Пятница, 22.11.2024, 17:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2014 » Июнь » 5 » КТО БЫЛ ШЕКСПИР?
15:26
КТО БЫЛ ШЕКСПИР?
Шекспир в переводе означает «потрясаю­щий копьем». Однако, пожалуй, знаменитого поэта и драматурга правильнее было бы назвать «потрясающей тайной». В чем же заключается «потрясающая тайна» Шекспира, которая вот уже не одно столетие не дает спокойно спать шекспироведам многих стран? Какова же судь­ба этого известного всему миру человека?

Некий юноша, принц датского королевства, будучи в путешествии за границей, вдруг узнает, что его отец умер при довольно загадочных  обстоятельствах. Он срочно возвращается домой, и тут подозрения еще более усиливаются. Он обнаруживает, что отец был убит весьма изощ­ренным способом — ему спящему ночью влили в ухо яд. А за самим юношей теперь установлена слежка, и каждую ночь можно ожидать визита наемного убийцы.



Чтобы хоть как-то обезопасить себя, юно­ша притворяется сумасшедшим и тайно про­водит собственное расследование. В конце концов ему удается установить заказчиков преступления. Это его дядя Клавдий и собст­венная мать.

Но как изобличить убийц? Юноша пишет пьесу про убийство и ставит ее в придворном театре. Наблюдая во время представления за дядей, юноша видит, как тот побледнел. Клав­дий изобличен и понимает, что его замысел раскрыт. Теперь уже охота за юношей идет в открытую. Убийца вызывает юношу на дуэль, смазав острие своей шпаги ядом. Но в пылу по­единка противники меняются оружием. Убий­ца ранен. Он, понимая, что обречен, рассказы­вает юноше, как было совершено убийство. Тот жестоко мстит, но в конце концов гибнет и сам.

Трагедия завершается гибелью всех глав­ных героев. Одно убийство повлекло за собой цепь преступлений.

Таков вкратце сюжет или, если хотите, либ­ретто самой знаменитой пьесы Шекспира «Гам­лет». Сюжет, конечно, закручен лихо, но «Гам­лета» ценят в основном не за это, а за те талант­ливые стихи, которыми написана пьеса. Вспомнить хотя бы один знаменитый монолог Гамлета — «Быть или не быть, вот в чем вопрос»!

Литературоведы также утверждают, что в этой пьесе Шекспир не только показывает всю сложность человеческой сущности, но и заду­мывается над судьбой целого поколения. Гиб­нут все! «Сожжен на костре Джордано Бруно, сожжен приятель Рабле, издатель и просвети­тель Этьен Доле, запрятан в тюрьму великий ученый, надежда всего человечества Галилео Галилей...» — пишет по этому поводу литера­туровед С. Д. Артамонов и продолжает: «Новообретенный мир Нового Света стал ареной не­слыханных злодеяний и надругательств над Местными жителями ради серебра и золота».

Вот, оказывается, какие вселенские глуби­ны можно усмотреть в сюжете про бытовое убийство.

Но мог ли в них погрузиться человек, по­сле которого не сохранилось ни одной пьесы, ни одного сонета, ни одной строчки, которая была бы написана рукой маэстро... Так кто же был на самом деле автором пьес, которые при­писывают Шекспиру?

Уже не один век исследователи ищут ответ на этот вопрос. Загадка Уильяма Шекспира основывается на гипотезе, предложенной и поддерживаемой многими литературоведами и историками, которые считают, что реаль­ный человек — актер Шекспир — не мог быть автором столь многочисленных и знаменитых пьес и сонетов.

Достоверно о Шекспире известно немного. Он родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году. Мы не знаем, грамотны ли были его роди­тели и посещал ли школу он сам. Не подверга­ется сомнению тот факт, что Шекспир женил­ся на Анне Хетуэй и стал отцом троих детей. Но неясно, что именно побудило Шекспира ос­тавить спокойную, сравнительно безбедную жизнь, уехать из Стратфорда в Лондон и стать актером в театре «Глобус».

Тем не менее факт остается фактом: вскоре после появления Шекспира в театре труппа «Глобуса» стала пополнять свой репертуар дра­мами и комедиями, появлявшимися одна за другой и пользующимися большой популярно­стью среди зрителей. Дела театра пошли в го­ру, и в благодарность за это актера Шекспира сделали пайщиком, совладельцем театра.

Но почему тогда сам Уильям Шекспир от­носился к своему литературному наследию довольно безразлично? Установлено, что за не­сколько лет до смерти он вернулся в Стратфорд довольно богатым человеком. Приобретя дом и другую недвижимость, знаменитый дра­матург занялся... ростовщичеством.

А когда умер, то в своем завещании, где скрупулезно перечислялись самые незначи­тельные вещи (например, «кровать поплоше»), не сделал почему-то абсолютно никаких указа­ний относительно рукописей и книг — основ­ного, казалось бы, источника своего дохода.

Из этого факта противники авторства акте­ра Шекспира, которых иногда называют антистратфордианцами, делают вывод, что у рукописей был дру­гой хозяин — истин­ный автор-инкогни­то. (Говорят, их бы­ло даже несколько.)

