лорд-канцлер. Эта версия имеет массу поклонников, ибо личность Ф.
Бэкона вполне соответствует представлению об авторе пьес как о признанном философе,
получившем блестящее образование.
Свои суждения бэконианцы основывают на совпадении многих мыслей
в записных книжках философа и пьесах Шекспира. Невозможно представить, чтобы простой
актёр Шекспир мог быть знаком с записями лорда-канцлера Бэкона. Правильнее, как
считают исследователи, предположить, что Бэкон сначала записывал свои мысли в
записной книжке, а затем преподносил их зрителям «Глобуса» в высокохудожественной
форме. Кроме того, утверждается, что если брать по определенной системе буквы
из разных страниц первого издания произведений Шекспира, то получится фраза, подтверждающая
авторство Ф. Бэкона.
Однако философ Бэкон прожил на 10 лет дольше Шекспира. Так
что в данном случае герою нашего расследования вовсе не надо было бы бросать на
склоне лет свое ремесло и возвращаться в родной город, чтобы заняться ростовщичеством.
Кроме того, новейшие изучения текстов Шекспира говорят о том,
что их создатель не обладал такими уж глубокими познаниями. Например, он допускает
много ошибок в географии, повторяя недочеты и промахи авторов дешевых изданий.
Сомнительно, чтобы столь грубые ляпы мог допустить такой крупный ученый, как Фрэнсис
Бэкон. Совпадения же некоторых мыслей в записных книжках одного и пьесах другого
могут быть объяснены тем, что многие трагедии Шекспира являются попросту переделками
написанных и изданных ранее произведений. Они были наверняка знакомы и Бэкону.
Граф Оксфорд — еще один кандидат на авторство пьес — умер
раньше Шекспира, в 1604 году. Интересно то, что достучавшийся до духа графа с помощью
сеансов спиритизма Перси Ал лен заявил, что все произведения, приписываемые Шекспиру,
сочинены Оксфордом при участии Бэкона и некоторой помощи со стороны самого Шекспира.
Это же вроде бы подтвердили духи философа и актера. Но, согласитесь, свидетельства
духов не примет в качестве доказательств ни одна серьезная комиссия.
Куда более остроумная версия выдвинута Д. М. Максуэллом. Он
полагает, что под именем Шекспира скрывался министр двора Роберт Сесил, граф Солсбери.
Годы его жизни близки к годам жизни Шекспира. Максуэлл нашел в сонетах намеки на
физические недостатки автора, а известно, что Сесил был горбуном.
А вот по версии, выдвинутой Г. Джонсоном, получается, что
пьесы Шекспира сообща писали члены католического подполья в Англии. Псевдоним «Шекспир»
якобы взят отцами-иезуитами по созвучию с фамилией папы Андриана IV — единственного
англичанина, возглавлявшего католическую церковь. Breakspeare («ломатель копий»)
был ими переделан в Shakespeare («потрясатель копий»).
Многие исследователи полагают, что внимания заслуживает гипотеза,
согласно которой к написанию пьес Шекспира приложил руку Вильям Стенли, граф Дерби.
Его инициалы W.S. совпадают с инициалами Шекспира. Кроме того, сохранились донесения
иезуитского шпиона в Англии Джорджа Феннера отцу Парсону в Риме. Из них следует,
что шпион пытался склонить английских аристократов к католическому заговору против
Елизаветы I и надеялся на участие в нем графа Дерби. Но потом понял, что это тщетно,
поскольку «граф Дерби занят ныне только писанием комедий для простых актеров».
В авторы по крайней мере части пьес, приписываемых Шекспиру,
исследователи выдвигают и великого драматурга Кристофера Марло, трагически погибшего
в 1593 году.
О его причастности к нашему расследованию говорят хотя бы
такие факты.
Биография Марло почти столь же бедна достоверными сведениями,
как и биография Шекспира.
Известно лишь, что сын сапожника из Кентербери, Марло окончил
Кембриджский университет, где получил степень магистра. Будучи еще студентом,
он стал агентом секретной службы. Выполняя секретные поручения, объездил всю Европу,
где выдавал себя за протестанта, перешедшего в католическую веру.
Впоследствии Марло оставил секретную службу и примкнул к обществу
вольнодумцев, которым руководил ученый и мореплаватель Уолтер Реши. Однако деятельность
этого общества вскоре была раскрыта. И 20 мая 1593 года его члены предстали перед
Тайным советом. Однако Марло, к удивлению многих, арестован не был.
Впрочем, через десять дней он погиб при странных обстоятельствах.
Говорят, был убит ударом ножа, обезобразившим его лицо до неузнаваемости. Случилось
это в селении Дептфорд, недалеко от Лондона, во время карточной игры. Причем партнерами
Марло были известный карточный шулер Инграм Фризер, вор Николас Скирс и правительственный
шпион Роберт Пули.
Однако непонятно, как это Марло позволил себя втянуть в игру
с шулером? Как он вообще оказался в столь малопочтенной компании? Почему убийца
Фризер был помилован через месяц после случившегося? И каким это образом человек
умер от раны, которая по сути не является смертельной (последнее доказали исследования
современных экспертов)?
По предположению сторонников авторства Марло, драматург опасался
нового вызова в Тайный совет, грозившего ему, возможно, пытками. Поэтому было инсценировано
его убийство, для чего покровитель Марло Томас Уолсингем (брат умершего к тому времени
руководителя секретной службы) привлек секретных агентов Пули, Фризера и Скирса.
Следствию, как предполагается, был предъявлен труп неизвестного человека (рана
в лицо затруднила опознание трупа), а Марло переждал опасное время в имении Уолсингема.
Затем он тайно уехал на континент и на протяжении многих лет посылал в Англию
пьесы, где они ставились под именем Шекспира.
...В общем, вопрос, кому принадлежат пьесы Шекспира, так
и остается открытым. А исследователи продолжают свое дело и время от времени удивляют
нас новыми неожиданными открытиями. |