Надо сказать, что для такого вывода есть немало основа­ний. Так, в доме Шекспира никто не видел книг. Это мож­но объяснить тем, что актер Шекспир был неграмотен и заучивал тексты своих ролей с голоса. Но как он тогда мог писать пьесы?

Обвинения в неграмотности строятся так­же и на том, что до нас не дошло ни одной ру­кописи Шекспира. А под разными юридичес­кими документами стоят непохожие друг на друга подписи. Исследователи полагают, что они принадлежат нотариусам, которые подпи­сывались вместо клиента. В то время так дела­ли, если клиент был неграмотен.

Далее, никто из современников не написал ни одной элегии на смерть поэта и драматурга Шекспира, как это было принято в ту эпоху. Не упоминает имени Шекспира почему-то и актер Аллен, который отмечал в своем дневни­ке все мало-мальски значимые театральные события. И доктор Холл — зять Шекспира — ни разу не упоминает в своих каждодневных записях о тесте как об авторе популярных пьес. Наконец, все портреты Шекспира напи­саны после его смерти и заставляют усомнить­ся в подлинности и даже реальности изобра­женного лица.

Показательна в этом смысле и история па­мятника, поставленного на могиле Шекспира. Изображенный там человек совершенно не по­хож на скульптуру, воспроизведенную на ри­сунке, приложенном к первому собранию со­чинений Шекспира, вышедшему в 1623 году. Судя по рисунку, первоначально скульптура представляла собой фигуру грузного бородача, прижимающего обе­ими руками к живо­ту какой-то большой предмет, похожий на мешок.

Лишь в 1709 го­ду, когда слава лите­ратора стала всемир­ной, памятник пре­терпел изменения: вместо мешка у изоб­ражения Шекспира появилось перо в од­ной руке и лист бу­маги — в другой.

Антистратфордианцы обращают вни­мание также на загадочную фразу современника Шекспира, поэта Вена Джонсона, произнесенную им в связи с выходом первого собрания сочинений Шекс­пира: «Ты — памятник без могилы».

К могиле мы с вами еще вернемся. А пока давайте зададимся вопросом: «Если не Шекс­пир, тогда кто же был автором приписывае­мых ему произведений?»

Современное шекспироведение насчитыва­ет более полусотни кандидатов на эту роль. В их список входит даже жена Шекспира — женщи­на деятельная и умная. Но в то время, дескать, было не принято, чтобы женщины занимались умственным трудом, а тем более писали пьесы и книги. Вот жена и попросила мужа «при­крыть» ее.

Впрочем, среди кандидатов-женщин есть и особы более именитые. Так, шекспировед Д. Э. Суит, например, полагает, что за мни­мым авторством Шек­спира укрылась... сама королева Елизавета I.

Эта версия основы­вается на многочислен­ных намеках в сонетах Шекспира на полити­ческие события, кото­рые могли волновать важного государствен­ного деятеля, но не не­грамотного актера-ли­цедея из театра «Глобус». Суит также указывает на большое коли­чество волевых напористых героинь в пьесах Шекспира, которые смело спорят и противо­действуют слабовольным сомневающимся геро­ям. В этом сочетании Суит видит очевидную аналогию с Елизаветой I и ее фаворитом графом Эссексом.

Кроме того, Суит обращает внимание на то, что Шекспир не написал элегии на смерть коро­левы. Для актера это естественно, а вот для зна­менитого поэта того времени такой поступок не­простителен. Кроме того, сразу после смерти

Елизаветы I в 1603 го­ду в творчестве самого Шекспира прослежи­вается явный спад.

Непонятным в этой версии остается лишь одно: зачем Елизавете I надо было прятаться за реальным челове­ком? Ведь проще было бы просто взять псев­доним...

Другой кандидат на роль автора пьес, приписываемых Шек­спиру, — Фрэнсис Бэ­кон — великий фило­соф и лорд-канцлер. Эта версия имеет массу поклонников, ибо личность Ф. Бэкона вполне соответствует представ­лению об авторе пьес как о признанном филосо­фе, получившем блестящее образование.

Свои суждения бэконианцы основывают на совпадении многих мыслей в записных книж­ках философа и пьесах Шекспира. Невозмож­но представить, чтобы простой актёр Шекспир мог быть знаком с записями лорда-канцлера Бэкона. Правильнее, как считают исследова­тели, предположить, что Бэкон сначала запи­сывал свои мысли в записной книжке, а затем преподносил их зрителям «Глобуса» в высоко­художественной форме. Кроме того, утверж­дается, что если брать по определенной систе­ме буквы из разных страниц первого издания произведений Шекспира, то получится фраза, подтверждающая авторство Ф. Бэкона.

Однако философ Бэкон прожил на 10 лет дольше Шекспира. Так что в данном случае ге­рою нашего расследования вовсе не надо было бы бросать на склоне лет свое ремесло и воз­вращаться в родной город, чтобы заняться рос­товщичеством.

Кроме того, новейшие изучения текстов Шекспира говорят о том, что их создатель не об­ладал такими уж глубокими познаниями. На­пример, он допускает много ошибок в геогра­фии, повторяя недочеты и промахи авторов де­шевых изданий. Сомнительно, чтобы столь грубые ляпы мог допустить такой крупный уче­ный, как Фрэнсис Бэкон. Совпадения же неко­торых мыслей в записных книжках одного и пьесах другого могут быть объяснены тем, что многие трагедии Шекспира являются попросту переделками написанных и изданных ранее произведений. Они были наверняка знакомы и Бэкону.

Граф Оксфорд — еще один кандидат на авторство пьес — умер раньше Шекспира, в 1604 году. Интересно то, что достучавшийся до духа графа с помощью сеансов спиритизма Пер­си Ал лен заявил, что все произведения, припи­сываемые Шекспиру, сочинены Оксфордом при участии Бэкона и некоторой помощи со сторо­ны самого Шекспира. Это же вроде бы подтвер­дили духи философа и актера. Но, согласитесь, свидетельства духов не примет в качестве дока­зательств ни одна серьезная комиссия.

Куда более остроумная версия выдвинута Д. М. Максуэллом. Он полагает, что под именем Шекспира скрывался министр двора Роберт Се­сил, граф Солсбери. Годы его жизни близки к годам жизни Шекспира. Максуэлл нашел в со­нетах намеки на физические недостатки авто­ра, а известно, что Сесил был горбуном.

А вот по версии, выдвинутой Г. Джонсоном, получается, что пьесы Шекспира сообща писа­ли члены католического подполья в Англии. Псевдоним «Шекспир» якобы взят отцами-ие­зуитами по созвучию с фамилией папы Андриана IV — единственного англичанина, возглав­лявшего католическую церковь. Breakspeare («ломатель копий») был ими переделан в Shakespeare («потрясатель копий»).

Многие исследователи полагают, что внима­ния заслуживает гипотеза, согласно которой к написанию пьес Шекспира приложил руку Ви­льям Стенли, граф Дерби. Его инициалы W.S. совпадают с инициалами Шекспира. Кроме то­го, сохранились донесения иезуитского шпиона в Англии Джорджа Феннера отцу Парсону в Риме. Из них следует, что шпион пытался склонить английских аристократов к католи­ческому заговору против Елизаветы I и надеял­ся на участие в нем графа Дерби. Но потом по­нял, что это тщетно, поскольку «граф Дерби занят ныне только писанием комедий для про­стых актеров».

В авторы по крайней мере части пьес, при­писываемых Шекспиру, исследователи вы­двигают и великого драматурга Кристофера Марло, трагически погибшего в 1593 году.

О его причастности к нашему расследованию говорят хотя бы такие факты.

Биография Марло почти столь же бедна до­стоверными сведениями, как и биография Шекспира.

Известно лишь, что сын сапожника из Кен­тербери, Марло окончил Кембриджский уни­верситет, где получил степень магистра. Буду­чи еще студентом, он стал агентом секретной службы. Выполняя секретные поручения, объ­ездил всю Европу, где выдавал себя за протес­танта, перешедшего в католическую веру.

Впоследствии Марло оставил секретную службу и примкнул к обществу вольнодумцев, которым руководил ученый и мореплаватель Уолтер Реши. Однако деятельность этого обще­ства вскоре была раскрыта. И 20 мая 1593 года его члены предстали перед Тайным советом. Однако Марло, к удивлению многих, арестован не был.

Впрочем, через десять дней он погиб при странных обстоятельствах. Говорят, был убит ударом ножа, обезобразившим его лицо до не­узнаваемости. Случилось это в селении Дептфорд, недалеко от Лондона, во время карточ­ной игры. Причем партнерами Марло были из­вестный карточный шулер Инграм Фризер, вор Николас Скирс и правительственный шпи­он Роберт Пули.

Однако непонятно, как это Марло позво­лил себя втянуть в игру с шулером? Как он во­обще оказался в столь малопочтенной компании? Почему убийца Фризер был помилован через месяц после случившегося? И каким это образом человек умер от раны, которая по сути не является смертельной (последнее доказали исследования современных экспертов)?

По предположению сторонников авторства Марло, драматург опасался нового вызова в Тайный совет, грозившего ему, возможно, пытками. Поэтому было инсценировано его убийство, для чего покровитель Марло Томас Уолсингем (брат умершего к тому времени ру­ководителя секретной службы) привлек сек­ретных агентов Пули, Фризера и Скирса. Следствию, как предполагается, был предъяв­лен труп неизвестного человека (рана в лицо затруднила опознание трупа), а Марло пере­ждал опасное время в имении Уолсингема. За­тем он тайно уехал на континент и на протя­жении многих лет посылал в Англию пьесы, где они ставились под именем Шекспира.

...В общем, вопрос, кому принадлежат пье­сы Шекспира, так и остается открытым. А ис­следователи продолжают свое дело и время от времени удивляют нас новыми неожиданны­ми открытиями.

Категория: ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ | Просмотров: 2090 | Добавил: admin | Теги: хрестоматития по литер, я познаю мир тайны литературы, к урокам литературы, интересноо писателях, о литературном произведении, удивительная литература | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0